Человеческий капитал и развитие инновационной деятельности предприятия в условиях глобализации

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В докладе проанализированы особенности формирования человеческого капитала и развития инновационной деятельности предприятия в условиях глобализации. Обоснована необходимость формирования благоприятного инвестиционного климата и научно-технической политики государства, обеспечивающая поддержку высокотехнологичных и наукоёмких предприятий. Дана оценка стратегического значения человеческого капитала в создании конкурентоспособности предприятий и инновационного потенциала национальных экономик. Авторами аргументирована позиция влияния государственной политики в поддержку инновационных процессов в национальной экономике. Продемонстрирована роль образовательных учреждений при формировании интеллектуально-креативных ресурсов общества. Показано, что глобализация, воздействуя на рыночные структуры, вызывает качественные изменения процесса формирования человеческого капитала и интеллектуально-креативных ресурсов общества.

Ключевые слова:

инновационная деятельность, конкурентоспособность, человеческий капитал, образовательное учреждение, глобализация, инновационное предприятие, интеллектуальные ресурсы
Цитировать публикацию:
Человеческий капитал и развитие инновационной деятельности предприятия в условиях глобализации – С. 434-443.

Chelovecheskiy kapital i razvitie innovatsionnoy deyatelnosti predpriyatiya v usloviyakh globalizatsii. , 434-443. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В современной мировой экономической системе, характеризующейся глобализацией и высокой изменчивостью условий функционирования хозяйствующих субъектов, повышение конкурентоспособности является ключевым фактором устойчивого развития предприятий, отраслей и национальной экономики в целом. Важную роль в решении этой задачи играют не только процессы модернизации производства и обновления научно-технической базы инновационных предприятий, специализирующихся на коммерциализации знаний, но и формирование качества интеллектуальных ресурсов. По этой причине в постиндустриальной экономике – экономике знаний создание наиболее значимых конкурентных преимуществ предприятий в первую очередь основано на использовании потенциала интеллектуальных ресурсов. Для того чтобы эффективно задействовать эти ресурсы, необходима активизация инновационной деятельности предприятий, а также отраслей и регионов. В высоко конкурентной среде такая деятельность способствует совершенствованию технико-экономических характеристик промышленных разработок, превосходящих лучшие национальные и зарубежные образцы. Это позволит существенным образом расширить предприятиям свой сегмент на рынках высокотехнологичной продукции.

Процессы глобализации воздействуют на факторы повышения конкурентоспособности не только предприятий различных отраслей, но и национальных экономик в целом. В связи с этим инновационные возможности государств и предприятий, формирующиеся с помощью непосредственного участия человеческого капитала и интеллектуально-креативных ресурсов общества, приобретают стратегическое значение в современной мировой хозяйственной системе [2-4]. При проведении исследований влияния процессов глобализации и участия человеческого капитала в создании инноваций необходимо учитывать, что человеческий капитал является отражением всеобщего понимания определения «капитала». Характерной чертой человеческого капитала как одного из основных источников богатства общества является его постоянный рост, поскольку капитал это инвестируемые накопления, уровень которых логически растёт совместно с ростом доходов связанных с усилением наклонности к сбережениям и с прогрессивным ростом маргинальной склонности к накоплениям.

Таким образом, человеческая деятельность является источником богатства национальной экономики, но его производительность зависит от инвестирования в способность осуществления процесса труда. Подобно как у материальных благ, являющихся также источником богатства, происходит рост производительности только после реализации инвестиций. Следовательно, в обоих случаях протекает процесс капитализации сбережений. В первом случае в персонал, а во втором случае в средства производства, причем результатом является рост способности создавать доход предприятия и богатство общества.

В связи с этим труд представляет собой результат, достигнутый за счёт инвестиционных средств капитализированных в человеке. Человеческий капитал является потенциальным источником получения прибыли хозяйствующих субъектов и национальных экономик, которую создаёт труд. Именно человеческий капитал представляет собой феномен и основной фактор формирования конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации современной мировой экономики, характеризующейся стремительно протекающими технико-экономическими изменениями. Достаточно трудно определить непосредственное влияние человеческого капитала на экономический рост общества. Однако, на основании оценок, приведенных странами-участницами Организации экономического содействия и развития (ОЭСР), именно человеческий капитал обеспечил рост доли производительности труда в 1960-1990 годах с 22% до 45% по сравнению со средней величиной производительности труда в 1990 году. Также две трети влияния на рост уровня производительности труда относят к непосредственному воздействию сферы образования, а одну треть роста отражает влияние технического прогресса в обществе.

Следовательно, инновации как продукт интеллектуальной деятельности человеческого капитала формируют конкурентные преимущества предприятия, обеспечивая конкурентоспособность производимой высокотехнологичной продукции на потребительском рынке. Для достижения положительных эффектов деятельности высокотехнологичных предприятий национальным экономикам необходимо поддерживать инновационные изменения предпринимательских субъектов. Государственную поддержку инновационной деятельности предприятий необходимо начинать с создания макроэкономического равновесия и конкурентной рыночной среды [5]. В этом случае перед государством возникает проблема формирования системы экономических задач, решение которых позволит обеспечить условия эффективного развития народного хозяйства и национальную безопасность, а также достичь конкурентных преимуществ на мировых рынках.

