Инновации в сфере услуг как элемент конкурентоспособности в условиях рыночной экономики

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Становление «новой экономики» в ведущих индустриальных странах в значительной мере обусловлено изменением экономической роли инноваций, темпов, направлений и механизмов реализации инновационных процессов. Изменившиеся взаимосвязи между наукой, технологиями и экономическим ростом являются одной из основных характеристик «новой экономики».

Ключевые слова:

инновации, конкурентоспособность, инновационная активность
Цитировать публикацию:
Инновации в сфере услуг как элемент конкурентоспособности в условиях рыночной экономики – С. 198-206.

Innovatsii v sfere uslug kak element konkurentosposobnosti v usloviyakh rynochnoy ekonomiki. , 198-206. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Становление «новой экономики» в ведущих индустриальных странах в значительной мере обусловлено изменением экономической роли инноваций, темпов, направлений и механизмов реализации инновационных процессов. Изменившиеся взаимосвязи между наукой, технологиями и экономическим ростом являются одной из основных характеристик «новой экономики».

Динамика и качество роста в «традиционных» отраслях производства все сильнее зависят от технологических сдвигов в экономике на базе инноваций. Это проявляется в интенсивном росте инвестиций в научные исследования и разработки, технологические и организационные инновации и повышении экономической отдачи от них; опережающей динамике высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, увеличение наукоемкости и инновационной активности, возникновение новых видов экономической деятельности.

Технологический процесс в производстве ускоряется, сокращаются жизненные циклы продуктов и услуг и особенно сроки проведения исследований, разработки и внедрения инноваций (до месяцев). Происходят очевидные сдвиги в сторону инновационно-активных, динамично меняющихся отраслей, характеризующихся коротким жизненным циклом продукции.

Мировая наука все сильнее ориентируется на потребности экономики, в ее развитии отмечаются радикальные изменения, прежде всего связанные с повышением роли предпринимательского сектора, концентрацией исследований в высокотехнологичных отраслях и сфере услуг, трансформацией институциональных форм научной деятельности, приближением науки к производству и более эффективному воплощению научных результатов в продукты и услуги. Одновременно видоизменяются методология, инструментарий и организация науки.

«Новая экономика» - это сетевая экономика, в которой взаимосвязи приобретают системообразующую роль. Эффективность и сама возможность инновационной деятельности определяются совокупностью прямых и обратных связей между различными стадиями инновационного цикла, производителями и потребителями знаний; фирмами, рынком и государством и далее, в глобальном масштабе. При этом большую роль играет интенсивный рост локальных кластеров" и глобальных альянсов по созданию, распространению и применению инноваций, прямых иностранных инвестиций, «рождений» малых фирм, наукоемких деловых услуг, мобильности квалифицированных кадров и др.

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций [5, c.26]:

  • использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
  • внедрение продукции с новыми свойствами;
  • использование нового сырья;
  • изменения в организации производства и его материально-техническом обеспечении;
  • появление новых рынков сбыта.
  • По Й. Шумпетеру, инновация - это предмет, способ, метод, изменяющий сферу и среду функционирования предприятий. Инновации сегодня это не столько механический, сколько органический процесс, скорее эволюционный и познавательный, чем промышленный, который подразумевает разумное использование информации.

    В соответствии с международными стандартами, инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам [5, c.11].

    Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Все разнообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков [1]:

    1. По степени новизны:

  • радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;
  • улучшающие инновации, реализующие средние изобретения;
  • модификационные инновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.
  • 2. По объекту применения:

  • продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;
  • технологические инновации, нацеленные на создание и применение новой технологии;
  • процессные инновации, ориентированные на создание и функционирование новых организационных структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;
  • комплексные инновации, представляющие собой сочетание различных инноваций.
  • 3. По масштабам применения:

  • отраслевые;
  • межотраслевые;
  • региональные;
  • в рамках предприятия (фирмы).
  • 4. По причинам возникновения:

  • реактивные (адаптивные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакция на нововведения, осуществляемые конкурентами;
  • стратегические инновации - это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
  • 5. По эффективности:

  • экономическая;
  • социальная;
  • экологическая;
  • интегральная.
  • Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они все более становятся основополагающими факторами экономического роста и конкурентных преимуществ.

