Особенности подготовки современных специалистов для инновационной деятельности

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Современные условия социально-экономического развития требуют разработки новых взглядов в сфере подготовки современных специалистов для инновационной деятельности. Анализ кадрового обеспечения этого направления деятельности в Украине свидетельствует о том, что проблема обеспечения кадрами инновационных процессов в нашей стране является очень острой. В первую очередь, потому, что в системе образования недостаточно уделяется внимания формированию личности, которая способна воспроизводить знания в течение жизни, воплощать корпоративные методы управления, находить источники для творчества и т.д.

Ключевые слова:

инновационная деятельность, подготовка специалистов
Цитировать публикацию:
Особенности подготовки современных специалистов для инновационной деятельности – С. 271-279.

Osobennosti podgotovki sovremennyh spetsialistov dlya innovatsionnoy deyatelnosti. , 271-279. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Современные условия социально-экономического развития требуют разработки новых взглядов в сфере подготовки современных специалистов для инновационной деятельности. Анализ кадрового обеспечения этого направления деятельности в Украине свидетельствует о том, что проблема обеспечения кадрами инновационных процессов в нашей стране является очень острой. В первую очередь потому, что в системе образования недостаточно уделяется внимания формированию личности, которая способна воспроизводить знания в течение жизни, воплощать корпоративные методы управления, находить источники для творчества и т.д. [1].

Инновационная деятельность – новый и сложный процесс социально-экономического развития, поэтому такая проблема как обеспечение инновационной системы соответствующими кадрами является очень важной.

Основным нормативным документом, который формирует направления подготовки специалистов в Украине, является Постановление Кабинета Министров Украины от 27 августа2010 г. № 787 «Об утверждении перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационным уровням специалиста и магистра». Согласно этому документу к специальностям сферы инновационной деятельности можно отнести «Управление инновационной деятельностью», «Интеллектуальную собственность» и «Консолидированную информацию», которые относятся к разделу «Специфические категории».

Для специалистов этого направления одною из главных умений является умение выполнять организационно-управленческую функцию. На обучение по этим специальностям принимаются лица, которые уже имеют высшее образование, поэтому можно считать, что значительная часть компетентности у таких специалистов уже сформировано.

В отечественной истории создания отраслевых стандартов высшего образования при подготовке современных специалистов было несколько подходов, например, одно из поколений стандартов было ориентировано на владение производственными функциями и умения их выполнять. Сегодня разработчики стандартов ориентируются на компетентность специалиста. Но как в первом, так и во втором вариантах подготовки кадров для инновационной деятельности мало уделяется внимания творческому развитию личности, не уделяется внимания нахождению условий для применения своих творческих способностей и внедрения созданных знаний, недостаточно рассматривается процесс самосовершенствования, мало внимания уделяется синергетической коммуникации и т.п. Поэтому проблема разработки нового видения процесса создания современной модели подготовки специалистов для инновационной деятельности является актуальной.

Под новыми подходами по формированию современных специалистов для инновационной деятельности понимается научно-методологи­ческое обеспечение учебного процесса необходимого для подготовки специалиста уметь работать в современных социально-экономических условиях развития общества.

Основной задачей разработки новых подходов к подготовке современных специалистов для инновационной деятельности является определение и понимание сущности инновационной системы, научно-методоло­гических особенностей функционирования таких систем, ее внутренней структуры в производственный и социальной сферах деятельности. В соответствии с пониманием сущности инновационного развития и применением системного анализа требований современного рынка труда и формируются новые подходы к наполнению учебного процесса новым содержанием.

Известно, что система образования в социуме выполняет две важные функции:

  • социально-воспроизводственную, которая обеспечивает сохранение и воссоздание типа общества, его норм и традиций;
  • социально-приспособительную, или функцию развития, которая формирует способность человека к развитию, к новациям, к быстрым технологическим преобразованиям, изменениям потребностей и новых требований общества и др. [1].
  • Эти функции диалектически взаимосвязаны и находятся в природном балансе. Сегодня в нашей стране нарушен баланс между потребностями общества (рынком труда) и количеством подготавливаемых специалистов по различным направлениям, а это является доказательством, что в современных условиях развития образование первую свою функцию в необходимом объеме не выполняет.

    Вторая образовательная функция также не реализуется в полном объеме. Формирование инновационной экономики требует системы подготовки специалистов, способных выполнять функцию развития. Это объясняется взрывным периодом создания и внедрения новых технологий. Успевать поддерживать такую тенденцию развития возможно только при условии наличия соответствующих специалистов.

    Инерционность системы управления образованием, жесткая вертикаль планирования (лицензирование, госзаказ, наличие большого количества обязательных незначимых показателей таких, например, как количество квадратных метров площадей, компьютеров, экземпляров литературы и т.д. на одного студента, не позволяют реагировать на быстрые и существенные изменения в обществе и экономике).

