Налоговый потенциал республики Северная Осетия – Алания: факторы формирования и оценка

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Налоговый потенциал субъекта РФ формируется под воздействием комплекса экономических и институциональных факторов.Ключевым интегральным фактором при этом является экономический потенциал региона, определяющий объем налоговых ресурсов, которые могут быть через систему налогообложения трансформированы в налоговые доходы бюджета. Институциональные факторы составляют принципы, правила, нормы, нормативы и иные институты бюджетной и налоговой сферы, упорядочивающие структурно-функциональное взаимодействие субъектов налогообложения. В данной связи целесообразно предварить оценку налогового потенциала РСО — Алания анализом уровня развития и структурных особенностей экономического потенциала республики и ее институциональной сферы.

Ключевые слова:

налоговый потенциал, экономика региона, республика северная осетия алания
Цитировать публикацию:
Налоговый потенциал республики Северная Осетия – Алания: факторы формирования и оценка – С. 150-155.

Nalogovyy potentsial respubliki Severnaya Osetiya – Alaniya: faktory formirovaniya i otsenka. , 150-155. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Налоговый потенциал субъекта РФ формируется под воздействием комплекса экономических и институциональных факторов.Ключевым интегральным фактором при этом является экономический потенциал региона, определяющий объем налоговых ресурсов, которые могут быть через систему налогообложения трансформированы в налоговые доходы бюджета. Институциональные факторы составляют принципы, правила, нормы, нормативы и иные институты бюджетной и налоговой сферы, упорядочивающие структурно-функциональное взаимодействие субъектов налогообложения. В данной связи целесообразно предварить оценку налогового потенциала РСО — Алания анализом уровня развития и структурных особенностей экономического потенциала республики и ее институциональной сферы. Северная Осетия-Алания — республика с развитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством. На 1 января 2009 г. число зарегистрированных юридических лиц составило 8966 (на 2045 ед. или на 29,5% больше, чем в 2005 г.), 17631 индивидуальных предпринимателей (127,7% от уровня 2005 г.) и 527 крестьянских (фермерских) хозяйств (277,8% от уровня 2005 г.) Анализ показателей развития социально-экономического развития республики Северная Осетия — Алания в последние годы (таблица 2.1.) свидетельствует об их позитивной динамике в 2005-2007 гг. и некотором ухудшении в 2008 г. под влиянием экономического и финансового кризиса. Таблица 2.1 — Основные показатели развития социально-экономического развития республики Северная Осетия — Алания в 2005 — 2008 гг. [1]

Показатели2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.
Валовой региональный продукт, млрд. руб.31, 6437,4242,8053,67
Объем промышленного производства, млрд. руб.16,8419,5323,3020,42
Объем продукции строительства, млрд. руб.3,293,437,4911,40
Объем продукции сельского хозяйства, млрд. руб.9,199,5310,6514,84
Оборот розничной торговли, млрд. руб.17,1023,0928,8437,41
Оборот оптовой торговли, млрд. руб.8,345,326,266,56
Внешнеторговый оборот, млн. долл.114,90175,30193,10163,60
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.4, 806,5612, 6116,35
Численность экономически активного населения, тыс. чел.330330311316
в т.ч. численность занятых в экономике, тыс. чел.301,0301,0296295
численность безработных, тыс. чел.29292631
Фонд заработной платы наемных работников предприятий и организаций, млрд. руб.8, 8310,5813,1816,30
Валовой региональный продукт в номинальном выражении вырос в исследуемый период с 31,64 до 53,67 млрд. руб. Индекс физического объема валового регионального продукта составил в 2005 г. — 106,2%, 2006 г. — 109,7%, 2007 г. — 112,4%. В 2008 г. индекс физического объема валового регионального продукта снизился до 106,1% (на 6,3 п.п. от уровня 2007 г.) Изменения в области финансов предприятий республики характеризуются данными таблицы 2.2. Таблица 2.2 — Основные показатели финансов предприятий Республики Северная Осетия-Алания [2]

