Программная инновационная политика в нефтегазохимическом комплексе Республики Татарстан

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Современный финансово-экономический кризис стал «проверкой» не только систем вообще, но и управляющих подсистем в их составе. Позволил дать оценку достигнутого уровня стратегического и тактического управления в странах, регионах, компаниях, отдельных сообществах и на уровне индивидуумов. Потребовалось принятие быстрых, нестандартных и ответственных решений. Известно, что в точке бифуркации благодаря эффектам синергии, когерентности, наличия петель положительных обратных связей самое малое управленческое воздействие может иметь сильные разрушительные или созидательные следствия. Тем самым управляющая подсистема существенным образом влияет на выбор нового пути (аттрактора) развития системы, на возникновение «порядка из хаоса» или ее разрушение. Следовательно, время бифуркаций — время инноваций, и, прежде всего, институционально-управленческих.

Ключевые слова:

нефтегазовый комплекс, инновационное развитие, кризис, инновационная политика, Республика Татарстан
Цитировать публикацию:
Программная инновационная политика в нефтегазохимическом комплексе Республики Татарстан – С. 54-60.

Programmnaya innovatsionnaya politika v neftegazokhimicheskom komplekse Respubliki Tatarstan. , 54-60. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Современный финансово-экономический кризис стал «проверкой» не только систем вообще, но и управляющих подсистем в их составе. Позволил дать оценку достигнутого уровня стратегического и тактического управления в странах, регионах, компаниях, отдельных сообществах и на уровне индивидуумов. Потребовалось принятие быстрых, нестандартных и ответственных решений. Известно, что в точке бифуркации благодаря эффектам синергии, когерентности, наличия петель положительных обратных связей самое малое управленческое воздействие может иметь сильные разрушительные или созидательные следствия. Тем самым управляющая подсистема существенным образом влияет на выбор нового пути (аттрактора) развития системы, на возникновение «порядка из хаоса» или ее разрушение. Следовательно, время бифуркаций — время инноваций, и, прежде всего, институционально-управленческих. Нефтегазохимический комплекс Республики Татарстан (НГХК РТ) вступил в кризисную ситуацию на этапе активной инвестиционной и инновационной деятельности. Завершилось действие второй Программы развития НГХК РТ на 2004-2008 годы (первая действовала в 1999-2003гг.). На стадии утверждения находится третья Программа (на 2010-2014гг.). В разработке данных программ автор статьи принимал участие, включая блок инновационной политики. Резкое сжатие спроса на внутреннем и внешнем рынках, а также сложности с финансовым обеспечением масштабных инвестиционных программ явились главными проблемами развития комплекса в кризисных условиях. Между тем, благодаря сформированной до кризиса институциональной инновационной модели частно-государственного соуправления в НГХК РТ, сделавшей реальным поток массированных инвестиций и инноваций, повысившей организационно-управленческий и экономический потенциал комплекса, удалось своевременно начать реализацию антикризисных мероприятий. В плане тактики начал действовать режим «ручного управления» на базе «регионально-отраслевого правительства» (совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»), способного в силу специфики своих структуры и функций оперативно и гибко решать различные проблемы мезоуровневого характера. Отраслевая политика приобрела реактивный характер (как реакция на кризис), однако не потеряв при этом и своей стратегической (проактивной) основы. Реализация инвестиционных проектов была продолжена. Новый импульс, безусловно, должен получить и инновационный процесс. Прежде всего, целесообразно продолжение модернизации НГХК РТ за счет импорта современных прогрессивных технологий и оборудования. На современном этапе использование такой стратегии закономерно, значимо и в рамках реализации отраслевых программ должно быть продолжено. Заимствование технологий позволяет в относительно сжатые сроки обеспечить обновление существующих производств, «удлинить» и «разветвить» технологические цепочки комплекса, создавая новые продуктовые кластеры. Между тем, трансфер зарубежных технологий рассматривается в качестве переходной ступени и предполагает комбинацию со стратегией подлинных (активных) инноваций. Реализация последней должна предполагать углубление интеграции региональной (в том числе отраслевой) инновационной системы в развивающуюся национальную инновационную систему Российской Федерации. На ранних этапах развития постсоветской экономики актуальным было формирование относительно