    Развитие образования продолжает двигаться в сторону наращивания мелких показателей на входе в систему, а качество подготовленных кадров на выходе из системы образования почти не контролируется, рынок труда практически исключен из системы подготовки и использования подготовленных специалистов, самостоятельность учебных заведений ограничена.

    Особенно острая проблема подготовки специалистов является в сфере инновационной деятельности. Эта сфера является новой и сложной в современном социально-экономическом развитии.

    Современный социально-экономический прогресс характеризуется кардинальными изменениями в определении направлений экономического развития. Сегодня основные акценты перемещаются на задачи ускоренного инновационного развития, перехода к экономике, базирующейся на знаниях. Базой такого социально-экономического развития становятся интеллектуальные ресурсы, интеллектуальный капитал, наука, процессы трансферта результатов творческой деятельности в производство материальных и духовных благ.

    В таких условиях развития в системе подготовки современных специалистов для инновационной деятельности основным принципом наполнения содержанием учебного процесса должен быть системный подход, который должен базироваться на знании особенностей построения национальных инновационных систем.

    Мировой опыт убедительно свидетельствует, что конкурентные преимущества страны достигаются лишь при условии формирования новой экономики, которая имеет по многим компонентам и параметрам существенные отличия от экономики индустриальной эпохи. Подготовка кадров для экономики знаний должна базироваться на понимании философии современного социально-экономического развития.

    Развитие национальной инновационной экономики тесно связано с процессами экономической и социальной переориентации современной жизни. Вот почему изменения в социально-экономическом развитии страны, процесс формирования инновационной системы следует рассматривать на системном уровне, с использованием системного подхода, который должен быть применен и при подготовке кадров для инновационной деятельности.

    Увеличение динамичности жизни требует коренных изменений в сфере подготовки специалистов для инновационной экономики. Особенно это касается темпов изменения научно-технических знаний. В этом контексте знания становятся инструментом преобразования окружающей среды на основе технологизации жизни, нового видения социального мира. При этом вопрос теоретического знания отходит на второй план, а на первый выходит практический результат использования знаний. Иными словами, сегодня главной компонентой становится экономическая целесообразность полученного знания и эта особенность должна быть учтена при формировании новых подходов к подготовке современного специалиста для инновационной деятельности.

    Приведем наше видение проблемных вопросов, которые необходимо учитывать при подготовке специалистов с учетом современных требований инновационной экономики [2]. Такими вопросами являются:

  • понимание экономической структуры национальной инновационной системы, именно экономическая структура становится основой процесса формирования модели подготовки современных специалистов;
  • определение объекта и предметов деятельности в процессе формирования новых подходов к подготовке специалистов для инновационной сферы деятельности;
  • формирование нового сознания специалиста в условиях функционирования инновационной системы;
  • формирование новой системы управления инновационной деятельностью.
  • За основу экономической структуры в современных условиях развития взяты следующие виды экономической деятельности: экономику информации, экономику знаний, или интеллектуальной собственности и экономику новаций. Эти виды экономик являются составляющими инновационной системы, эффективность функционирования которой зависит от системы управления всей инновационной деятельностью [3].

    В инновационной системе каждое направление экономики обеспечивает функционирование своей сферы деятельности:

  • экономика информации – это производство информации и знаний, направленных на обеспечение общества информационно-знаневыми потребностями и услугами;
  • экономика знаний, или интеллектуальной собственности, направлена на создание и функционирование государственной системы охраны интеллектуальной собственности;
  • экономика новаций направлена на обеспечение общества инновационной продукцией, в этой сфере экономической деятельности осуществляется переход инновационного продукта в инновационную продукцию.
  • Управление экономическим блоком инновационной системы предназначено для разработки и внедрения государственной политики в сфере инновационной деятельности.

    Анализ экономических составляющих инновационной системы свидетельствует о наличии между ними внутренней взаимосвязи, наличие единого объекта деятельности (знания), а потому эту особенность нужно обязательно учитывать при формировании модели подготовки специалиста для инновационных процессов.

    С одной стороны разные сферы экономической деятельности требуют подготовки различных специалистов, а с другой стороны они объединены знанием, а потому это противоречивое единство и требует особого подхода к процессу формирования модели специалиста для инновационной сферы деятельности. Формирование учебных планов подготовки специалистов для инновационной сферы деятельности необходимо осуществлять на единой научно-методологической основе.

    Зная экономическую структуру инновационной системы и особенности ее формирования, становится возможным сформулировать объект и предметы деятельности специалистов для инновационной системы. Анализ показывает, что объектом деятельности для всех видов экономик являются знания, которые выполняют разные функции в каждом виде экономической деятельности. Экономика информации предназначена для создания знания, экономика знаний – для государственной регистрации и защиты нового знания, экономика новаций – для преобразования творческого продукта в продукцию, а система управления этими процессами отвечает за эффективность их взаимодействия. Каждое направление экономической деятельности должно обеспечиваться своей специальностью.

