Купеческая династия Неклютиных в Самарской губернии

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье рассматривается предпринимательская деятельность и благотворительность представителей купеческого рода Неклютиных. Анализируется вклад Н. М. Неклютина и его потомков в развитие Самарской губернии, прослеживается их судьба после 1917 г. Затронута деятельность Самарского биржевого общества и комитета и других организаций губернии.

Ключевые слова:

предпринимательство, благотворительность, купеческая династия Неклютиных
Цитировать публикацию:
Купеческая династия Неклютиных в Самарской губернии – С. 5-11.

Kupecheskaya dinastiya Neklyutinyh v Samarskoy gubernii. , 5-11. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Предпринимательская деятельность российского купечества долгое время либо оставалась вне сферы внимания исследователей, либо получала негативную, идеологизированную оценку. Каждый род предпринимателей знаменит и славен по-своему. На страницах научной, научно-популярной и периодической литературы стали появляться отдельные сведения о предпринимательской деятельности Неклютиных, их благотворительных акциях, генеалогии [1].

Архив К. Н. Неклютина содержит 237 папок, включающих его мемуары, рукописи по инженерному делу, статьи о марксизме, переписку и фотографии. После его смерти в1978 г. архив был передан наследниками в университетскую библиотеку г. Накитош (штат Луизиана, США). Руко­пись воспоминаний на английском языке хранилась вместе с архивом Константина Неклю­тина в библиотеке университета штата Луизиана в Америке, была переведена известным российским ученым Тамарой Муравицкой, а издана Самарским музеем истории города весьма скромным тиражом – пятьсот экземпляров. Так что практически сразу превратилась в библиографическую редкость.

Согласно воспоминаниям К. Н. Неклютина его предки происходили из государственных крестьян. В начале XIX века его дед, Гавриил Михрютин (1810 – 1858), переехал из деревни в Самару, где зарабатывал на перепродаже зерна и гречихи. Через несколько лет он подал прошение на имя царя с просьбой изменить неблагозвучную фамилию. Прошение было удовлетворено, таким образом в губернии появилась новая семейная династия Неклютиных [2].

Видимо, предпринимательская жилка позволила Г. Неклютину достаточно быстро приобрести в собственность небольшое здание, в котором он оборудовал место для переработки гречихи. Отметим, что в торговле долгое время сохранялись традиционные формы организации. В ней участвовали торговые дома, перекупщики (покупка хлеба, к примеру, осуществлялась в основном через посред­ников), мелкие розничные торговцы. Торговля происходила в лавках, магазинах, на ярмарках, традиционным местом проведения которых в Самаре была Троицкая площадь. С основанием в 1893 году биржи оптовая торговля, первоначально хлебом, а позже и другими товарами, в основном переместилась туда. В конце XIX века самарские предприниматели оценили выгоду совмещения торговой деятельности с промышленным производством. Объекты приложения своих капиталов они зачастую выбирали в тех сферах, которые были хорошо известны им по торговой деятельности. В итоге в Самарской губернии в конце XIX – начале XX века особенно активно стали функционировать те дельцы, которые стремились соединить хлебную торговлю с производством муки.

В семье Гавриила Неклютина было четверо детей: две дочери – Анна (вышла замуж за Ивана Головкина), Анастасия (вышла замуж за Николая Полякова) и два сына: Николай и Александр.

Дата рождения Н. Г. Неклютина точно не известна. Систематического образования он не получил. Предположительно Н. Г. Неклютин родился в 1840 году, так как в воспоминаниях его сына К. Н. Неклютина указывается дата бракосочетания родителей – 2 февраля 1862 года и возраст отца (22 года) и матери – Анастасии Матвеевны Шихобаловой (16 лет) [2, с. 18]. Также указывается предположительная дата рождения в 1843 году.

Спекуляции на рынке зерна в начале 70-х гг. XIX века и скупка земель между Самарой и Оренбургом сделали Николая Гавриловича одним из богатейших людей Самары. К началу 1880-х гг. у него было три больших имения: Точковский в 110 кмот Оренбурга, Большой Уран и Алябинский недалеко от ст. Новосергиевская. После смерти в 1883 году Матвея Николаевича Шихобалова его дочь Анастасия Матвеевна Неклютина и Елизавета Ивановна Субботина, ее племянница, унаследовали его богатейшее состояние. Они стали обладателями имений, домов, хлебных амбаров, что увеличило состояние семьи. Паровая мельница, построенная за рекой Самарой П. С. Субботиным, перешла в их совместное владение.