Показатели2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.
Сальдированный финансовый результат, млрд. руб.1,141,181,270,07
Сумма прибыли по прибыльным организациям, млрд. руб.0,702,221,880,90
Удельный вес прибыльных предприятий, %51,055,259,656,8
Кредиторская задолженность, млрд. руб.12 ,7510,5211,1610,55
из нее — просроченная задолженность, млрд. руб.3, 983,963,573,50
Дебиторская задолженность, млрд. руб.9,449,469,9010,94
из нее — просроченная задолженность, млрд. руб.3,157022,693,20
В 2005-2007 гг. сальдированный финансовый результат (прибыль — убыток) возрос с 1,14 млрд. руб. до 1,27 млрд. руб. в 2007 г., общая сумма прибыли предприятий — с 0,70 млрд. руб. до 1,88 млрд. руб., доля прибыльных организаций в их общем числе — с 51,0% до 59,6%. В 2008 г. финансовые показатели существенно ухудшились. Сальдированный финансовый результат сократился до 0,07 млрд. руб., прибыль — до 0,9 млрд. руб. От всей прибыли, полученной в отраслях экономики, 60,6% пришлось на обрабатывающие производства. Удельный вес убыточных предприятий составил 43,2%, в том числе в промышленности — 51,4%, в отраслях транспорта и связи — 81,8%, в строительстве — 43,5%. В 2009 г. влияние кризиса негативно сказалось на динамике большинства социально-экономических показателей развития республики. По оценкам, индекс промышленного производства уменьшился до 100,5%. Кризис наиболее остро затронул предприятия цветной металлургии и обрабатывающих отраслей. Почти наполовину снизили индекс производства предприятия винно-водочной промышленности. Объем валовой продукции сельского хозяйства вырос на 3,0 п.п. (против 39, 3 п.п.) в 2008 г. Скорректированы прогнозы по объемам инвестиций в экономику и социальную сферу; они, по оценкам, составят 85,0% от уровня 2008 г. или 14,4 млрд. руб. вследствие сокращения средств из федерального бюджета на реализацию утвержденных до кризиса целевых программ, а также переноса реализации некоторых инвестиционных проектов. Правительством республики был принят ряд первоочередных мер, которые позволили не допустить разрастание кризиса. Так, в бюджете 2009 г. на поддержку республиканских предприятий было предусмотрено в 1,7 раза больше средств, чем в 2008 г. В кризисных обстоятельствах особое внимание было уделено поддержке малого бизнеса, темп роста которого в сравнении с показателями 2008 составил 106,0%; созданы «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-А» и «Гарантийный фонд РСО-А». Вместе с тем по крупным и средним организациям ожидается отрицательный сальдированный финансовый результат, ориентировочно, 700 млн. руб. (в основном за счет коммунального сектора и предприятий алкогольной отрасли). Возрастет доля убыточных предприятий в реальном секторе экономики до 47,7% (против 43,2% в 2008 г.) [3]. Сложившаяся социально-экономическая ситуация в республике отражает, с одной стороны, особые условия, сложившиеся на Юге России, а, с другой стороны, специфические проблемы, характерные для регионов с низким уровнем развития. Сопоставление подушевых индикаторов социально-экономического развития в Российской Федерации, Южном федеральном округе и Республике Северная Осетия — Алания свидетельствует о том, что показатели регионов Юга России уступают среднероссийским, а РСО-А, в свою очередь, имеет более низкие показатели, чем в среднем по ЮФО (таблица 2.3). Таблица 2.3. — Подушевые индикаторы социально-экономического развития в Российской Федерации, ЮФО и РСО — Алания в 2005 — 2008 гг. [4]

