В поисках названия для новой экономической системы

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье приводится краткий обзор теорий, анализирующих новую хозяйственную систему, в историко-понятийном разрезе. Предпринята попытка преодолеть смешение понятий в данной области, а также выявлены слабые места каждого подхода. Установлено, что наилучшим названием для современной экономической системы является термин «новая» экономика. Сделан вывод, согласно которому изучать «новую» экономику следует в контексте института интеллектуальной собственности.

Ключевые слова:

инновационная экономика, информационная экономика, креативная экономика, интернет-экономика, новая экономика, экономика знаний, постиндустриальная экономика, сетевая экономика, институт интеллектуальной собственности, нематериальная экономика
Цитировать публикацию:
В поисках названия для новой экономической системы – С. 88-94.

V poiskakh nazvaniya dlya novoy ekonomicheskoy sistemy. , 88-94. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В конце 90-х годов прошлого столетия многие экономисты, бизнесмены, журналисты и политики уже не сомневались в том, что мировая экономика претерпевает коренные изменения, движимые глобализацией бизнеса с одной стороны и революцией в информационных технологиях – с другой. Однако до сих пор является открытым вопрос касательно того, как называть новую систему, возникшую в результате одновременного действия этих двух сил.

В современной научной литературе существует множество наименований новой экономической системы. Наибольшую популярность приобрели термины:

- «информационная экономика» (англ. information economy);

- «постиндустриальная экономика» (англ. post-industrial economy);

- «экономика знаний», или «интеллектуальная экономика» (англ. knowledge economy, learning economy; intellectual economy);

- «инновационная экономика» (англ. innovation economy);

- «сетевая экономика» (англ. network economy);

- «интернет-экономика» (также цифровая, электронная экономика) (англ. internet, digital economy; e-conomy);

- «креативная экономика» (англ. creative economy);

- «нематериальная экономика» (англ. weightless economy).

Попытаемся проанализировать справедливость использования каждого из перечисленных терминов. Прежде всего, следует отметить, что в современной литературе произошло явное смешение понятий. Многие авторы отождествляют, к примеру, информационную экономику и экономику знаний, интернет-экономику и сетевую экономику и т.д. Чтобы избежать данной коллизии, было решено провести историко-понятийный анализ теорий новой хозяйственной системы.

Первый термин – «экономика знаний» – в научный оборот ввел Ф. Махлуп в 1962 г. в своей книге «Производство и распространение знаний в США» [см. 4], впервые рассмотрев знания в широком понимании. Впоследствии термин «экономика знаний» был популяризован известным теоретиком менеджмента П. Друкером. Среди отечественных теоретиков следует выделить работы Г. Клейнера и В. Колесова.

Если говорить о применимости термина «экономика знаний» (в отечественной литературе отождествляемого с понятием «интеллектуальная экономика»), то данное понятие в нынешних условиях представляется нам не вполне корректным. Дело в том, что сами знания или интеллект не могут быть товаром: объектом сделок выступает информация, а точнее права на неё – права интеллектуальной собственности. В связи с этим данный термин является не самым удачным для названия современной хозяйственной системы.

В 1973 г. Д. Белл в своей книге [см. 1] вводит понятие «постиндустриальная экономика», связывая его с деиндустриализацией и возрастанием роли сферы услуг. На сегодняшний день данный термин является одним из наиболее общеупотребительных. Среди отечественных теоретиков постиндустриального общества следует отметить В. Иноземцева. Что касается правомерности использования этого термина, на наш взгляд, это не оправдано, т.к. индустриальный и аграрный сектор в новых условиях никуда не исчезают и функционируют в прежних масштабах. Несмотря на появление сферы услуг, промышленность остается, она лишь модернизируется.

После выхода в 1977 г. работы М. Пората [см. 7] в широкое употребление вошёл термин «информационная экономика». Тем не менее, у данного понятия отсутствует четкая определенность. Неопределенность термина «информационная экономика» выражается в роли самой информации в экономическом развитии. Информация в том или ином проявлении всегда играла решающую роль в хозяйственной жизни на протяжении всей истории человечества. Поэтому данный термин также представляется нам не совсем подходящим для характеристики происходящих в данный момент изменений.

Новую экономическую систему иногда называют «сетевой экономикой», подразумевая, что в её основе лежит т.н. «сетевой внешний эффект» (ценность товара увеличивается тогда, когда другие покупают тот же товар). Классическим примером является телефонная сеть: чем больше в ней участников, тем больше её ценность для новых пользователей – её подробный анализ был дан президентом AT&T Т. Вейлом в начале XX в.

Подробный анализ современных сетей был проведён в 1993 г. Анной Нагурни [см. 5] – американской экономисткой украинского происхождения. На сегодняшний день она является одним из крупнейших специалистов в данной области.

Примерами сетей являются Интернет как всемирная сеть, а также многочисленные сообщества пользователей в рамках нее. В таких сообществах наиболее ярко проявляется вторая характеристика – эффект скопления, когда пользователи на добровольных началах помогают создавать крупные проекты. Одним из успешных проектов такого рода является некоммерческая онлайн-энциклопедия Википедия.

