Инновационный подход в формировании эффективной модели управленческого консультирования

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В условиях ускорения научно-технического прогресса, обострения конкуренции и становления клиентоориентированного рынка принятие эффективных управленческих решений требует определенного уровня профессионализма руководителя и учета многих факторов внешней среды, которые могут оказывать влияние на деятельность организации. Решение данной проблемы основывается на использовании квалифицированных услуг консалтинговых компаний по оптимизации различных направлений бизнеса. Это обуславливает целесообразность рассмотрения в рамках данной статьи особенностей и специфики формирования эффективной модели управленческого консультирования с позиции инновационного подхода.

Ключевые слова:

инновации, качество, управленческое консультирование, эффективность
Цитировать публикацию:
Инновационный подход в формировании эффективной модели управленческого консультирования – С. 206-213.

Innovatsionnyy podkhod v formirovanii effektivnoy modeli upravlencheskogo konsultirovaniya. , 206-213. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Одним из основных направлений формирования конкурентных преимуществ в сфере управленческого консалтинга является предоставление консультаци­онных услуг более высокого уровня качества. При этом качественными можно считать только те консуль­тационные услуги, которые бы удовлетворяли и превосходили ожидания клиентов. Первое и очень важное преимущество качества — это высоко­эффективный механизм оказания широкого круга консуль­тационных услуг. Клиент должен быть уверен в ежедневной, четкой работе консультанта, связанной с оказанием услуг в сфере управленческого консультирования. С другой стороны, клиент всегда вправе рассчитывать на персо­нальный подход, на то, что консалтинговая компания имеет возможность определить именно актуальные для него задачи, профессиональ­но решить их, учитывая все детали ситуации.

К сожалению, далеко не все кон­сультанты способны оказывать качественные услуги, не­обходимые именно этому клиенту, именно в этой ситуации, именно в этот момент времени. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что будущее за теми консалтинговыми компаниями, которые ориентированы на решение следующих первоочередных задач: последовательная удовлетворенность клиента, эффективность в предоставлении консультационной услуги и непрерывное повышение ее качества.

Возможность и способность консалтинговых компаний предоставлять качественные услуги в сфере управленческого консультирования оказывают влияние на повышение их конкурентоспособности и приводят к удовлетворению требований клиентов в рамках консалтинговых проектов. Необходимость оптимизации различных направлений бизнеса предопределили целесообразность формирования эффективной модели управленческого консультирования с позиции инновационного подхода. Современные рыночные тенденции обуславливают необходимость развития существующих методик осуществления консалтинговой деятельности, направленных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг, а также способствующих решению ключевых задач и наиболее полному удовлетворению потребностей клиентов. Именно инновационный подход затрагивает вопросы повышения эффективности и качества предоставляемых услуг за счет формирования эффективной модели управленческого консультирования.

Следует отметить, что одной из особенностей управленческого консультирования является то, что наличие однотипных проблем клиентов не дает возможности применения стандартных подходов к их решению. Каждый клиент требует индивидуального подхода с учетом специфики его деятельности. Таким образом, при наличии выработанной методики ведения консалтинговых проектов, необходим постоянный поиск новых и нестандартных технологий решения индивидуальных задач каждого клиента.

Еще одной особенностью управленческого консультирования является тот факт, что консультанты должны не только обладать информацией о новейших технологиях в сфере оптимизации бизнеса, но и иметь возможности их адаптации и эффективного внедрения в практическую деятельность организаций клиентов.

Следовательно, очевидна взаимосвязь управленческого консультирования и инновационного подхода, который затрагивает ключевые аспекты ведения консалтинговых проектов. Инновационный подход в сфере управленческого консультирования основан как на необходимости отслеживания инновационных технологий и их адаптации к организации деятельности консалтинговой компании, так и на разработке собственных технологий решения задач клиента в рамках реализации консалтинговых проектов.

Для повышения эффективности и качества консалтинговых проектов в сфере управленческого консультирования целесообразно применять различные инновационные технологии. Из всего многообразия существующих на сегодняшний день инновационных технологий в реализации консалтинговых проектов могут быть адаптированы, во-первых, принципы менеджмента качества и, во-вторых, система сбалансированных показателей.

Инновационными эти технологии могут быть признаны потому, что результатом их применения в рамках проектов по управленческому консультированию является различного рода нововведения, как для консалтинговой компании, так и для организации клиента. Так, предложенный инновационный подход является основой формирования эффективной модели управленческого консультирования, которая может применяться в организации деятельности консалтинговых компаний, а его использование в рамках консалтингового проекта позволяет получить результаты, представляющие определенную значимость для клиента, в виде обновленных систем, процессов, организационных документов. При этом, одним из аспектов, определяющих сущность управленческого консультирования, является тот факт, что в результате реализации консалтингового проекта должны произойти некоторые изменения или преобразования в деятельности организации клиента, которые в конечном итоге направлены на ее совершенствование.

Таким образом, для достижения консультационного эффекта при реализации консалтинговых проектов использование инноваций осуществляется в рамках формирования эффективной модели управленческого консультирования, основанной на применении принципов менеджмента качества и системы сбалансированных показателей. Этот подход является центральным звеном, обеспечивающим повышение эффективности и качества консалтинговых услуг, поскольку основывается на формировании долгосрочных взаимовыгодных отношений «консультант – клиент».