Например, одной из основных макроэкономических задач развития национальной экономики является создание условий, а также правового и экономического механизмов эффективного функционирования предприятий. Формируясь на макроэкономическом уровне, эти условия и механизмы реализуются на уровне отдельных предприятий. Наиболее актуально формирование таких условий для высокотехнологичных предприятий, которые в своей деятельности интегрируют процессы создания, освоения и коммерциализации инноваций [2-4].

Формирование условий эффективного развития народного хозяйства предполагает создание в стране благоприятного инвестиционного климата. Эти условия способствуют активизации инновационных факторов развития предприятий, отраслей и регионов. Поэтому в условиях глобальной экономики макроэкономические условия эффективного развития первую очередь связаны с формированием такой научно-технической политики государства, которая способна обеспечить поддержку приоритетных отраслей, наукоёмких производств и технологий. Для этого необходимо стимулировать использование инструментов, которые наилучшим образом позволят повысить эффективность экономики страны, например, развивая рынки лизинговых и трастовых операций, ипотечного кредитования, переходя на ускоренные методы начисления амортизации. Организационные инструменты повышения эффективности национальной экономики предусматривают создание структур наиболее восприимчивых к инновационной деятельности (технопарков, технико-внедренческих особых экономических зон, технополисов и т.д.), развитие механизмов государственно-частного партнёрства.

Государственная поддержка предполагает не только создание в стране благоприятного инвестиционного климата и формирование научно-технической политики государства, но и обеспечение развития интеллектуально-креативных ресурсов общества в условиях глобальной экономики. Существенную роль в решении этой задачи играет высокое качество образовательного процесса общества как основного фактора совершенства человеческого капитала.

В связи с этим одной из проблем, сдерживающих развитие инновационной экономики России и стран Восточной Европы, является нарастающий дефицит кадров всех уровней квалификации. Ситуация осложняется тем, что в Восточной Европе и России пока ещё существует относительно большая группа хозяйствующих субъектов и регионов, которые не имеют решимости создавать целевое сотрудничество и совместные команды всех заинтересованных сторон для формирования интеллектуальных ресурсов общества. Однако данный подход в интересах всех субъектов должен меняться, поскольку создание взаимного сотрудничества и формирование тесных партнёрских связей обеспечат возникновение инновационного потенциала человеческого капитала, который будет вовлечен в социально-экономическое развитие регионов и в повышение конкурентоспособности нации. Жизненность такого подхода диктуется необходимостью решения вопросов регионального развития и развития наукоёмкого бизнеса совместно с учебными заведениями [2, 3].

Переход на инновационные факторы развития затрагивает все элементы экономической системы государства. В рамках политики поддержки инновационных изменений, проводимых национальными экономиками, результативным содействием в этом вопросе является деятельность университетов по подготовке специалистов с высшим образованием в широком спектре знаний. В дальнейшем в условиях глобализации такие специалисты будут востребованы как высокотехнологичным бизнесом, так и малыми предприятиями, инновационной направленности.

В создании человеческого капитала университеты занимают значимое место при формировании интеллектуальных ресурсов общества. Университеты такое предназначение выполняют не только посредством предоставления образовательных услуг, но и путём решения научно-исследовательских задач. Причём эти два направления между собой должны быть тесно взаимосвязаны. Образование как процесс сохранения знаний и специализированных квалификаций, развития и передачи знаний от поколения к поколению, а также наука и исследование в понимании расширения базы знаний нашего общества выступают базисом третей составляющей роли университетов – трансфера знаний в практическую деятельность.

Таким образом, в постиндустриальной экономике основным фактором развития предприятия выступает процесс коммерциализации знаний. Это означает применение результатов науки, перенос новых знаний и технологий в промышленность, создание инновационных предприятий и инновационное развитие региона. Однако образовательные и научно-исследовательские учреждения должны реализовать эту задачу совместно со всеми заинтересованными коммерческими субъектами и государственными структурами. Для формирования конкурентоспособности национальной экономики только качественное образование является основой исследований, а соответственно качественное исследование является главным источником инноваций. По этой причине ядром создания различных видов инноваций являются люди. Следовательно, без совершенствования человеческих ресурсов и мотивации их формирования невозможно непрерывное развитие инновационной деятельности предприятий в современной экономике.

В связи с этим наполнение конкретных учебных программ должно быть адекватным требованиям современной экономики. Например, для создания подобных программ у образовательного учреждения возникает необходимость оперативного реагирования на изменяющиеся экономические и социальные потребности общества, а также повышения экономической эффективности и развития тесного сотрудничества с различными субъектами рынка, включая государственные и региональные органы управления, предпринимательские структуры и т.д.

