Определение перспектив и задач долгосрочного развития общественного транспорта Саратовской области

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Пассажирский транспорт общего пользования (автомобильный пассажирский и городской электрический) (ПТОП) является важнейшей частью транспортной инфраструктуры и обеспечивает значительную часть транспортных передвижений на средние и короткие расстояния по трудовым и социально-бытовым целям. Его устойчивое и эффективное функционирование в значительной степени влияет на социальную и экономическую обстановку в регионе. Особенно обострились проблемы городского пассажирского транспорта в настоящее время, когда для большинства крупных городов Саратовской области характерно наличие дорожных заторов на улицах в часы пик, что резко снижает скорость движения транспортного потока и, как следствие, скорость сообщения. Наличие эффективной системы ПТОП может позволить сократить число транспортных передвижений, выполняемых на личных транспортных средствах, и обеспечит более эффективное использование существующей улично-дорожной сети.

Ключевые слова:

Россия, общественный транспорт, Саратовская область
Цитировать публикацию:
Определение перспектив и задач долгосрочного развития общественного транспорта Саратовской области – С. 180-184.

Opredelenie perspektiv i zadach dolgosrochnogo razvitiya obshchestvennogo transporta Saratovskoy oblasti. , 180-184. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Пассажирский транспорт общего пользования (автомобильный пассажирский и городской электрический) (ПТОП) является важнейшей частью транспортной инфраструктуры и обеспечивает значительную часть транспортных передвижений на средние и короткие расстояния по трудовым и социально-бытовым целям. Его устойчивое и эффективное функционирование в значительной степени влияет на социальную и экономическую обстановку в регионе. Особенно обострились проблемы городского пассажирского транспорта в настоящее время, когда для большинства крупных городов Саратовской области характерно наличие дорожных заторов на улицах в часы пик, что резко снижает скорость движения транспортного потока и, как следствие, скорость сообщения. Наличие эффективной системы ПТОП может позволить сократить число транспортных передвижений, выполняемых на личных транспортных средствах, и обеспечит более эффективное использование существующей улично-дорожной сети. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» организация городского пассажирского транспорта входит в компетенцию муниципальной власти, и региональные власти не имеют права оказывать существенное влияние на происходящие в городах процессы. Вместе с тем часто муниципальной власти не хватает имеющихся финансовых и организационных ресурсов, и в Саратовской области существует объективная потребность в совместной работе различных уровней власти, направленной на формирование системы ПТОП в крупных городах региона: особенно это касается г. Саратова. В первую очередь, это связано с тем, что, несмотря на ряд организационно-структурных преобразований, осуществленных в сфере управления работой городского пассажирского транспорта в период 2000-2007 годов, не удалось создать эффективную систему управления городским пассажирским транспортом и регулирования рынка пассажирских перевозок на территории городов Саратовской области. В этом периоде работа органов управления, непосредственно отвечающих за городской общественный транспорт, не носила системного, последовательного характера и не выполняла в полной мере возложенных на нее функций. Сложившаяся в сфере городских пассажирских перевозок ситуация является нестабильной и требует существенных изменений. Автором был выполнен SWOT анализ современного состояния ПТОП Саратовского региона (табл. 1) и были определены приоритетные направления, обеспечивающие выполнение задач по развитию ПТОП. Среди них можно выделить: · разработку механизмов управления и регулирования рынка городских, пригородных и междугородных пассажирских перевозок; · привлечение инвестиций в ПТОП области; · унификация требований к перевозчикам, направленных на обеспечение безопасности перевозок; · информирование и привлечение общественности к контролю за работой общественного пассажирского транспорта. · обеспечение и сохранение необходимых объемов перевозок на маршрутах с низкой доходностью (для муниципальных и государственных предприятий области); Таблица 1 SWOT анализ для ПТОП