К сожалению, использование термина «сетевая экономика» для характеристики всей современной хозяйственной системы не представляется возможным ввиду его узости и абсолютизации «сетевых внешних эффектов».

В середине 90-х гг. прошлого столетия усилился интерес к термину «инновационная экономика». Следует отметить, что придуман он был на полвека раньше – в 1942 г. он был введен в оборот Шумпетером в известной работе 1942 г. [см. 9] Не будем заострять внимание на данном термине ввиду его широкой разработанности. Отметим лишь, что особую популярность термин «инновационная экономика» приобрёл в нашей стране. Им пользуются политики, чиновники, журналисты. Ни один законодательный акт, связанный с модернизацией не обходится без понятий «инновация» и «инновационная экономика». Более того, они стали своего рода панацеей для решения любой проблемы.

Тем не менее, нам представляется нежелательным использования термина «инновационная экономика» ввиду его излишней политизированности, а также ввиду того факта, что инновации – это не изобретение последних лет, они существовали всегда.

В странах с развитой экономикой сильнейшее влияние на развитие бизнеса оказывает интернет, выводя их на новый виток экономических отношений. В связи с этим, вполне закономерно и появление термина «интернет экономика», либо «цифровая экономика». Родоначальником концепции цифровой экономики можно считать Н. Негропонте, который в своей книге 1995 г. [см. 6] использовал метафору, согласно которой человечество «переходит от обработки атомов к обработке битов». В том же году выходит книга Д. Тапскотта [см. 10], c которой и берёт своё начало термин «цифровая экономика».

Несмотря на современность и актуальность термина «интернет-экономика», он не учитывает некоторые стороны современного хозяйства, например, трансакционные издержки.

Следующее понятие – «креативная экономика» – впервые встречается в 2001 г. в книге Д. Хоукинса о взаимоотношениях между творчеством (креативностью) и экономикой [см. 2]. Для Хоукинса ни термин «креативность», ни «экономика» не были новыми – новым был тот экстраординарный синергетический эффект, который создавался их комбинацией творчества и бизнеса.

Но встает вопрос, насколько оправдано использование термина «креативная экономика». Определение нового типа экономики как хозяйства, основанного на творческих идеях, поставленных на экономические рельсы, представляется нам однобоким, несмотря на привлекательность и оригинальность термина. Данное понятие больше подходит для публицистики, нежели научной литературы.

И, наконец, термин «нематериальная экономика» был введен в оборот в во второй половине 90-х гг. английским ученым малазийского происхождения Д. Куа [см. 8]. Под нематериальной он понимает такую экономику, в которой конечный продукт не является физическим. К сожалению, существенным недостатком данной теории является фактический отказ от рассмотрения материального производства.

Проанализировав все термины, мы пришли к выводу, что каждый из перечисленных терминов не лишен недостатков: он либо справедлив в отношении определенного аспекта нового хозяйственного уклада, либо не отражает всю новизну происходящих явлений. На наш взгляд, этих недостатков лишен термин «новая экономика», который объединяет все перечисленные понятия. Вообще говоря, в новой экономике имеет место совершенно новый тип хозяйственных отношений и общественного уклада. Именно поэтому мы предлагаем использовать термин «новая экономика».

Среди исследователей «новой» экономики первопроходцем можно считать К. Келли с его знаменитой книгой «Новый правила для новой экономики» [см. 3]. Подходы отечественных ученых, напр. Е. Авдокушина, А. Григоряна, Н. Думной и др. в основном, лежат в тех же рамках, что и взгляды из зарубежных предшественников. Следует лишь отметить, что особую роль в «новой» экономике начинает играть институт интеллектуальной собственности.

Таким образом, исследовав множество подходов к определению современной экономической системы, мы пришли к выводу, что самым удачным является термин «новая» экономика. В нашей интерпретации, он подразумевает совершенно новый глобальный тип экономических отношений, в котором производство интеллектуальных благ и информации играет первостепенно роль. При этом рассмотрение «новой» экономике следует вести в контексте института «интеллектуальной собственности».



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Bell, D. The Coming of Post’Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. – Harmondsworth: Penguin, 1973. – 616 p
2. Howkins, J. The Creative Economy: How people make money from ideas. – London: Penguin, 2001. – 288 p
3. Kelly K. New rules for the New Economy. Ten Radical Strategies for a Connected World. – N.Y., 1998. – 192 p
4. Machlup, F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princeton. – NJ: Princeton University Press, 1962. – 416 p
5. Nagurney, A. Network Economics: A Variational Inequality Approach.// The Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 1993. – 444 p
6. Negroponte, N. Being Digital. Knopf. – Vintage Books, 1995. – 272 p
7. Porat, M.U. The Information Economy: Definition and Measurement. – Washington, 1977. – 63 p
8. Quah, D. The Weightless Economy in Economic Development. – London School of Economics Working Paper, 1999. – 47 p
9. Schumpeter, J. Capitalism, Socialism and Democracy. – New York: Harper, 1942. – 464 p
10. Tapscott, D. Digital Economy. Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. – New York: McGraw-Hill,