Анализ многочисленных концепций менеджмента показал, что оптимальной концепций для применения в управленческом консультировании является система сбалансированных показателей. Данная концепция является наиболее отрегулированной и применяемой за рубежом, имеются также примеры ее внедрения в российских организациях. Несомненным преимуществом системы сбалансированных показателей является ее гибкость, возможность применения в организации практически любой сферы деятельности. Основная идея системы сбалансированных показателей как инструмента определения эффективности состоит в том, что руководством вначале определяются цели, а затем для каждой конкретной цели выбирают показатель и рассчитывают его значение, которое будет свидетельствовать о ее достижении. Такие показатели носят название «ключевые показатели эффективности», которые могут быть адаптированы и использованы в управленческом консультировании [1, с. 35].

Ключевые показатели эффективности представляет собой систему, используемую для достижения главных целей любого бизнеса, таких как привлечение и удержание потребителей, рост профессионализма сотрудников, увеличение доходов и снижение затрат и многих других.

Все эти ценности также присущи концепции всеобщего менеджмента качества и изложены в основных принципах менеджмента качества. Этот подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основан на участии всех ее членов и направлен на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и получения выгоды. Использование принципов менеджмента качества позволяет ориентироваться на удовлетворение потребителя, предоставление качественных услуг и повышение эффективности деятельности на основе процессного подхода к управлению [2, с. 382].

Итак, механизм формирования эффективной модели управленческого консультирования, основанный на применении принципов менеджмента качества и системы ключевых показателей эффективности в рамках проекта по управленческому консультированию отражает цикл повышения эффективности и улучшения качества консалтинговой услуги. Реализация данного механизма на практике заключает в использовании комбинации принципом менеджмента качества и системы ключевых показателей эффективности на каждой стадии консалтингового проекта, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Применение принципов менеджмента качества и ключевых показателей эффективности в рамках консалтингового проекта

Стадия/ Этап проекта
Ключевые показатели эффективности
Принципы менеджмента качества
для консультанта
для клиента
Предпроектная стадия
диагностика системы управления
профессионализм консультанта
наличие организационных документов;
соблюдение персоналом организационных норм и правил
принятие решений на основе фактов;
роль высшего руководства;
вовлечение сотрудников
Проектная стадия
разработка и внедрение рекомендаций
объемы, качество и сроки выполнения работ;
приобретение/ улучшение опыта
реальные изменения в системе управления;
приобретение/ улучшение знаний, умений и навыков
процессный подход, системный подход;
документирование;
адаптивность;
роль высшего руководства;
вовлечение сотрудников
Послепроектная стадия
сопровождение использования внедренных изменений
эффективность: экономическая, управленческая, маркетинговая, эффективность персонала
эффективность: экономическая, управленческая, маркетинговая, эффективность персонала
постоянное совершенствование;
непрерывное обучение

Как было отмечено выше, первым критерием эффективности и качества услуг в сфере управленческого консультирования является удовлетворение клиента. Высшей же степенью удовлетворенности клиента является получение желаемого результата от проведенных изменений на практике и поддержание их в течение длительного времени, что может быть обеспечено через сопровождение консультационного проекта организации клиента. Успешным будет являться тот проект по управленческому консультированию, в результате реализации которого клиент в течение длительного времени остается довольным полученными результатами, а консультант повышает эффективность и качество оказываемых услуг.

Именно поэтому в рамках проекта по управленческому консультированию отражается такой основной принцип менеджмента качества, как ориентации на потребителя. Он заключается в управлении взаимоотношениями с клиентом на протяжении всего проекта. Все мероприятия в соответствии с утвержденным планом направлены на решение наиболее актуальных задач и реализуются с учетом масштаба и специфики деятельности организации клиента. В этом и заключается инновационный подход.

Применение ключевых показателей эффективности также используется на каждом этапе консалтингового проекта и заключается в построении многоуровневой системы контроля и оценки консультанта и клиента, как в количественном, так и в качественном выражении с помощью соответствующих методов оценки для каждого показателя. В общем случае, ключевые показатели эффективности деятельности и стандарт по управлению ими уникальны для каждой организации клиента в каждом проекте по управленческому консультированию, что отражает еще одну особенность инновационного подхода. Они отражают условия деятельности конкретной компании, зависят от стиля управления и принятой стратегии.

В рамках данной модели предлагается адаптировать и использовать данные подходы при ведении проекта по управленческому консультированию. Именно этим обусловлено введение заключительного этапа путем корректировки, поддержания и улучшение внедренной системы организационной документации, и при помощи организации непрерывного обучения сотрудников. Ситуация когда консультанты продолжают общение со своими клиентами - огромный плюс для обеих сторон. Только в этом случае на выходе организация клиента сможет получить действующую систему управления, разработанную с учетом ее индивидуальных особенностей. А консалтинговая компании может использовать усовершенствованные разработки как основу для ведения новых проектов, предоставляя более качественные услуги, тем самым повышенная эффективность своей деятельности и результативность работы своих клиентов.

Таким образом, предложенный усовершенствованный механизм формирования эффективной модели управленческого консультирования с позиции инновационного подхода отражает комплексность этапов консультирования, основанных на применении принципов менеджмента качества и системы ключевых показателей эффективности. Использование инновационных технологий в рамках реализации проектов по управленческому консультированию направлено на дальнейшее повышение эффективности и качества оказываемых консалтинговых услуг, и в конечном итоге на преобразования в деятельности организации клиента.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Алексей Клочков. КPI и мотивация персонала: полный сборник практических инструментов. - М.: Эксмо, 2010. - 132 с.
2. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 560 с.