Вид характеристикиОписание
Сильные стороныПовышение качества обслуживания населения городским общественным транспортом в условиях роста интенсивности транспортных потоков. Возможность организации движения общественного транспорта с определенными преимуществами по сравнению с индивидуальным (выделение специальной полосы движения). Возможность создания единой ЦДС в г. Саратове со всеми современными методами диспетчирования и управления.
Слабые стороныОтсутствие качественного подвижного состава разной вместимости. Нехватка высококвалифицированных кадров по организации перевозок. Отсутствие устоявшейся законодательной базы. Слабая поддержка и стимулирование инвестиций в приобретении подвижного состава Не используются современные транспортные технологии
.Возможности развитияРазвитие дорожной сети и совершенствование маршрутной схемы города. Совершенствование системы управления перевозками пассажиров разными видами транспорта. Повышение конкурентоспособности общественного транспорта за счет приобретения нового более качественного подвижного состава. Разработка новых стандартов качества обслуживания населения. Более широкое внедрение современных видов электротранспорта с автоматическим управлением светофорами
Угрозы развитияДальнейшее старение подвижного состава как автобусов, так и электротранспорта. Рост цен на топливо. Нехватка водителей соответствующей подготовки. Отсутствие прогресса в совершенствовании системы конкурсов по распределению маршрутов среди перевозчиков. Дальнейший рост численности индивидуальных видов транспорта. Предельный износ рельсовых путей и контактной сети.
Сложившаяся в настоящее время маршрутная сеть (особенно в г. Саратове) отражает не только потребности населения города в транспортных перевозках, но и те проблемы, которые были порождены массовым выходом на рынок транспортных услуг частных автоперевозчиков. Например, для города Саратова основная проблема функционирования транспортной инфраструктуры — перенасыщенность большинства основных транспортных магистралей различными видами транспорта. Проблема транспортной перегруженности обострилась еще до наступления состояния предельной автомобилизации по следующим причинам: · отсутствие оптимальной схемы парковки автотранспорта, не препятствующей движению общественного транспорта. ; · отсутствие эффективного управления организацией транспортного обслуживания населения; · отсутствие необходимой дорожно-транспортной инфраструктуры. Процесс оптимизации маршрутной сети необходим и должен преследовать следующие цели: · устранение необоснованного дублирования маршрутов движения городского транспорта; · перенос маршрутов следования городского транспорта с улиц с чрезмерной транспортной загрузкой; · выравнивание экономических параметров маршрута с целью уменьшения разницы себестоимости перевозки одного пассажира на различных маршрутах городского пассажирского транспорта. · обеспечение рационального уровня затрат по перевозке пассажиров как важнейшее условие формирования экономически обоснованного тарифа Управление ПТОП в муниципальных образованиях нашего региона должно входить в число первоочередных задач. органов местного самоуправления в муниципальных образованиях (городах ) Саратовской области К таким задачам относятся: · нормотворческая деятельность, направленная на приведение нормативно-правовой базы функционирования пассажирского транспорта общего пользования в соответствии с основными целями и задачами транспортного обслуживания населения; · владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в интересах обеспечения и развития транспортной инфраструктуры города; · определение приоритетных задач и направлений деятельности в области совершенствования транспортного обслуживания населения, разработка концепций, целевых программ, инвестиционных проектов и т.п.; · создание одинаковых условий для деятельности перевозчиков различных форм собственности в границах единой маршрутной сети; · формирование и реализация политики в области содержания и развития маршрутной сети городского пассажирского транспорта; · регулирование тарифов на перевозки ПТОП; · координация информационного обеспечения деятельности городского пассажирского транспорта, мониторинг предложений населения, принятие, в рамках полномочий, необходимых мер реагирования; · обеспечение устойчивого функционирования ПТОП в чрезвычайных условиях; · развитие маршрутной сети муниципальных образований региона К основным направлениям развития информационного обеспечения ПТОП региона следует отнести: · создание системы непрерывного контроля и диспетчеризации городского пассажирского транспорта общего пользования на основе сети сотовой связи и GPS;. · исследование пассажиропотоков современными методами, позволяющими получать достоверные результаты при значительном сокращении затрат и времени на обследование. · апробация и внедрение использования современных систем оплаты проезда, в частности социальной карты жителя Саратовской области. С учетом ряда потенциальных преимуществ особое внимание следует уделить развитию муниципального электротранспорта. При этом первоочередными направлениями его развития должны стать: · обновление подвижного состава и значительное увеличение парка трамваев и троллейбусов. · выплата компенсации за осуществление перевозок льготных категорий пассажиров. · сокращение задержек и препятствий движению электрического транспорта. · повышение социальной защищенности работников предприятия и увеличение численности водителей трамваев и троллейбусов. Необходима разработка методики планирования затрат и порядка формирования на ее основе тарифов на перевозки пассажиров и багажа предприятиями автомобильного и электротранспорта. Методика должна обеспечить решение следующих задач: · создание механизма распределения объемов транспортной работы между перевозчиками, который обеспечивал бы, при различной выгодности отдельных маршрутов, создание равных экономических условий для перевозчиков; · создание механизма согласования интересов населения, пользующегося услугами городского пассажирского транспорта, и перевозчиков; · установление экономически обоснованного уровня затрат перевозчиков, которые обеспечивают безопасность и качество перевозки пассажиров; · создание экономической заинтересованности перевозчиков в повышении эффективности использования ресурсов и снижении затрат; · контроль обоснованности затрат перевозчиков, обеспечивающий защиту экономических интересов населения; · создание единой информационной базы по всей маршрутной сети городского общественного пассажирского транспорта Саратовского региона. В качестве важнейшего элемента мониторинга маршрутной сети должно быть участие в этом процессе социально активных представителей различных слоев населения, общественных организаций. Целесообразно создание наблюдательных советов по контролю и содействию работе общественного пассажирского транспорта при администрациях города, районов. Работа ПТОП должна регулярно освещаться в средствах массовой информации. Реализация указанных приоритетов развития позволит создать эффективно функционирующую систему общественного транспорта Саратовской области. Рассмотренные мероприятия должны быть обеспечены финансированием и войти в региональную целевую программу «Развития транспортного комплекса Саратовской области до 2015 года», а также программы социально-экономического развития отдельных муниципальных образований.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Публикации нанотехнологического сообщества «Нанометр» [Электронный ресурс] / Е.А. Гудилин, Ю.Д. Третьяков, «В Мире Науки: Там, внизу, еще очень много нанобума...», 2009 - Режим доступа: http://www.nanometer.ru/2009/05/28/nanotechnology_155674.html.
2. http://rusnanonet.ru/regions - Нанотехнологии в регионах.
3. http://www.rusnano.com - Правовое регулирование в сфере научно-технической и инновационной предпринимательской деятельностию.
4. Материалы виртуальной пресс-конференции Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО) и ОПОРЫ РОССИИ «Малый и средний бизнес в наноиндустрии России», 2009.