Оценка человеческого капитала

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Возможность адекватного учета и оценки, а также достоверного отражения интеллектуального потенциала компании в финансовой отчетности является необходимым условием для формирования ее справедливой стоимости, с одной стороны (внешний аспект), и возможностью эффективного управления — с другой (внутренний аспект).

Ключевые слова:

человеческий капитал, интеллектуальный потенциал, оценка человеческого капитала
Цитировать публикацию:
Оценка человеческого капитала – С. 62-64.

Otsenka chelovecheskogo kapitala. , 62-64. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Возможность адекватного учета и оценки, а также достоверного отражения интеллектуального потенциала компании в финансовой отчетности является необходимым условием для формирования ее справедливой стоимости, с одной стороны (внешний аспект), и возможностью эффективного управления — с другой (внутренний аспект).

Превышение фактической стоимости компании над ее бухгалтерской стоимостью формируется за счет интеллектуальных активов, которые не учтены в традиционных формах бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В литературе систематически встречаются различные термины, характеризующие ценность от использования неосязаемых активов, среди которых наиболее распространенными являются интеллектуальный актив, интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал.

Интеллектуальный актив — экономический термин, отражающий способность нематериального объекта приносить доход. В соответствии с принципами Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) активы — это ресурсы, контролируемые компанией, возникшие в результате прошлых событий, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем.

Интеллектуальная собственность — юридический термин, отражающий право субъекта владеть, распоряжаться и пользоваться каким-либо нематериальным объектом.

Интеллектуальный капитал — финансовый термин, отражающий ценность объекта, выраженную в денежных единицах.

В статье также используется термин «интеллектуальный потенциал» компании или знания компании.

Интеллектуальный потенциал компании включает в себя три компонента:

· интеллектуальный капитал;

· информационный капитал;

· человеческий капитал.

Основным компонентом интеллектуального потенциала любой компании является человеческий капитал.

Мысль о существовании различных форм знаний была высказана Иуджиро Нонакой и Хиротакой Такеучи, одними из наиболее влиятельных мыслителей в области управления интеллектуальными ресурсами. Скандинавские исследователи Д. Андриссен и Р. Тиссен утверждают, что для отслеживания стоимости нематериальных активов, и в частности человеческого капитала, существует несколько практических методик. Их можно подразделить на две большие категории:

· методы измерения, предлагающие показатели, которые могли бы дать управляющим более полное представление о нематериальных активах компании;

· методы оценки, цель которых — оценить нематериальные активы компании в денежном выражении.

Как правило, собственники и управленческий персонал не имеют четкого представления о составе и структуре интеллектуального потенциала своей компании. Оценка интеллектуального потенциала позволит определить структуру указанных компонентов, входящих в его состав, и провести их количественную оценку.

Вместе с тем, традиционные методы учета и оценки, применяемые в российской практике, не позволяют оценить справедливую стоимость интеллектуальных активов компании и отразить в финансовой отчетности один из ее ключевых компонентов — человеческий капитал.

Ниже представлена экспертная оценка человеческого капитала.

Определение стоимости человеческого капитала — процесс индивидуальный вследствие того, что каждый сотрудник является уникальным и эксперту в ходе оценки необходимо учитывать особенности, характерные для конкретного человека.

Человеческий капитал компании с n числом работников оценивается как:

n

ЧК= ∑ (ПCi- CУЗi+ CПЗi+ γ3 ∙СИi +СЗНi),

i =1

где ПСi — первоначальная стоимость i-го сотрудника; CУЗi — стоимость устаревших знаний сотрудника, которая определяется по формуле CУЗi = γ1∙ ПСi; CПЗi — стоимость приобретенных знаний сотрудника, которая определяется по формуле CПЗi = γ2 ПСi; СИi — стоимость инвестиций в i-го сотрудника; СЗНi — стоимость неявных знаний сотрудника, которая определяется по формуле СЗНi = γ4∙ ПСi; γ1, γ2, γ3, γ4 — весовые коэффициенты, определенные экспертным путем.

При этом знания сотрудников переоцениваются исходя из влияния следующих факторов:

— инвестиции в развитие персонала;

— корректировка знаний на коэффициент устаревания и забывания части накопленных знаний;

— корректировка знаний на коэффициент приобретенного опыта и профессионализма;

— корректировка знаний с учетом индивидуальных особенностей сотрудника.

Представление о структуре и стоимости человеческого капитала позволит:

· использовать в финансово-хозяйственной деятельности ключевой актив современного бизнеса — «человеческий капитал», что поможет повысить конкурентоспособность компании;

· защитить бизнес от неблагоприятных внутренних и внешних факторов;

· управлять интеллектуальными активами, наращивать интеллектуальный потенциал и тем самым повышать капитализацию компании;

· формировать достоверную стоимость компании с учетом ее интеллектуальных активов, что может способствовать привлечению дополнительных источников финансирования.

Таким образом, представление о стоимости человеческого капитала поможет вывести бизнес на новый качественный уровень развития и роста.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Абрамов Е.Г. О соотношении понятий интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал, интеллектуальные активы // Креативная экономика, 2007, №1.
2. Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство.- М.: Олимп-Бизнес», 2004.
3. Нонака И., Такеучи X. Компания - создатель знания. – М.: Олимп-Бизнес, 2003.
4. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – М.: Олимп-Бизнес, 2008.
5.Арабян К.К. Методы оценки интеллектуальных активов компании // Креативная экономика, 2010, №1.