    Определение объекта и предметов деятельности в инновационной системе позволяет сделать вывод, что:

  • во-первых, инновационная деятельность требует подготовки специалистов различного направления;
  • во-вторых, подготовка таких специалистов должна осуществляться на единой научно-методологической основе, потому что специальности имеют единый объект деятельности.
  • Обладая научно-методической основой подготовки специалистов по базовым специальностям для инновационной системы, можно формировать и новые подходы к организации учебного процесса по этим специальностям.

    Инновационная деятельность, основанная на знаниях – это типичное нелинейное явление. Ключевая ее характеристика – концентрация знаний, при которой их сумма не совпадает с суммой арифметической. В таких системах реализуется принцип, когда организованное есть больше суммы его частей. Такой принцип в социальной среде может быть реализован только при условии социально-экономического объединения возможностей общества и отдельного человека.

    Организация взаимовыгодного взаимодействия человека (творца знаний) и общества как объекта внедрения знаний в практику должно стать ориентиром как процесса развития, так и процесса подготовки кадров для инновационной деятельности.

    Стадия преобразования информации в знания происходит посредством сознания – продукта эволюционного развития живой природы. Сознание – это индивидуальное достояние каждого отдельного человека. Сознание специалиста формируется на принципе взаимозависимости человека и общества. Взаимозависимость индивидуального и социального является базовой характеристикой современного инновационного развития.

    В основу формирования модели подготовки современного специалиста для инновационной деятельности взяты три условия: знания, умения и желания. Человек должен дать ответ на вопрос «для чего это?» (Определить и понять цель), обосновать и показать свое знание решения проблемы, знать, как это сделать и иметь желание это сделать. Только при одновременном взаимодействии знания, умения и желания можно добиться заметного и оцененного обществом результата труда.

    В триаде основных условий формирования специалиста заложено сочетание индивидуальных и социальных возможностей. Реализация принципа единства индивидуального и социального создает новые условия для достижения результата, который на много больше сумме двух составляющих.

    Если образовательный блок в состоянии предоставить специалисту знания и умения, то создать условия для желания реализовать себя как специалиста, выходят за рамки возможностей системы образования и уже зависят от индивидуума и социума.

    Формулируя требования к подготовке современных специалистов для инновационной деятельности, необходимо следить как за формированием профессиональных качеств, так и за воспитанием личностных качеств, качеств поведения человека, который со своей индивидуальностью сможет вписаться в социальные нужды и требования.

    Анализ вариантов поведения человека показывает, что существует два вида реагирования на изменения внешней среды: реактивная и проактивная модели реагирования.

    Реактивная модель поведения человека базируется на непосредственной его реакции на изменения внешней среды.

    В реактивной модели поведения человека ведущей компонентой становится внешняя среда. Сущностью такого поведения является парадигма «я – они», когда ответственность за результат деятельности переводится на кого угодно, на условия внешней среды.

    В современных динамичных условиях социально-экономического развития человек может не успевать за быстрыми изменениями, происходящими во внешней среде, поэтому значительное количество людей вынуждено пользоваться именно реактивной моделью поведения. Это приводит к формированию человека, который не вписывается в русло требований общества, а потому у таких людей возникает много проблем в жизни.

    Проактивная модель поведения базируется на признании факта, что между внешней средой и реакцией человека, есть свобода выбора реагирования на внешние условия среды, то есть всегда существует несколько вариантов реагирования на внешние условия и человек всегда имеет право выбора как вести себя при изменяющихся условиях внешней среды.

    Проактивная модель базируется на самосознании, представлении, совести и независимой воли. Человек берет на себя ответственность за свои действия. Реакция (поведение) человека в основном зависит от принимаемых решений, а не только от условий окружающей среды. Решение является основой поведения и ответственности. У человека всегда есть выбор, всегда есть несколько вариантов сценариев решения проблемы [4].

    Новые знания являются результатом функционирования диалектической системы «информация – знание», а потому можно утверждать, что система «информация – знание» и является основой свободы выбора между внешней средой и действием [5].

    Жизнедеятельность человека во многом зависит от него самого, человек сам выбирает для себя как модель поведения, так и дальнейший путь развития событий, или быть объектом для действия, или действовать, влияя на проблему и решать ее. Каждый человек обладает такими природными качествами, как творчество, деятельность и наступательный характер, и если он придерживается проактивной модели поведения, то имеет гораздо больше шансов быть успешным и успевать за требованиями времени. Проактивная модель поведения человека является основой его успеха, она позволяет создавать собственные новые возможности, собственный социальный климат для движения и прогресса.

