Креативное общество, креативная экономика и инновации

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

Ключевые слова:

инновации, креативная экономика, креативное общество, индустрия инноваций
Цитировать публикацию:
Креативное общество, креативная экономика и инновации – С. 11-15.

Kreativnoe obshchestvo, kreativnaya ekonomika i innovatsii. , 11-15. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. В развитых странах креативность становится и основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса. В настоящее время на стадии креативного развития находятся США, Япония, Ю.Корея. Стремятся перейти к этой стадии страны ЕС и Китай. В развитии креативного общества главную роль играют новые идеи и инновации. Объектами инновационного развития в креативном обществе становятся все его сферы: экономика, наука, техника, политика, социальная сфера, регионы, отрасли, предприятия, товары, технологии, образование, культура, искусство, спорт и др. Без креативного общества не может быть креативной экономики. В креативном обществе в наибольшей степени раскрывается творческий потенциал людей. Можно предположить, что в результате своего развития человечество перейдет на креативный уровень, т.е. станет креативным человечеством. Как показывает опыт развитых стран (США, Японии, Швеции, Германии и других) основными характеристиками креативного общества являются: 1. Общество основано на принципах гуманизма, либерализма и демократии. 2. Основу креативного общества составляют правовое государство, гражданское общество, предпринимательство и инновации. 3. Целями общества являются богатство, сила и развитие. 4. Экономика креативного общества является социально-ориентированной, рыночной и инновационной. 5. Важнейшую роль в креативном обществе играет наличие креативного класса, т.е. людей занимающихся инновационными разработками в различных областях (ученые, инженеры, преподаватели ВУЗов, архитекторы, дизайнеры, писатели, журналисты и др.). Характеристиками креативного общества являются также: 1. Систематическое инвестирование в инновации в различных сферах (экономика, наука, техника, социальная сфера, политика, культура и др.); 2. Рост практической отдачи от затрат на инновации; 3. Рост количества профессионалов, занятых креативной работой в различных областях; 4. Развитие венчурного капитала; 5. Развитие инновационных инфраструктур (технопарки, инновационно-технологические центры и комплексы, инновационные венчурные фирмы, бизнес-инкубаторы). Важнейшим фактором развития креативного общества является его интеллектуальный потенциал. В качестве элементов интеллектуального потенциала креативного общества предлагается рассматривать: 1) человеческий потенциал (здравоохранение, воспитание, образование, физкультура, спорт, культура, искусство, уровень жизни, здоровье, занятость, демография, профессиональный уровень, интеллект граждан); 2) организационный потенциал (инфраструктура образования, науки и НИОКР, численность и структура магистрантов, аспирантов, кандидатов и докторов наук, финансирование, законодательство, коммуникации); 3) информационный потенциал (знания, информационные системы и технологии); 4) международный потенциал (имидж страны, экономические, политические, образовательные, научные, культурные и другие связи с зарубежными странами); 5) процессный потенциал (современные методы и технологии в области экономики, производства, менеджмента, в социальной сфере и др.); 6) структурный потенциал (структура экономики и общества, партии, предпринимательские и общественные организации и союзы); 7) инновационный потенциал (направления фундаментальных и прикладных НИР, ОКР и ТР (технологических разработок), их финансирование, инновации, изобретательская активность населения, защита объектов интеллектуальной собственности); 8) потенциал конкурентоспособности (отраслевая структура конкурентоспособности, связи с рынками, развитие высокотехнологичных производств, их доля в ВВП и экспорте). За счет взаимодействия всех этих элементов достигается эффект синергии, многократно усиливающий интеллектуальный потенциал креативного общества и повышающий эффективность его функционирования и развития. Интеллектуальный потенциал общества связан также с уровнем его культуры. Высокий уровень культуры способствует высокому уровню интеллектуального потенциала, а низкий — снижает его. Основными факторами роста креативной экономики являются человеческий потенциал, внутренний спрос, инновации, инвестиции; обеспечивающими факторами являются эффективный креативный, инновационный, инвестиционный, производственный и социальный менеджмент; дополнительным фактором является внешний спрос. Признаками креативной (инновационно-креативной) экономики являются непрерывное инновационное развитие, большая роль человеческого капитала в инновационном развитии страны; инвестиции в новые