Инфраструктура инновационной деятельности Республики Беларусь: состояние и перспективы

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Реалии современного развития мирового сообщества ставят перед Беларусью задачу перевода национальной экономики на путь инновационного развития. В настоящее время только инновационный путь развития экономики способен обеспечить повышение уровня наукоемкости продукции. Для Республики Беларусь, располагающей высоким техническим потенциалом, но не обладающей достаточной сырьевой базой, стратегия развития определяется эффективным использованием науки и, прежде всего, — высоких технологий.

Ключевые слова:

инновационная деятельность, инновационное развитие, Республика Беларусь
Цитировать публикацию:
Инфраструктура инновационной деятельности Республики Беларусь: состояние и перспективы – С. 102-107.

Infrastruktura innovatsionnoy deyatelnosti Respubliki Belarusy: sostoyanie i perspektivy. , 102-107. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Реалии современного развития мирового сообщества ставят перед Беларусью задачу перевода национальной экономики на путь инновационного развития. В настоящее время только инновационный путь развития экономики способен обеспечить повышение уровня наукоемкости продукции. Для Республики Беларусь, располагающей высоким техническим потенциалом, но не обладающей достаточной сырьевой базой, стратегия развития определяется эффективным использованием науки и, прежде всего, — высоких технологий. По мнению академика Г. Лыча для перехода на инновационный путь развития необходимо наличие нескольких факторов: во-первых, это — научно-интеллектуальный и технологический потенциал, достаточный для запуска и последующего развития инновационного процесса; во-вторых, постоянный рост количества участников инновационной деятельности; в-третьих, развитая система институтов, ориентированных на инновационное развитие, способных обеспечить эффективное взаимодействие всех участников инновационной деятельности; в-четвертых, это востребованность инноваций большинством хозяйствующих субъектов и физических лиц. Опыт развития мировой экономики аккумулирован в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг., главной целью которой является перевод национальной экономики в режим интенсивного развития. Программой предусматривается создание национальной инновационной системы, которая должна обеспечить генерацию и использование новых знаний, новых технологий, товаров и услуг во всех сферах жизни белорусского общества. Сегодня инновационный путь развития отечественного производства — это создание в экономике условий, механизмов и подходов, обеспечивающих ускорение разработки и передачи в промышленность новых технологий и техники. [1]. Внедрение инноваций, высокий уровень научно-технического развития является определяющим с точки зрения выполнения главной задачи — повышения качества и уровня жизни своих граждан. «Инновационный путь развития — одна из приоритетный задач социально-экономического развития страны, которая определяет стратегическую цель государственной научно-технической и инновационной политики — создание благоприятный правовых, экономических и социальных условий для развития науки и постоянного повышения технологического уровня производства и конкурентоспособности продукции, уровня и качества жизни населения, укрепления национальной безопасности страны» — записано в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы. Реализация этого направления требует повышения роли научных исследований и разработок, превращения научно-инновационного потенциала в один из важнейших ресурсов устойчивого экономического роста. Высокие технологии становятся главным фактором повышения жизненного уровня людей в любой стране. Высокий уровень инноваций, степень их практического внедрения в производство являются основополагающими признаками постиндустриальной державы. В этой связи развитие высоких технологий и их практическое воплощение является одним из главных факторов, определяющих место Беларуси в системе современной глобальной конкуренции. Поэтому одним из перспективных путей становления Республики Беларусь как экономически развитого, сильного государства является расширение инфраструктуры инновационной деятельности. Инновационная инфраструктура — совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности. В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности от генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и реализации наукоемкой продукции. Непосредственно к субъектам инновационной инфраструктуры, которые призваны координировать работу участников инновационной деятельности, относятся:

  • научно-технические (технологические) парки,
  • инновационные центры,
  • центры трансфера технологий,
  • бизнес — инкубаторы.
  • Технопарк — это компактно расположенный комплекс, который в общем виде может включать в себя научные учреждения, вузы и предприятия промышленности, а также информационные, выставочные комплексы, службы сервиса и предполагает создание комфортных жилищно-бытовых условий. Функционирование технопарка основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения инноваций в сферу материального производства. Наивысшим проявлением интеграционной тенденции является технополис (научный парк, технологический парк). Он представляет собой конгломерат из нескольких сотен исследовательских учреждений, промышленных фирм (преимущественно малых), внедренческих организаций и других, которых связывает заинтересованность в появлении новых идей и их скорейшей коммерциализации. Технополис — это структура, подобная технопарку, но включающая в себя небольшие города (населенные пункты), так называемые наукограды, развитие которых целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы. Объединение мелких фирм в совокупности создает сложную инфраструктуру, необходимую и достаточную для крупных инноваций. Центром технополиса, его стержневым звеном, обычно является крупный университет — генератор и носитель фундаментального знания, лежащего в основе инноваций. Бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малого бизнеса, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления малому бизнесу материальных (прежде всего научного оборудования и помещений), информационных, консультационных и других необходимых услуг. Инновационный центр представляет собой специализированный инкубатор, в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества научно-технического характера. Центр трансфера технологий — это коммерческая организация, целью которой является обеспечение передачи инноваций из сферы их разработки в сферу применения. [2]. В Республике Беларусь формирование инновационной инфраструктуры началось более 10 лет назад. В сентябре 2005 года подписан Декрет Президента Республики Беларусь №2 «О Парке высоких технологий». Согласно Положения о Парке высоких технологий направлениями деятельности Парка высоких технологий являются: разработка и внедрение информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения в промышленных и иных организациях республики; экспорт информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения; другие направления по согласованию с Президентом Республики Беларусь. В качестве резидентов Парка высоких технологий могут быть зарегистрированы юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь, осуществляющие или планирующие осуществлять один или несколько следующих видов деятельности: анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем; деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения; фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка высоких технологий) и реализация результатов таких исследований и разработок; другие виды деятельности. [4]. На сегодняшний день в Республике Беларусь создано и действует более 80 различных элементов инновационной инфраструктуры: Парк высоких технологий (в настоящее время резидентами Парка высоких технологий является 76 предприятий и 2 частных предпринимателя. [4]), 10 научно-технологических парков, 56 научно-производственных центров, 5 инновационных центров, 24 центра трансфера технологий, Белорусский инновационный фонд, 9 бизнес — инкубаторов 10 информационных и маркетинговых центров, 476 научно-технических библиотек (включая заводские), которые работают в сфере инновационной деятельности. Потребителями услуг, предоставляемых перечисленными элементами инновационной инфраструктуры, являются 318 инновационно — активных предприятий. За период до 2010 года планируется увеличить количество субъектов инфраструктуры инновационной деятельности: научно-технологических парков до 20, научно-производственных центров — до 71, инновационных центров — до 8, центров трансфера технологий — до 30, информационных и маркетинговых центров — до 30, бизнес-инкубаторов — до 10, венчурных организаций — до 3, научно-технических библиотек — до 490, инновационно-активных предприятий — до 581. [5]. В связи с этим предусматривается к 2010 году увеличить в 2,5 — 3 раза затраты на исследования и разработки, увеличить долю прогрессивных технологий; направить на развитие материально-технической базы науки не менее 10% общего объема финансирования науки из средств республиканского бюджета. [6]. Рыночная ориентация инновационной инфраструктуры определяет ее способность обеспечивать выполнение всех своих функций в условиях современной рыночной экономики и возможности быстрой адаптации к постоянным динамическим изменениям. Конечной целью формирования инфраструктуры должно быть не просто создание конкретных хозяйствующих субъектов для более эффективного ведения ими научно-технической и инновационной деятельности, а обеспечение осуществления их совокупной деятельности в интересах общества, включая преодоление спада производства, его структурную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции, усиление ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынков, создание новых рабочих мест и сохранение научно-технического потенциала. [3]. В январе 2010 года на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь была рассмотрена Концепция Государственной программы инновационного развития Беларуси на 2011-2015 годы. Основной целью госпрограммы инновационного развития на 2011-2015 годы является создание конкурентоспособной на мировом рынке, инновационной, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие Беларуси и повышение качества жизни белорусского народа. Главным направлением преобразований производственного потенциала республики станет внедрение новых высоких технологий 5 и 6-го технологических укладов, обладающих наибольшей добавленной стоимостью и низкой энерго- и материалоемкостью, производство новейших экологобезопасных материалов и продуктов. Для модернизации экономики на основе технологических инноваций планируется осуществить более 500 проектов по созданию инновационных предприятий и прогрессивных производств. В результате реализации госпрограммы инновационного развития на 2011-2015 годы планируется к 2015 году довести долю новой продукции в общем объеме продукции промышленности до 25%. Доля инновационно активных предприятий в общем количестве промышленных предприятий должна составить 30,5%, доля сертифицированной продукции в общем объеме промышленного производства должна вырасти до 73,9%. До 2015 года количество научно-технических парков и центров трансфера технологий планируется увеличить на 60%, научно-производственных центров — на 30%, инновационных центров — более чем в 7 раз. Запланировано также создание трех многоцелевых технопарков — Парка передовых технологий в Национальной академии наук, а также технопарка «Полесье» и технопарка на базе НПО «Интеграл». Для ускорения процессов формирования научной инновационной системы планируется создание инвестиционной корпорации. Концепция новой программы инновационного развития предусматривает также создание республиканского центра технологического прогнозирования, центра инновационной информации, республиканского инновационного центра электронного бизнеса, совместного предприятия по вопросам инновационного консалтинга. Планируется формирование совместной инжиниринговой компании, а также венчурных организаций. Госкомитет по науке и технологиям также предлагает создать в стране экспортно-импортный банк. Для обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках белорусских товаров, работ и услуг в предстоящем пятилетии необходимо обеспечить повышение технико-экономического уровня всей производимой в стране продукции. Стратегическим приоритетом в повышении конкурентоспособности экономики является вхождение Беларуси в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Хрусталев Б.М. Три звена успешного развития экономики страны [электронный ресурс]. – Режим доступа -http:/www.priem.bntu/by/ru/conference/congrcs/sftn/bmxrustalev/
    2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса [электронный ресурс]. – Режим доступа - http://ippreferat.ucoz.ru/forum/79-69-1
    3. Стрелков Ю.В. Инновационно - инвестиционный процесс в переходной экономике России [электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.bestreferat.ru/referat-26227.html
    4. Резиденты Парка высоких технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.park.by/residents/
    5. Кратенок В.Е. Формирование национальной инновационной системы в Республике Беларусь: опыт и особенности [электронный ресурс]. – Режим доступа - http://www.icsti.su/base/sem_unido/files/kratenok_eng.dos
    6. Тур А.Н. Цели, задачи и приоритеты в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы: пособие для студентов и учащихся / Тур А.Н., Плотницкий М.И. – Минск: Мисанта, 2007. –с. 73