    В условиях формирования инновационной системы общество и индивидуум должны ориентироваться на проактивною модель развития.

    Проактивная поведение человека базируется на двух видах ценностей: опыте и отношениях, которые являются результатом процесса общения между людьми. Опыт, отношения и общение объединены информациею и знаниями.

    Если проанализировать механизм реализации проактивной деятельности, то можно выделить следующие этапы последовательных процессов, а именно: постановка цели, анализ и сбор информации, создание знания (синтез), принятие решения и начало действия. Таким образом, проактивная модель поведения человека базируется на системе «информация – знания», которая является основой реализации проактивной модели поведения. Поскольку знания создаются путем переосмысливания информации, и они всегда являются основанием для принятия решения, то, по нашему мнению, проактивную модель поведения человека можно отнести до информационно-знаниевой модели.

    Сочетая морально-волевые качества (самосознание, совесть и независимая воля) с творческими качествами (умение использовать систему «информация – знание») человека можно сформулировать обобщенную модель поведения, которую можно назвать проактивной информационно-знаниевой моделью развития.

    Проблема формирования проактивного творческого человека становится необходимым условием подготовки кадров для национальной инновационной системы, которую возможно осуществить только в просвещенном обществе, обществе с широким использованием творческого труда.

    Достичь значительного эффекта в инновационном развитии можно при условии, когда, во - первих, человек и общество функционируют за едиными правилами, которые взаимовыгодны как обществу, так и индивидууму и, во-вторых, когда индивидуум и общество придерживаются информационно-знаниевой проактивной модели развития. Это необходимо учитывать как на уровне поведения отдельного человека, так и на уровне управленческой иерархии, которая формирует правила поведения общества в целом.

    Проблема поведения индивидуума и формирования правил функционирования социума в условиях развития национальной инновационной экономики становится не только актуальной, но и обязательной. Оптимальный результат совместной деятельности достигается при соблюдении принципа единства целей общества и отдельного индивидуума.

    Из наведенного выше можно сделать вывод, что реализация модели подготовки специалистов для инновационной деятельности может быть сформирована на основе учета разноплановых задач, которые можно сгруппированных в следующие блоки:

  • экономический блок, который учитывает требования экономики информации, экономики знаний, или интеллектуальной собственности, экономики новаций, а также требования к государственному управлению инновационной деятельностью и государственной политикой в сфере формирования национальной инновационной системы;
  • блок формирования этики личности, развития творчества и самосовершенствования, в котором формируются умения эффективно управлять собой, уметь реализовать свои возможности (их можно увидеть, услышать или почувствовать), но они есть у каждого и именно благодаря им индивидуум влияет на других людей своим поведением. Этот блок на протяжении жизни предполагает наличие процесса постоянного самосовершенствования;
  • блок формирования взаимозависимости индивидуума и общества. В этом блоке реализуется принцип единства индивидуального и социального, принцип взаимозависимости, принцип сочетания индивидуальной и социальной взаимосвязи. На современном этапе развития творческие качества человека согласно второму закону термодинамики могут развиваться только в открытых системах, а это означает в условиях наличия тесной взаимосвязи человека с обществом.
  • Анализ цивилизационного развития человечества свидетельствует о наличии четкой закономерности ускорения процесса постоянного совершенствования, повышения индивидуальной и межличностной эффективности за счет увеличения доли интеллектуального труда. Этот процесс работает по спирали непрерывного прогресса, по оси совершенствования, которая приводит к трем этапам развития: зависимости, независимости и взаимозависимости.

    Современный этап социально-экономического развития базируется на принципе взаимозависимости индивидуума и общества. Зная эту особенность можно планировать перечень дисциплин, которые целесообразно включать до учебного плана соответствующих базовых специальностей, которые обеспечивают инновационную сферу деятельности.

    В работе приведены отдельные особенности подготовки кадров по базовым специальностям, обеспечивающим инновационную сферу деятельности в Украине.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Федулова Л.І. Економіка знань: підруч. [для студ. вищ. навч. закл.] / Л. І. Федулова; НАН України; Ін-т екон. та прогнозув. НАН України. К., 2009.
    2. Старіш О.Г. Системологія: підруч. / О.Г. Старіш; Центр навчальної літератури. К., 2005.
    3. Пархоменко О.В. Інформація і знання: взаємозв’язок: моногр. / О.В.Пархоменко. К.: Держав. ін-т інтел. власн., 2010.
    4. Пічкур О.В. Правова охорона селекційних досягнень у рослинництві: моногр. / О.В.Пічкур. К.: ПП «Авокадо», 2006. С. 276.
    5. Пархоменко О.В. Інформація і знання: взаємозв’язок: моногр. / О.В.Пархоменко. К.: Держав. ін-т інтел. власн., 2010.