товары, услуги, технологии, в развитие человеческого капитала; большая доля наукоемкой продукции в ВВП; конкуренция на основе инноваций; специализация и кооперация в области инновационной деятельности хозяйствующих субъектов; создание комплексов производств имеющих межотраслевой и глобальный характер; высокая наукоемкость производства и высокий уровень профессиональной подготовки работников, защита объектов интеллектуальной собственности. Важнейшей характеристикой инновационно-креативной экономики является наличие индустрии инноваций, под которой понимается сфера разработки, производства и реализации конкурентоспособных инноваций в массовом масштабе. Индустрия инноваций должна охватывать все отрасли экономики и социальную сферу, а инновации должны носить отраслевой и межотраслевой характер. Целями индустрии инноваций являются модернизация и развитие всех отраслей экономики и сфер жизни общества, повышение уровня и качества жизни граждан, рост эффективности, наукоемкости и качества труда и производства во всех отраслях экономики, обеспечение конкурентоспособности страны на мировых рынках. Задачами индустрии инноваций являются инновационное развитие всех отраслей экономики и сфер общества в кратко-, средне- и долгосрочном периодах. Главным объектом управления в индустрии инноваций является инновационный цикл: «исследования-разработки-производство-распространение-использование инноваций» во всех сферах экономики и общества. Основными элементами индустрии инноваций должны стать инновационные центры, которые должны быть созданы во всех отраслях и регионах страны. Соответствующие подразделения должны действовать в структуре региональных органов власти, в отраслевых, академических институтах, в крупных ВУЗах, а также на крупных и средних предприятиях. Инновации должны обладать следующими характеристиками: 1. Креативностью — большой новизной и полезностью; 2. Стратегией — обеспечивать конкурентные преимущества и успешную корпоративную деятельность на рынке в долгосрочном периоде; 3. Реализацией — быть реализуемыми в виде конкретных товаров и услуг; 4. Прибыльностью — повышать до максимума ценность конечного продукта для потребителей, предприятия и общества в целом. Государство играет центральную роль в креативном обществе. Государственное управление должно быть направлено на рост богатства во всех сферах и на всех уровнях общества в т.ч.: государства, регионов, отраслей, предприятий, негосударственных организаций и граждан. Государство должно регулировать инновационные и образовательные процессы для обеспечения конкурентоспособности страны на мировых рынках, финансировать фундаментальные исследования и НИОКР, результаты которых не могут найти в ближайшее время применения в коммерческом секторе, т.к. бизнес не может взять на себя финансирование науки в полном объеме. Целями государственной инновационной политики являются: развитие науки, техники и образования на мировом уровне, увеличение их вклада в развитие экономики страны, повышение конкурентоспособности страны на мировых рынках, улучшение экологии и др. Главные функции государства в креативном обществе — защита свободы, личности и собственности; активная поддержка предпринимательства; формирование институционной среды, способствующей созданию и распространению инноваций. В развитых странах мира государство играет большую роль в создании национальной инновационной системы и обеспечении ее эффективного функционирования. Важную роль в инвестициях в инновации должно играть партнерство между государством и частным бизнесом. Как показывают международные финансовые и экономические кризисы, необходимо также иметь эффективную систему (механизмы и инструменты) обеспечения устойчивого количественного и качественного роста креативной экономики и безопасности национального богатства креативного общества. Бюджетно-налоговая система страны должна быть построена в интересах развития всего общества, а не отдельных социальных групп.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Горелов Н.А., Литун О.Н., Мельников О.Н. Человеческие ресурсы в креативной экономике // Креативная экономика.– 2007.–№1.
2. Журавлев В.А. Креативное общество – новая парадигма развития стран в ХХI веке // Креативная экономика, №11, 2008.
3. Журавлев В.А. Интеллектуальный потенциал креативного общества // Креативная экономика, №8, 2009.
4. Журавлев В.А. Креативный менеджмент и инновации/ В.А. Журавлев. – Минск: Право и экономика, 2009. – 111 с.
5. Дантон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду/ Э. Дантон.– М.: Вершина,2006.– 450 с.
6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее/ Р.Флорида. – М.: Изд. дом «Классика ХХI», 2005. – 421 с.
7. Дудин М.Н. Государственная политика и регулирование инноваций в сфере малого предпринимательства в современных условиях развития РФ // Креативная экономика.– 2008.–№2.