Алгоритм оценивания конкурентоспособности строительного предприятия

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В работе определены основные составляющие деятельности строительного предприятия. Представлена методика оценки конкурентоспособности строительного предприятия, в основе которой положен набор показателей, которые в наибольшей степени раскрывают конкурентоспособность предприятия.

Ключевые слова:

конкурентоспособность, оценка, алгоритм, строительное предприятие, этапы оценки
Цитировать публикацию:
Алгоритм оценивания конкурентоспособности строительного предприятия – С. 255-261.

Algoritm otsenivaniya konkurentosposobnosti stroitelnogo predpriyatiya. , 255-261. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Процесс оценивания конкурентоспособности строительного предприятия должен проводиться по определенному алгоритму, который учитывает направления оценки с позиции ее целевого назначения.

В результате анализа особенностей функционирования строительных предприятий, выявлены следующие составляющие оценки конкурентоспособности строительных предприятий:

- производственная деятельность, которая характеризуется процессом производства продукции и уровнем использования оборудования, техники и технологии. Производственная деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции, получением прибыли, рентабельностью предприятия, степенью износа оборудования;

- финансовая деятельность, характеризуется изменением размера и состава собственного и заемного капитала предприятия;

- маркетинговая деятельность, характеризуется необходимостью ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности предприятия на учет рыночного спроса, нужд и требований потребителей;

- инновационная деятельность, которая направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок, и предопределяет выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров;

- социально-управленческая деятельность представляет собой количественные и качественные характеристики персонала предприятия, а также совокупность методов, средств и форм эффективной координации работы предприятия для достижения поставленных задач или определенной цели (повышение результативности производства, рост прибыли и т.п.).

Оценивание конкурентоспособности строительного предприятия может осуществляться для внутреннего и внешнего назначения, которое в общем виде синтезирует в себе оценку перечисленных выше видов деятельности, приоритетность и формы, проявления которых определяется в зависимости от назначения (табл. 1).

Таблица 1

Целевые направления оценивания конкурентоспособности строительных предприятий

Целевые направления
Внутреннее
Предприятие
Производственная деятельность
Финансовая деятельность
Маркетинговая деятельность
Инновационная деятельность
Социально-управленческая деятельность
Внешнее
Потребитель
Маркетинговая деятельность
Инвестор
Производственная деятельность
Финансовая деятельность
Базируясь на содержании основных направлений оценивания и авторском видении составляющих оценки конкурентоспособности предприятия, разработан алгоритм оценивания конкурентоспособности строительных предприятий (рис.):

1. Этап 1 – Формулирование цели оценки. На этом этапе формулируется цель оценки, которая будет определять содержание дальнейших этапов оценивания. Основной целью оценки конкурентоспособности строительных предприятий - определение интегрального комплексного показателя конкурентоспособности строительного предприятия, оценка которого позволяет выявить слабые места предприятия.

2. Этап 2 - Конкретизация цели оценки с позиции целевого назначения. Базируясь на направлениях оценки, цели оценки конкурентоспособности строительного предприятия различны:

- с позиции предприятия - установление уровня конкурентоспособности предприятия и выявление путей ее повышения;

- с позиции инвестора - определение целесообразности осуществления инвестиций;

- с позиции потребителя - целесообразность приобретения строительной продукции.

3. Этап 3 - Формирование информационной базы оценивания. На данном этапе происходит сбор информации для осуществления дальнейшего процесса оценки. Согласно содержанию данного этапа сбор информации должен осуществляться на основе технико-экономических показателей деятельности и данных инвесторско-сметной документации. Также информационной почвой будут служить определенные данные финансовой отчетности.

Этапы 1- 3 определяют подготовительный блок оценки. Четкая постановка составляющих данного блока формирует дальнейшую структуру оценивания.