    Инновации в сфере услуг сталкиваются с двумя основными проблемами. Первая состоит в отсутствии у производителя практической возможности «показать» услугу клиенту до ее реализации, чтобы получить его одобрение. Если это новая услуга, потребитель сможет оценить ее только после ее предоставления, тогда как сам процесс предоставления услуги связан с многочисленными неопределенностями. Вторая проблема – экономическая жизнеспособность инноваций, которые должны постоянно приспосабливаться к непредсказуемости спроса. Их решению способствует растущая «гибридизация» сферы услуг и производства и разработка на этой основе новых стратегий развития:

    - индустриализация сферы услуг, т.е. создание базовых стандартизированных модулей услуг, которые можно изменять в соответствии с пожеланиями клиента;

    - выработка иллюзорной концепции «повышения роли покупателя» при выборе услуги, то есть предоставление предприятием клиенту лишь необходимых материальных элементов для реализации услуги при осуществлении выбора услуги самим потребителем, что снижает неопределенность и недоверие между контрагентами;

    - формирование «качественного подхода», т.е. тщательного изучения потребностей потребителя, что обеспечивает участие пользователя в процесс выработки ассортимента предлагаемых ему услуг и его постоянного реагирования на сделанные ему предложения [3, c. 63].

    Опыт развитых стран свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни.

    Возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике Украины, России и других стран СНГ, с целью преодоления кризиса, выхода на траекторию устойчивого роста и обеспечения конкурентных преимуществ.

    В условиях рыночной экономики стимул к нововведениям является движущей силой конкуренции. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

    Конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара. Такая среда побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

    Что же касается преодоления кризиса и выхода на траекторию роста, то эту задачу можно решить только на основе глубоких качественных преобразований во всех отраслях народного хозяйства, осуществления глубокой структурной перестройки экономики, решительного обновления форм и методов работы.

    Развитие сферы услуг формирует новую конкурентную среду и новые потребности в товарах и услугах. Можно выделить три основные группы изменений, происходящих на предприятиях сферы услуг под воздействием инновационной деятельности:

    - эндогенные - вызванные трансформациями во внешней среде;

    - экзогенные - связанные с потребностями самого предприятия в процессе его функционирования с сохранением (стабилизирующие изменения) или модификацией его функций (модифицирующие изменения) в сфере услуг;

    - рефлекторные - порожденные результатами функционирования предприятия во внешней среде и стимулирующие внутренние преобразования за счет "обратной связи" [4].

    Все три типа изменений направлены на обеспечение устойчивой и стабильной деятельности. Если результат инновационной деятельности рассматривать как последовательную цепочку вновь формирующихся ценностей и потребностей, то могут быть осуществлены все типы изменений. Изменения могут коснуться всех типов, например, продуктовых и процессорных изменений в сфере услуг.

    Целью продуктовых изменений является выпуск нового или модификация выпускаемого ранее продукта. Как правило, они направлены на рост числа потребителей или на увеличение доли рынка. При этом сохраняется отраслевая принадлежность цепочки ценностей и продуктовые изменения чаще всего не вносят в нее существенных изменений. В то же время диверсификация производства в форме освоения выпуска продукции других отраслей должна рассматриваться как совокупность процессных изменений, так как при этом происходит формирование новой цепочки ценностей, т. е. развитие новых производственных и обеспечивающих процессов.

    Целью локальных процессных изменений является преимущественно рост производительности, качества и эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Данные изменения направлены на усиление конкурентной позиции предприятия и создание новых конкурентных преимуществ. Нередко процессные и продуктовые изменения осуществляются на предприятии параллельно, однако их различный характер и несовпадающая целевая направленность вызывают необходимость разделения форм и методов управления ими.