самостоятельной региональной экономической, отраслевой, инновационной политики. В последние несколько лет, а тем более в условиях современного глобального кризиса ситуация начала меняться. Реализуется федеральная отраслевая и инновационная политика, обозначены научно-технологические приоритеты страны, выделяются значительные финансовые ресурсы на развитие науки и инноваций. Управление инновационными процессами закрепляется на уровне федерации и округов, начинает проявляться региональная специализация в реализации научно-технологических и инновационных приоритетов. Эти факторы должны быть своевременно учтены в Татарстане с тем, чтобы регион мог занять устойчивое место в национальной инновационной системе. Соответственно можно обозначить новые функции для субъектов региональной инновационной политики. В частности, необходимо расширение деятельности Академии наук РТ в направлении тематики НГХК РТ не только в сфере научно-технической деятельности, но и в обеспечении коммуникативной функции — представлении, продвижении приоритетных научных исследований и инноваций в области НГХК на федеральном уровне. Тем самым актуальные задачи для АН РТ — во-первых, объединение, укрепление и стимулирование специализации региональной химической науки с учетом специализации отраслей НГХК РТ, во-вторых, закрепление за региональной химической наукой «ниши» в федеральной науке и инновационном процессе, не дублируя, но дополняя исследования имеющихся институтов и подразделений РАН. По данным направлениям активно работает и ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг», в том числе в рамках реализации Соглашения о научно-техническом сотрудничестве Кабинета Министров РТ с Российской академией наук, Программы научно-технического сотрудничества в области химии, нефтехимии и экологии на 2004-2014гг. Необходимо дальнейшее развитие институциональной роли ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» как инновационно-технологического центра в НГХК РТ в направлении освоения новых видов деятельности и систематизации уже освоенных функций. Требуется также повышение роли компаний НГХК РТ в реализации активных инноваций, в том числе за счет поддержки развития инновационной инфраструктуры. Активные инновации пока не доминируют на предприятиях НГХК РТ, что связано, главным образом, с финансовыми ограничениями и приоритетным финансированием модернизации и нового строительства на основе готовых импортных технологий. Поэтому не следует именно на корпоративный сектор возлагать функции реализации полного инновационного цикла, тем не менее, формирование восприимчивости к инновациям, к сотрудничеству с субъектами инновационных систем, инициация полезных научных исследований, их комплексное сопровождение и поддержка, участие в научных программах федерального и регионального масштаба, создание научных, научно-производственных подразделений и лабораторий, предприятий в формирующихся объектах инновационной инфраструктуры (технополисе («Химград»), технопарках, ОЭЗ «Алабуга», Нижнекамском промышленном округе), обеспечение иных форм поддержки объектов инновационной инфраструктуры (софинансирование создания и развития, заказы на конкретные исследования, обеспечение необходимым сырьем) — эти задачи вполне соотносимы с потенциалом отдельно взятой регионально-отраслевой системы и компаний в ее составе. Поддерживаться должно создание альянсов компаний отраслей НГХК (в перспективе, с включением иностранных компаний и научных центров), а также консорциумов, занимающихся поиском и реализацией крупных инновационных проектов со стадии доконкурентных НИОКР. В этом случае более целесообразным оказывается и предоставление прямой финансовой господдержки. Это закономерно, поскольку значительные объемы инвестиций, которые необходимы для создания потока конкурентоспособных инноваций, невозможно возложить только на субъектов реального сектора (даже у самых крупных российских компаний НГХК объемы финансирования НИОКР ограничены и не идут в сравнение с вложениями мировых лидеров отрасли), или только на государство. Требуется поиск адекватных форм многосубъектного и транснационального сотрудничества. Актуальным видится и привлечение зарубежных инновационных компаний, центров и научных организаций в регион. Данная задача имеет долгосрочный характер, и ее решение стало реалистичнее в условиях финансового кризиса и рецессии в развитых экономиках. Решение задачи следует осуществлять «в связке» с привлечением иностранных компаний в НГХК (как крупных, так и средних и малых) в созданные в регионе зоны, технопарки, технополисы, специализирующиеся на производстве химической продукции, изделий из пластмасс, резинотехнических изделий и термопластов широкого спектра применения. Вместе