4. Этап 4 - Обоснование составляющих оценивания конкурентоспособности строительного предприятия. Целью данного этапа являются обособления составляющих, которые должны в полной мере отвечать поставленной цели, быть четко формализованными, т.е. такими, которые могут быть определены количественно.

5. Этап 5 - Выбор показателей оценивания конкурентоспособности строительного предприятия. На данном этапе формируется круг показателей согласно избранным направлениям. Выбор показателей должен осуществляться таким образом, чтобы в полной мере количественно отображать содержание критерии.

6. Этап 6 - Расчет показателей оценивания конкурентоспособности. Данный метод заключается в расчете избранных по каждому направлению показателей на основе сформированной информационной базы.

Было выделено следующие составляющие деятельности строительного предприятия, а также по каждой составляющей предлагается перечень показателей (табл.2):

Таблица 2

Составляющие оценивания конкурентоспособности предприятия

Составляющая
Показатели
Производственная деятельность
- себестоимость реализованной продукции;
- валовая прибыль;
- чистая прибыль;
- рентабельность продаж;
- фондоотдача;
- фондовооруженность;
- степень износа оборудования.
Финансовая деятельность
- коэффициент текущей ликвидности;
- коэффициент быстрой ликвидности;
- коэффициент абсолютной ликвидности;
- коэффициент финансовой автономии;
- коэффициент маневренности собственного оборотного капитала.
Маркетинговая деятельность
- объем реализованной продукции;
- коэффициент рыночной доли (по Украине);
- коэффициент рыночной доли (по области);
- коэффициент изменения объема продаж;
- сумма затрат на функционирование системы сбыта;
- коэффициент рекламной деятельности.
Инновационная деятельность
- интегральный эффект инноваций;
- индекс рентабельности инноваций;
- норма рентабельности инноваций;
- срок окупаемости инноваций.
Социально-управленческая деятельность
- фонд оплаты труда всех работников;
- среднеучетное количество всех работников;
- продуктивность труда;
- показатель текучести кадров;
- количество уровней управления;
- качество корпоративной культуры;
- уровень автоматизации системы управления.

Как видно из таблицы, на каждый вид деятельности приходится от 4 до 7 показателей.

7. Этап 7 - Определение индексов конкурентоспособности строительного предприятия по каждой составляющей.

8. Этап 8 - Определение интегрального показателя конкурентоспособности строительного предприятия.

Данный показатель рассчитывается на основе экспертного метода и имеет вид IКС:

IКС = 0, 25IПР + 0,11IФИН + 0, 24IМАР + 0, 18IИН+ 0,22С.У

9. Этап 9 - Интерпретация расчетов. На данном этапе происходит формализация результатов оценивания, определяется соответствие полученных значений нормативным.

10. Этап 10 – Формулирование выводов. Целью этого этапа является идентификация уровня конкурентоспособности строительного предприятия. На основе интерпретированных данных формулируется вывод относительно уровня конкурентоспособности строительного предприятия, в соответствии с определенной целью по каждому направлению оценивания.

Рис.1 Алгоритм оценивания конкурентоспособности строительного предприятия

Таким образом, основной задачей данного этапа исследования является формирование последовательности оценки конкурентоспособности строительного предприятия, а также основных параметров интерпретации результатов, с целью обеспечения объективности выводов оценивания по каждому из направлений.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Львов Д.С. Богач - бедняк? // Родина. 2005, № 6
2. Батьковский А.М., Булава И.В., Бушуев С.А. и др. Теория и методология разработки стратегии развития предприятия. / Под ред. Булавы И.В. - М.: МАОК. 2009. – 278 с.
3. Батьковский А.М., Булава И.В., Мингалиев К.Н. и др. Экономико-математический инструментарий финансового оздоровления российских предприятий в условиях глобализации и мирового финансового кризиса. / Под ред. Батьковского А.М. – М.: МЭСИ, 2010. - 420 с.
4. Швырёв В. С. Научное познание как деятельность. - М.: Политиздат, 1984. - 232 с.