В разных уездах Самарской и Оренбургской губерний семья имела семь крупных имений: по шесть-семь тысяч десятин каждое. В семье Н. Г. Неклютина и А. М. Неклютиной было пять сыновей: Матвей (1865 – 1896), Иван (1866 – 1949), Виктор (1870 –?), Владимир (1881 –?), Константин (1887 – 1978) и три дочери: Анна (1864 –?), Александра (1878 –?), Мария (1884 – 1950). Управление семейными делами было распределено между членами семьи: старший брат Матвей был главным управляющим мельницы, Иван и Виктор – управляющими семейными имениями.

Сама Анастасия Матвеевна (1847 – 1930) управляла крупным имением в Бузулукском уезде (7711 десятин, из них в севообороте находилось 2570 десятин). Большую площадь посевов занимала яровая пшеница, 270 дес. – озимая рожь. Опись госбанка, составленная в 1887 году, показывает, что в имении был весь необходимый инвентарь, 50 лошадей, 340 быков, 42 верблюда. В имении имелся конный завод и продуктивное стадо. Запашка обрабатывалась наймом за деньги лишь на четверть, основная же часть – за отработки или долю урожая. Также в аренду сдавались сенокосные угодья. Валовый доход с имения составлял 193 300 руб. Залог имения в банк А. М. Неклютина объясняла недостатком оборотного капитала, необходимого для того, чтобы переждать неблагоприятную рыночную конъюнктуру. Банк выдал кредит под залог имения в размере 64 тыс. руб. [3].

Николай Гаврилович Неклютин был купцом первой гильдии, являлся купеческим старостой (1880 – 1883 гг.), с 1890 г. – членом учетного комитета при Самарском отделении Госбан­ка, членом общества взаимного кредита, членом правления общества «Дома тру­долюбия», членом правления общества Красного Креста, почетным блюстителем Самарского реального училища, входил в совет женской гимназии А. С. Межак, был ктитором (спонсором) домовой церкви при этой гимназии. Я. Г. Соколов, А. Н. Шихобалов и Н. Г. Неклютин были попечителями ремесленной школы имени Д. В. Кириллова.

С 1875 по 1891 гг. Николай Гаврилович избирался гласным Самарской городской Думы, входил в состав Управы, а 8 фев­раля 1891 года стал городским головой. Избрание Николая Гавриловича было своего рода благодарностью самарского общества за его труды по борьбе с голодом 1890 – 1891 гг. В 1891 году купцы города предоставили городу Самаре беспроцентную ссуду на закупку хлеба для голодающих. В частности, Н. Г. Неклютин пожертвовал 5 тысяч рублей [4].

На посту городского головы Н. Г. Неклютин проявил себя с самой лучшей стороны. В этот период в Самаре появляются булыжные мостовые, набережная у пивзавода, заканчивается строительство кафедрального собора. Когда в 1893 году возникли серьезные проблемы с финансированием окончательной отделки собора, городской голова, купец 1 гильдии Н. Г. Неклютин открыл подписку между «выдающимися в здешнем торговом мире лицами», в результате которой было собрано 1000 тысяч рублей [5].

Н. Г. Неклютин провел через Думу проекты строительства городской электростанции, а также организации уличного освещения, строительства тротуаров.

Строительство первой электростанции было важнейшей вехой в истории Самары. Решив строить станцию, городская Дума в 1894 году объявила через столичную прессу конкурс на поиски наилучшего подрядчика. Присланные проекты несколько лет рассматривались с большим пристрастием. В итоге гласные (депутаты) Самарской думы поручили городской управе заключить контракт с акционерным обществом русских электротехнических заводов «Сименс и Гальске». Историческое постановление о начале строительства было принято в 1898 году.

По условиям контракта Центральная электрическая станция мощностью 210 киловатт должна была обеспечить освещение улиц Дворянской (ныне Куйбышева) и Панской (ныне Ленинградская). А также – Драматического театра, Струковского сада, других общественных мест, а вместе с этим – частных абонентов, в числе которых были самарские купцы и промышленники, проживающие в центре города. Была выбрана площадка на берегу Волги, постройка станции и монтаж оборудования шли около двух лет. И 27 июня (14 июля по старому стилю) 1900 года первая городская электростанция была принята в эксплуатацию. В Самаре было установлено 50 первых электрических фонарей.

