Многоаспектность оценки конкурентоспособности
Ключевые слова:
конкурентоспособность, оценка конкурентоспособностиПриглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
В условиях современного экономического уклада достижение высокой конкурентоспособности выступает в качестве масштабной национальной задачи стратегического развития, обеспечивающего достижение достойных позиций региона и страны в мировом экономическом пространстве, тем более в условиях усиливающегося глобализационного процесса. Повышение конкурентоспособности отечественного производства в Концепции национальной безопасности РФ рассматривается в числе основных факторов подъема благосостояния населения, реализации национальных интересов государства [1, с.3-4]. Вместе с тем обеспечение конкурентоспособности является проблемой мировой науки. Раскроем многоаспектное экономическое содержание категории «конкурентоспособность» на четырех уровнях: страновом;региональном; предприятия итовара, между которыми существует внутренняя и внешняя взаимозависимость. «Страновая конкурентоспособность» — синтетический показатель, объединяющий «конкурентоспособность товара», «конкурентоспособность предприятия», «конкурентоспособность региона» и характеризующий положение страны на мировом рынке. Он выражает преимущество страны как участника мирового хозяйственного процесса при обеспечении эффективного использования ресурсов и постоянного роста уровня жизни населения. В список стран, ранжируемых по уровню конкурентоспособности, Россия была включена только в 1995 г. Наиболее сильными сторонами отечественной экономики в плане мировой конкурентоспособности в то время были ее научно-технический потенциал и трудовые ресурсы, слабыми — значительная регулируемость государством, централизованная система отраслевого менеджмента и кредитно-финансовая сфера. «Конкурентоспособность предприятия», выявляет преимущества данного производителя по уровню удовлетворения потребителей своим товаром с учетом эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Следовательно, ее можно определить как расширение производства (при соблюдении собственных интересов) в условиях конкуренции. Конкуренция — это соперничество товаров и предприятий, направленное на овладение вниманием потенциальных потребителей [2, с.111]. Негативные тенденции в развитии России, как следствие проводимой экономической политики, наблюдаются и в настоящее время. Причиной спада стало отставание технологий производства продукции массового спроса от темпов роста цен и условий конкуренции, что повлекло за собой резкое сокращение технически и технологически прогрессивных способов производства и разработку не только выгодных коммерческих, но и более упрощенных вариантов. «Конкурентоспособность товара» — показатель, полнее характеризующий способность товара отвечать требованиям потребителей, чем аналог конкурентов. В конечном итоге вышеперечисленные уровни конкурентоспособности зависят от возможностей конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар, потребительские, ценовые и качественные характеристики которого, по сравнению с товарами-аналогами, и определяют его успех. Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации страны в мировом экономическом сообществе в зависимости от степени конкурентоспособности того или иного региона. Показатель«региональной конкурентоспособности» характеризует способность региона удовлетворять определенные потребности экономики при возможности конкуренции на рынке (например, получать больше прибыли, чем в регионах с подобной специализацией). Регионы России на данном этапе экономического развития являются субъектами управления, где непосредственно реализуются поставленные перед обществом цели и задачи. Конкурентоспособность региональной экономикиэто способность реализовать основную целевую задачу ее функционирования — устойчивое социально-экономическое развитие региона с обеспечением высокого качества жизни его населения. Конкурентоспособность региона как экономическое явление в отечественной экономической науке относится к числу слабо разработанных. Ряд авторов считает, что в «определенной степени такому осмыслению мешает и кажущаяся очевидность содержания категории «конкурентоспособность региона», ее близость к категории эффективности: их нередко рассматривают в качестве одноплановых, хотя первая основывается на последней, несет в себе сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов — отдельных фирм, корпораций, отраслевых объединений и национальных комплексов» [3, С. 178]. Приобретение региональными системами экономической самостоятельности в условиях рынка вызывает необходимость переоценки положения и функций каждого региона в системе координат экономического пространства, в котором предстоит принимать решения, обеспечивающие условия его устойчивого развития. При этом следует учитывать некоторые явления и процессы, которые ведут к изменению характера поведения управляющих структур региона. Вместо отраслевой специализации, жестко планируемых инвестиционных и бюджетно-финансовых процессов рынок порождает стремления каждого субъекта Федерации к самоутверждению, к выбору экономической структуры, способной обеспечить его надежное положение в рыночном пространстве страны и мира. Любое решение, связанное с межрегиональным взаимодействием, оценивается с точки зрения экономической выгоды и возможности достижения бюджетно-финансовой стабильности, а так же реализации стратегических задач социально-экономического и экологического развития региона. С переходом к рынку региональные системы наделяются функциями экономически самостоятельных субъектов рыночных отношений. В рыночном пространстве страны приток капитала в тот или иной регион целиком определятся конкурентными возможностями региона и перспективами их наращивания. Предпринимательский капитал хозяйствующих субъектов, устремляется в те районы и сферы деятельности, где можно размещать конкурентоспособные производства и организовывать доходный бизнес. Каждый регион призван оценить свои конкурентные позиции с тем, чтобы способствовать привлечению региона к осуществлению программ размещения и территориальной организации производительных сил. Научное осмысление проблемы конкурентоспособности региона осуществляется в отечественной экономической науке в условиях трансформационных процессов, когда происходит кризис в экономике, структурная перестройка в экономике приобретает новое содержание и служит возникновению совершенно новых экономических отношений, не существовавших в прежней экономике. Конкурентоспособность как экономическое явление — это сложный, многоуровневый и противоречивый процесс, носящий в себе как объектные, так и субъектные признаки отношений. В этом смысле конкурентоспособность региональной системы превращается в динамический, никогда не прекращающийся процесс «созидательного разрушения», постоянного изменения, обновления и создания нового в структурных характеристиках экономической системы, импульсируя одновременно ее эволюционное развитие.
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Борисов А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2001. – 895 с.
Mnogoaspektnost otsenki konkurentosposobnosti. , 121-124. (in Russian)