2005 г.2008 г.
РФЮФОРСО-АРФЮФОРСО-А
ВВП (ВРП) на душу населения, тыс. руб. 151,106 56,483 44,333 293,437 96,506 76,453
Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб. 25,232 14,839 8,471 61,743 39,610 23,284
Удельный вес убыточных организаций, % 36,4 33,8 49,0 28,3 26,7 43,2
Среднедушевые денежные доходы, тыс. руб. 8,112 5,333 4,690 14,939 10,874 9,838
Средняя начисленная заработная плата, тыс. руб. 8,555 5,800 4,722 17,290 11,734 9,151
При этом, если по ряду индикаторов за 2005 — 2008 гг. разрывы сократились (инвестиции в основной капитал, денежные доходы населения, начисленная заработная плата), то по такому интегральному показателю, как ВРП, они увеличились. Так, в 2005 г. валовой региональный продукт был ниже среднего показателя по РФ в 3,41, а в 2008 г — в 3,83 раза. Соотношение ВРП республики с соответствующим показателем по Югу России практически не изменилось. Доля убыточных предприятий в РФ в 2005 г. была выше в 1,34 раза, чем в среднем по РФ, и в 1,45 раза, чем в ЮФО; в 2008 г. эти разрывы возросли и составили, соответственно 1,52 и 1,62 раза. В хозяйственном комплексе республики имеются серьезные проблемы, усугубляющиеся в кризисных условиях. К ним, прежде всего, следует отнести: — нерациональность территориальной и отраслевой структуры экономики. Территориальная организация характеризуется неравномерностью размещения промышленных производств и локализацией их в основном в г. Владикавказе. Отраслевая структура складывается под влиянием, с одной стороны, политики поддержания прежних регионообразующих предприятий, а, с другой стороны, доминирующей роли организаций винно-водочной отрасли; — сверхнормативный физический и моральный износ основных производственных фондов большинства промышленных предприятий, использование низкопродуктивных энергозатратных и материалоемких технологий, не позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию; — нестабильное финансовое положение многих предприятий, особенно в электроэнергетике и цветной металлургии; — снижение численности занятых в экономике, сохранение более низкого (по сравнению с РФ и ЮФО) уровня реальных доходов населения; — риски, обусловленные неблагоприятной военно-политической обстановкой и периодически обостряющейся социально-политической напряженностью в других субъектах Южного федерального округа, значительно снижающие инвестиционную привлекательность республики. Этот комплекс проблем препятствует эффективной реализации экономического потенциала республики и влияет на ее налоговый потенциал. Созданная в республике разветвленная сеть предприятий винно-водочной отрасли длительное время определяла величину налоговых доходов регионального бюджета, при том, что часть доходов данных структур выводилась из-под налогообложения. В 2008 г. практическая остановка легального производства спирта (24,9% к уровню 2007 г.) и ликероводочных изделий (24,1%) вследствие потери части рынка из-за введения региональных административных барьеров и сокращения объемов легального выпуска готовых изделий, привела к значительному сокращению поступлений акцизов на спирт, алкогольную продукцию и вина, их удельный вес в доходах регионального бюджета снизился с 24,0% в 2005 г. до 7,0% в 2008 г. Начиная с 2007 г., бюджет республики испытывал серьезные проблемы с поступлением доходов. Если в 2006 г. доходы консолидированного бюджета были исполнены на 100 %, то в 2007 г. — на 97 %, в 2008 г. — на 74%, а ожидаемая оценка исполнения в 2009 г. — 73%. Индикаторы бюджетной сферы РСО-А неустойчивы (таблица 2.4.). Таблица 2.4. — Основные индикаторы бюджетной сферы Республики Северная Осетия-Алания [5]

Показатели2005 г.2006 г.2007 г.2008 г.
Доходы консолидированного бюджета, млн. руб.9831,911416,814217,620202,0
в % к валовому региональному продукту31,130,533,238,4
Расходы консолидированного бюджета, млн. руб.10238,311316,815043,519785,2
в % к валовому региональному продукту32,430,235,136,9
Профицит (+), дефицит (-) консолидированного бюджета, млн. руб. — 406,4 100,0 -825,9 416,8
в % к валовому региональному продукту-1,30,3-1,91,5
Состояние бюджетной сферы РСО-А зависимо от федеральных трансфертов. По статистическим данным, бюджет РСО-А 2008 г. на 68,9 % состоит из финансовой помощи из федерального бюджета РФ [6]. Данные по структуре доходов консолидированного бюджета республики представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 — Безвозмездные перечисления в структуре доходов консолидированного бюджета РСО-А [7] Как видно, в 2005 — 2007 гг. доля безвозмездных перечислений в структуре доходов консолидированного бюджета РСО-А уменьшалась, однако в 2008 г. она возросла до 71,1%. Очевидно, благодаря финансовой помощи из федерального бюджета, консолидированный бюджет РСО-А в 2008 г. удалось свести с профицитом. С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости разработки и реализации комплексного подхода, обеспечивающего эффективную реализацию имеющегося в республике налогового потенциала.

[1] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — www.gks.ru. [2] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — www.gks.ru. [3] Кучиев З. Динамику роста удалось сохранить. — Газета «Северная Осетия. — №243. — 31.12.2009 г. [4] Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. — М., 2009. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — www.gks.ru. [5] Регионы России Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — www.gks.ru. [6] Социально-экономическое положение РСО-А за январь-декабрь 2008 г. Стат. сборник Росстата по РСО-А. — Владикавказ, 2009. — С. 57. [7] Регионы России Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. / Росстат. — М., 2009. — www.gks.ru.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Пивкин В.М., Чиндяева Л.Н. Экологическая инфраструктура сибирского города (на примере Новосибирской агломерации). – Новосибирск: Сибпринт, 2-е издание, дополненное, 2005. – 194 с.
2. Проект Концепции развития туризма в Новосибирской области до 2015 года. {Электронный ресурс}. – Режим доступа: http://tourism.feldgendler.ru/node/637
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистсики по Новосибирской области. {Электронный ресурс}. – Режим доступа: http://www.novosibstat.ru/digital/region5/default.aspx