8 марта1893 г. в помещении Самарской Городской Управы под председательством городского головы купца Н. Г. Неклютина частным совещанием «господ купцов города Самары» было сформировано Самарское Биржевое Общество. На совещании было отмечено, что «местные торгово-промышленные круги, несомненно, нуждаются в этом учреждении как для облегчения всевозможных торговых сделок, так главным образом для выражения могущих встретиться местной «торговой промышленности» нужд и потребностей». Городским головою было предложено купцам высказать свою точку зрения относительно полезности названного учреждения для Самары.

Подписка фиксировала не только желание предпринимателя стать членом Биржевого Общества, предприниматели обязывались: «…сверх годовой платы за посещение Самарской Биржи, какая будет установлена приговором Биржевого общества, соглашаемся еще на взнос ежегодно особо определенной суммы на содержание Самарской Биржи по приговору того же Биржевого Общества» [6].

19 марта1893 г. состоялось собрание, на котором был избран первый биржевой комитет. Председателем был назначен Ф. Г. Углов, члены комитета: Н. Д. Батюшков, А. Н. Шадрин, Я. И. Гужов.

В течение 1893 г. проводились различные организационные мероприятия. На 9 июня было назначено открытие биржи, для чего были посланы приглашения протоиерею Лаврскому и протодиакону Румянцеву Спасо-Вознесенского Кафедрального собора, и регенту архиерейского хора певчих с просьбой прибыть на торжественный молебен в помещении Городской управы. В ноябре состоялось собрание самарского Биржевого Общества, на котором было принято решение ходатайствовать перед Городской Думой о предоставлении помещения бывшего вокзала Александровского сада для проведения собраний биржевого общества и производства сделок. В результате прений, развернувшихся в Думе по данному вопросу, было решено: 1) отдать вокзал Биржевому Обществу сроком на шесть лет; 2) ремонт и все переделки в помещении вокзала ложились на Биржевое Общество; 3) на Биржевое Общество возлагалось страхование помещения, а полис передавался в Городскую Управу с правом города получать в свою пользу страховое вознаграждение в случае пожара; 4) в здании вокзала нельзя открывать буфет с продажей крепких напитков; 5) служащие биржи не могут заводить домашний скот; 6) помещение садовника остается впредь в распоряжении города. Спор в Думе развернулся по поводу арендной платы. Гласный Буслаев полагал, что поскольку Биржевое Общество будет центром и регулятором интересов всех сословий, то и арендную плату брать с него не следует. Гласный Кожевников указал на то, что «есть и другие сословные общества, например ремесленное, которым город никаких послаблений не делает и не стесняется брать аренду с сирот, торгующих с лотка…». Тем не менее, арендная плата в вышеприведенном постановлении Думы не отражена. Это не удивительно, если учесть, что удельный вес купцов-гласных в самарской Думе в начале XX в. составлял от 33,8% до 60,3% [7].

Биржевой комитет обладал весьма значительным влиянием на решения Городской Думы. В 1894 г. Городская Дума возбудила ходатайство перед правительством о введении сбора с ввозимых и вывозимых товаров в пользу города. Сбор должен был взиматься на устройство мостовых, разрушавшихся тяжелогруженым транспортом. Биржевой Комитет высказался резко против подобного обложения грузоперевозок, поскольку он может повредить местным производителям. Спор по данному вопросу затянулся до 1905 г., когда было заслушано мнение губернатора об отказе Думе в ходатайстве введения сбора с товаров. Не помогло обращение в Сенат и МВД. Лишь позднее сбор был разрешен, но для ограниченной группы товаров [8]. Таким образом, возобладало мнение Биржевого Комитета, принятое в самых высоких инстанциях.

Первоначальная деятельность Биржевого Общества была направлена на упорядочение торговли в губернии и основной ее отрасли – хлебной торговли. В первое пятилетие Биржевому комитету пришлось работать в тяжелых условиях: предприниматели чуждались огласки торговых операций и условий сделок.

29 октября 1896 года Н. Г. Неклютин «по семейным обстоятельствам» сложил с себя полномочия городского головы. Это было вызвано смертью его старшего сына Матвея и необходимостью посвящать больше времени семейному бизнесу. Естественно, что такой поступок Николая Гавриловича не остался без внимания прессы. В это время он открывает свою газету «Самарский листок объявлений». Издание собирало отличные рекламные объемы. Газета издавалась с 1897 по 1906 год (вышло 3 116 номеров).