с приходом данных иностранных производителей следует приветствовать и стимулировать сопутствующее размещение их научно-исследовательских подразделений. Естественно, выбор отраслевых стратегий и инновационных приоритетов развития НГХК РТ должен производиться с учетом долгосрочных глобальных тенденций в топливно-энергетическом комплексе, нефтепереработке, химии и нефтехимии. Следует учитывать ухудшение качества и доступности мировых запасов углеводородов, необходимость выпуска экологически чистых видов топлив, развитие альтернативных источников энергии и топлива, усиление позиций нефти и газа как сырья для глубокой химической переработки и получения специальных материалов (в настоящее время из нефти и газа производится, по разным оценкам, 5-10%, а к концу века прогнозируется 30-60% продукции химии и нефтехимии). Следует ориентироваться на развитие междисциплинарных научных исследований (нанотехнологий, биотехнологий и др.), что будет определять и отраслевые инновационные процессы. В частности, к перспективным направлениям научно-технологического прогресса в химической индустрии относят создание новых материалов (в том числе наноматериалов) с заранее заданными свойствами (электрическими, магнитными, прочностными, пластическими и др.), «умных материалов» (в том числе «активных пластиков», способных изменять свои свойства (цвет, прозрачность, плотность и др.)), наноматериалов для работы с информацией, разработку новых катализаторов и каталитических систем (в том числе нанокатализ), применение мембран и мембранных технологий, создание средне- и малотоннажных функциональных полимеров и конструкционных композитов, повышение качества особо чистых веществ и реактивов специального назначения, поверхностно-активных веществ, создание новых лекарственных средств (наномодуляторов), новых методов защиты окружающей среды и др. Развитие нанотехнологий и наноиндустрии — один из наиболее актуальных вопросов современной научно-технологической и инновационной политики России. В президентской инициативе «Стратегия развития наноиндустрии» указано, что в число основных задач, которые предстоит решить, входит и «формирование территориальных научно-производственных кластеров, обеспечивающих создание, производство и продвижение на рынок высоких технологий конкурентоспособной продукции наноиндустрии, с использованием механизмов частно-государственного партнерства». В стране уже функционирует ряд территориальных точек высокой активности в области нанотехнологий, в частности, Москва, Санкт-Петербург, Томск. Между тем, во-первых, недостаточно развито внедрение в практику имеющихся разработок, во-вторых, отсутствуют территории с ярко выраженной специализацией на использовании нанотехнологий в области нефтедобычи, нефтепереработки, химии и нефтехимии. На создание подобного территориального нанотехнологического кластера нефтегазохимической направленности может претендовать Татарстан. Принята «Комплексная программа проектного развития наноиндустрии Республики Татарстан на 2009-2013 годы и на период до 2015 года», в которой предусмотрен и блок, касающийся НГХК. Соответственно должно быть предусмотрено участие региона в программах и мероприятиях федерального уровня в области нанотехнологий и наноиндустрии, делая акцент на конкурентных преимуществах Татарстана в виде наличия сильной внедренческой базы (компаний НГХК), научной школы, имеющей заделы в области нанотехнологий, развивающейся региональной инфраструктуры и политики поддержки инноваций, опыте компаний и региона в области частно-государственного партнерства при реализации крупных инвестиционных проектов, при создании элементов территориальной организации бизнес- и инновационных процессов. В итоге регион должен стать реальной площадкой для отработки и внедрения нанотехнологий в НГХК, а также в целом существенно должен повыситься инновационный уровень комплекса. Готовность к решению означенных задач вытекает из опыта институциональных преобразований на региональном и отраслевом уровнях, позволивших сделать реальные шаги от институциональных к технологическим инновациям.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Закон Саратовской области «Об инновациях и инновационной деятельности», (в ред. Закона Саратовской области от 13.02.2003 № 9-ЗСО, от 23.07.2004 N 40-ЗСО).
2. Областная инновационная научно-техническая программа «Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010-2014 годы». Приложение к постановлению Правительства области от 14 октября 2009 г. №502-П
3. Закон Саратовской области «О государственной поддержке специализированных субъектов инновационной деятельности в Саратовской области», №39-ЗСО от 23.07.2004г.
4. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 № 250-3.