    В современной практике изменения в сфере услуг носят либо экстенсивный, либо интенсивный характер. Экстенсивное развитие предполагает изменение объемов товаров и услуг в пределах существующего потенциала предприятий. Оно характерно для динамично развивающихся рынков услуг, в которых спрос существенно превышает предложение, а потребители услуг предъявляют новые требования к содержанию и качеству услуг. Интенсивное развитие направлено на наращивание потенциала в сфере услуг за счет рационального использования внутренних ресурсов предприятий и является возможным лишь в случае очевидной конкурентоспособности предприятия [4].

    Указанные направления изменений не сопровождаются формированием нового потенциала предприятий сферы услуг, ориентированного на будущие трансформации ценностных ориентаций и предпочтений потребителей, возможные лишь благодаря инновационной деятельности. Последняя обеспечивает предприятиям этой сферы стабильное положение на рынке на протяжении всего жизненного цикла товаров и услуг, гибкое маневрирование в предоставлении услуг потребителям в ситуации неопределенности. По сути, речь идет о постоянно возобновляющемся процессе преобразования сферы услуг [4].

    Этот процесс является многомерным, включающим вопросы стратегического планирования и управления, активизации научных исследований, маркетинга, организационного проектирования сферы услуг, формирования команды исполнителей, деятельность которой носит инновационный характер.

    Инновационная деятельность предприятий сферы услуг неразрывно связана с инновационной стратегией, под которой понимается совокупность генеральных целей на долговременную перспективу и способов их достижения с учетом внутренних особенностей предприятий и внешней среды [4].

    В основе разработки инновационной стратегии лежит ряд базовых положений:

    - она представляет собой непрерывный процесс;

    - в данном процессе сложно предвидеть все необходимые мероприятия для получения желаемых результатов;

    - реализация разработанной стратегии может привести к альтернативным результатам, опровергающим или ставящим под сомнение первоначальные стратегические решения [4].

    В стратегии инновационной деятельности в сфере услуг важное место, по нашему мнению, должно занимать инновационное управление организационной культурой, под которой понимается совокупность "традиций, норм, правил, обычаев, влияющих на поведение работников организации".

    Сильная организационная культура представляет собой систему неформальных правил, которые в основном определяют поведение работников на предприятии. Организационную культуру можно представить как совокупность:

    - организационных ценностей, то есть наиболее важных приоритетов в деятельности предприятия;

    - представлений о порядке осуществления деятельности организации;

    - образцов поведения персонала предприятия;

    - "героев", персонализирующих организационную культуру;

    - регламентированных инструкциями и неформальными правилами процедур, определяющих действия работников [4].

    Разработка инновационной политики и инновационной стратегии предвидит усовершенствование правового регулирования; развитие интеллектуальной базы – науки и образования; стимулирование предпринимательства и доступ к финансовым ресурсам. Законодательные рамки инновационной политики в сфере услуг затрагивают в первую очередь регулиро вание внутренних рынков и права интеллектуальной собственности. Наибольшего внимания при этом заслуживает развитие интеллектуальной мобильности, которая предусматривает создание единой системы прав интеллектуальной собственности в секторе услуг. Серьезное значение имеет укрепление исследовательской базы, развитие кооперации с наукой и образованием [2, с. 31, с.32].



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. B. Гpибoв, B. Гpyзинoв Поняти инноваций / http://www.inventech.ru/lib/predpr/predpr0052/
    2. С. А. Заиченко Развитие инноваций в сфере услуг // Форсайт. - №1. - 2007. – С. 30 - 33
    3. В. Н. Кириллов Роль инноваций в повышении конкурентоспособности компаний на мировом рынке услуг Росиийский внешнеэкономический вестник. - № 1. – 2009. – С. 62-68
    4. Пашигорева Г.И. Экономика непроизводственной сферы / http://www.m-economy.ru/art.php3?artid=21359
    5. Innovation in firms. A macroeconomic perspective. – OECD. – 2009. – 216pp.