8 февраля 1899 года Неклютин был воз­веден со всем семейством в звание «По­четные граждане города Самары». Он был награжден орденами св. Станислава 3 степени, св. Анны 3 степени. 1 января 1901 года по представлению министра финансов был пожалован орденом св. Анны 2 степени.

23 сентября 1903 года Неклютина уговорили снова вступить в должность городского головы, на которой он и оста­вался вплоть до своей смерти 4 июля 1904 года.

Николай Гаврилович Неклютин умер во время отпуска, который он проводил, путешествуя с женой на пароходе обще­ства «Самолет» до Казани. Панихида была отслужена на дебаркадере обще­ства «Дружба». Похороны городского головы собрали многотысячную толпу горожан. Позже на могиле Неклютина на Всесвятском клад­бище был установлен памятник с над­писью «Благодарная Самара городскому голове Н. Г. Неклютину».

После смерти мужа его дело возглавила Анастасия Матвеевна Неклютина. Она была неравнодушна ко всякого рода техническим новинкам. Её хлебопекарный завод, который открылся в 1912 году, стал, по данным Самарского статистического комитета, вторым в Империи механизированным хлебопекарным производством. Уже в 1912 году количество рабочих на её заводе выросло от 40 до 139 человек. Завод перерабатывал до 500 пудов в день, и приносил, по данным О. С. Струкова, до 400 тысяч рублей в год чистого дохода.

В 1923 году завод стал хлебозаводом № 1, а позже хлебозаводом № 8. В рукописной систематической картотеке О. С. Струкова на карточке этого завода есть кем-то сделанная интересная приписка: «На заводе Неклютиной работал В. В. Куйбышев».

В 1913 году на улице Дворянской, помимо собственной электротехнической конторы, Анастасия Матвеевна открывает автомобильный салон по продаже машин марки «Форд».

Младший сын Константин Николаевич Неклютин (1887 – 1978) был прекрасно образован, владел тремя иностранными языками. Он успешно закончил одно из лучших учебных заведений России того времени – Московское коммерческое училище, учился в Петербургском Политехническом институте. Был одним из пионером авиастроения в России. Совместно с Борисом Богословским сконструировал несколько самолетов, на которых совершал полеты. В 1913 году вернулся в Самару, возглавил семейный бизнес, был избран в Самарскую городскую Думу. В Думе входил в комитет, занимающийся техническими проблемами – канализацией, водоснабжением, строительством трамвая. В 1917 году он был избран председателем Самарского биржевого комитета. В1918 г. самарские большевики экспроприировали всю собственность Неклютиных. В октябре1918 г. вместе с отходящими войсками КОМУЧа семья бежала в Сибирь, где К. Н. Неклютин присоединился к армии Колчака и был избран на должность министра Комитета правительства по поставкам продовольствия и обмундирования колчаковской армии.

В 1923 году он эмигрировал в США, где карьера К. Н. Неклютина складывается удачно. Он проходит путь от рядового сотрудника до вице-президента крупной компании «Фергюсон Матч», становится известным специалистом в области электромеханики.

Купеческая династия Неклютиных была одной из многочисленных и оставила памятники своей предпринимательской деятельности во многих регионах нашей страны - в Поволжье, на Урале. Все представители рода занимались благотворительной деятельностью и внесли немалый вклад в развитие городского хозяйства Самары.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Рогач Ю.А. Городской голова – Николай Гаврилович Неклютин // Самарский край в жизни и творчестве выдающихся личностей: Сб. статей и материалов III Международной научно-практической конферен-ции. Самара, 2003.
2. Неклютин К.Н. От Самары до Сиэтла. Воспоминания. Самара, 2011.
3. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Вторая половина XIX – начало ХХ века. М., 2000. С.58.
4. Рогач Ю.А. Городской голова – Николай Гаврилович Неклютин // Самарский край в жизни и творчестве выдающихся личностей: Сб. статей и материалов III Международной научно-практической конференции. Самара, 2003. С.69.
5. Антон Николаевич Шихобалов. Его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени. М., 1912. С.233
6. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф.153. Оп.36. Д.802. Л.20.
7. Макитрин К.М. Календари и памятные книжки Самарской губернии – источники по проблемам социально-экономического развития // Телескоп. Вып. 2/2002. С.53.
8. ЦГАСО. Ф.153. Оп.14. Д.828. Л.67,70,171,292,367,376.