Приближение образовательных стандартов к потребностям работодателя и общества, а также повышение качества обучения на всех уровнях стало новым вызовом для системы образования. Это требует от всех категорий учебных заведений осуществление миссии по созданию инновационных программ обучения, формирование предложений по обновлению образовательных стандартов, проведение реформ в области управления образовательной системой с целью улучшения качества образования и повышения уровня знаний выпускников. Это означает, что выпускники обязаны обладать совокупностью необходимых компетенций и быть подготовлены к управлению предприятием в новом бизнес-пространстве. Разработанная программа с применением инновационных подходов к обучению даст возможность студентам приобретать знания необходимые для реализации требований, поставленных предпринимательским и государственным секторами экономики.

Выше отмечалась значимость сотрудничества высших учебных заведений с субъектами предпринимательской деятельности, а также с региональными и муниципальными органами управления. Высокая квалификация будущих специалистов обеспечивается не только качеством образовательного процесса, но и зависит от глубины подобного взаимодействия. Представление предприятий о необходимых требованиях, предъявляемых к знаниям и навыкам будущих специалистов, должно формироваться на основе сотрудничества образовательных учреждений и субъектов предпринимательской деятельности в процессе совместного решения научных и практических задач. Это предполагает, что учебные заведения должны быть ориентированны на подготовку специалистов-практиков с высоким уровнем теоретической подготовки, что достигается на основе партнёрства образовательных учреждений и предприятий.

Однако в инновационной экономике речь не идет только о некой сумме знаний. Прежде всего, необходимо развивать качества студентов логически мыслить и формировать способности самостоятельно находить решение профессиональных проблем с учётом компетентностного подхода. При таком подходе компетенции формируются в процессе прохождения комплекса учебных модулей. Передача знаний осуществляется посредством кейс-стади, тренингов, деловых игр, презентаций, проектных работ, а также стажировок на предприятиях и научных учреждениях. Подобный подход к образовательному процессу невозможно осуществить без включения студентов в решение научно-исследовательских задач университета. Эта задача решается адекватно способностям студентов и этапу обучения, т.е. согласно трём ступеням в рамках Болонского процесса: бакалаврского, магистерского и докторского образования.

Современные университеты являются образовательными учреждениями со сбалансированной обучающей и научно-исследовательской деятельностью. В инновационной экономике университеты не могут декларировать научные знания. Наоборот, современные образовательные учреждения реализуют научную деятельность с активным включением своих студентов, аспирантов и докторантов.

Мировой экономический рост, позволяющий наполнить предпринимательским смыслом хозяйственную деятельность, зависит от качества и количества факторов производства, а также от возможностей науки участвовать в формировании новейших технологий. Влияние этих факторов способствует развитию инновационного потенциала государства и субъектов бизнеса. В научной деятельности университетов первостепенной задачей является создание требуемых рынком перспективных технологий. Совместно с решением этой задачи университеты должны активно участвовать в процессе капитализации одного из самых значимых параметров – человеческий труд. Это важно, поскольку именно человеческий капитал и уровень его качества представляют основной фактор развития инновационных предприятий в условиях глобальной мировой экономики.

Процессы глобализации приносят изменения в развитие рыночных структур, в рамках которых возникает модификация конкурентного пространства, появляется большее количество малых и средних предприятий. Кроме того, с конца 20-го века стремительно растёт число высокотехнологичных предприятий, характеризующихся высоким уровнем инвестиций в НИОКР, значительным количеством работников с высшим образованием, созданием продуктов, основанных на прогрессивных и уникальных инновационных технологиях. Вследствие этого изменяются требования современной экономики к подготовке выпускников университетов. По этой причине необходимо отходить от программ с узкой специализацией знаний и расширять область освоения студентами знаний путём комбинации изучения естественных, экономических и технических наук. Специалисты, имеющую такую подготовку, будут востребованы как малыми, так и крупными предприятиями. Это позволит инновационным предприятиям завоевать новую позицию или удержаться на конкурентном рынке, подверженном влиянию процессам глобализации. Таким образом, глобализация, воздействуя на рыночные структуры, вызывает качественные изменения процесса формирования человеческого капитала и интеллектуально-креативных ресурсов общества.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Зайцев А.В., Баранов В.В., Крафт Й. Требования современной экономики к формированию интеллектуальных ресурсов предприятия // Креативная экономика. – 2009. - № 4. – С.15-22.
2. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – 2-е издание, перераб. и дополн. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 384 с.
3. Николаев С.Д., Зайцев А.В., Баранов В.В., Крафт Й. Интеллект современного предприятия. Монография. – М.: Издательский Дом «Комсомольская правда», 2010. – 252 с.
4. Основы наукоемкой экономики (Знания-Креативность-Инновации). Учебник / под ред. д.э.н., проф. И.А. Максимцева. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 456 с.
5. Kraft J., Zaytsev A., Baranov V. Globalization and innovative factors of the enterprises development / Proceedings of the 9th International Conference Liberec economic forum 2009. – Liberec, Czech Republic, EU: TUL, 2009. – p.193-199. – ISBN 978-80-7372-523-5.
6. Na cestě k Evropskému prostoru vysokoškolského vzdělávání (Pražské komuniké). – [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.msmt.cz