Некоторые особенности рынка древесины в Болгарии за 2000-2003 г.
Исследование рынка древесины и продуктов из нее в Болгарии приобретает исключительно актуальное значение.
Ключевые слова:
рынок, Болгария, лесосырьеПриглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Приоритеты в развитии лесного хозяйства в РБ связаны с устойчивым хозяйствованием лесов, независимо от их принадлежности и со стимулированием развития рыночных отношений.
Исследование рынка древесины и продуктов из нее в Болгарии приобретает исключительно актуальное значение.
Основная цель исследования – содействие процессу упрочения рыночных механизмов в управлении рынком древесины в Болгарии.
Основные достигнутые результаты выражаются в следующем:
- Разработана методика сбора, обработки и анализа информации для производства, потребления, реализации и спроса бревен и фасонной древесины на внутреннем и внешнем рынке в период за 2000-2002 г. в целом по стране и в отдельных регионах;
- Обобщена нормативная рамка использования болгарской древесины;
- Проведено выборочное маркетинговое исследование рынка древесины в двух целевых регионах: Юго-Западном и Северо-Центральном;
- Создана база данных рынка древесины в Болгарии и в двух целевых регионах: Югозападном и Северо-Центральном
Обработаны данные статистических материалов Националного управления лесами при Министерстве земледелия, отчетов Государственного агентства “Таможни” и проведенио собственное анкетное исследование.
Анкетный опрос проводился по типу “выборочного панельного исследования” в избранных целевых регионах, было проанкетировано 164 участника рынка древесины, которые в свою очередь распределяются следующим образом: потребители – 54; перерабатывающие древесину – 64; общинные и собственники частных лесов – 46.
По регионам проведен анкетный опрос, охватывающий 40 человек в РУГ Благоевграде, 78 человек в РУГ Велоко-Тырнове и 46 человек в РУГ Ловече.
За период с 2000 по 2003 г. в лесном хозяйстве Р Болгарии произошли существенные изменения, важными из которых являются:
- реституция и реальное вступление во владение частных, физических и юридических лиц и общин на площади, занимающей примерно 14% от лесного фонда;
- осуществление реформы в лесном хозяйстве, с отделением хозяйственной деятельности от бывших государственных лесных хозяйств;
- очерчивание (поиск) через механизм конкуренции серьезных фирм, связанных с лесной промышленностью, потребителей и переработчиков древесины в стране;
- устранение государства, в лице Национального Управления Лесами (НУГ), устранение его органов и подразделений от реального управления рынком древесины и сведение своих функции только к обеспечению прибыли в бывшем НФ “Болгарской лес” со всеми вытекающими из этого последствиями;
- фактически закрытие НФ”Болгарской лес” и переход на финансирование НУГа, его органов и подразделении на Республиканский бюджет.
В этих условиях лесное хозяйство должно было справиться с еще одним вызовом – с восстановлением последствий от огромных по своим размерам лесных пожаров за период с 1999 по 2001 г.
Новая нормативная рамка основывается на двух законах – имеются в виду 1) Закон о восстановлении собственности на леса и земли от лесного фонда (25.11.1997 г.) и 2) Закон о лесе (29.12.1997), благодаря которым начала свой старт структурная реформа в лесном хозяйстве.
Подзаконовое нормативное постановление включает 7 правил, 11 распоряжений и 6 инструкций. Вкратце, созданы правила о продаже и пользовании древесины из государственного лесного фонда, путем открытах рыночных процедур, а именно: через торги, конкурсы, переговоры с потенциальными потребителями и через концессии.
Обобщенный анализ производства бревен из государственного лесного фонда РБ и экспорта бревен и фасонных древесны материалов и древесного угля за период с 2000 по 2003 г. дают возможность сделать (самые важные) следующие основные выводы:
- Намеченная добыча древесины со стороны Государственного Лесного Фонда (ДГФ) выполняется только на 68%. Основными причинами такого положения являются: недостаточно развития лесная дорожная сеть; устаревшая и амортизированная лесозаготовительная техника в основном производства лесозаготовительных местных фирм, неправильное формирование объектов для продажи древесины и т.д.;
- Отмечена общая тенденция уменьшения как производста, так и экспорта древесины;
- Общий размер экспорта необработанных бревен и причисляемых к ним фасонных древесных материалов и древесного угля, составляет около одной трети (33%) от общей добычи естественной древесины всего лесного фонда Р Болгарии;
- За 2001-2002 г. свыше 95% экспорта необработанных бревен от ГЛФ приходится на технологичную древесину;
- Экспортныe цены на древесный материал для отопления и необработанный древесный материал относительно постоянны за рассматриваемый период, в то время как цена на фасонный древесной материал и древесный уголь снижаются с 2000 по 2002 г.;
- Свыше 70% дров для отопления, необработанных и фасонных материалов и древесного угля экспортируется в соседние балканские страны – Грецию, Турцию и Македонию.
На основе результатов маркетинговго исследования могут быть сделаны важнейшие выводы, каторые должны использоваться и в качествя предложения для усовершенствования методики исследования рынка древесины.
Становится все более ясным, что исследование на национальном уровне, т.е. на возможно более обобщающем, необходимо применять при бревнах с точки зрения установления важнейших макротенденции, связанных с изменением:
- внутреннего рынка – с одной стороны, предложение различными собственниками бревен по соответствующей цене, а с другой, спрос или потребление(консумация) и удовлетворение масштабных и мощных переработчиков, например “Лесопласт”- Троян, “Деревообработване – БТ”, “Кроношпан”-Бургас, местное население с дровами для отопления.
- Внешнего рынка и прежде всего обработанной древесины и продуктов – определение адекватного места Болгарии на региональных рынках (Балканских, Ближневосточных и Северно-Африканских) и на Европейском рынке древесины – имеются в виду основные партнеры, уровни товарооборота, макротенденции в спросе и предложении по соответствующему качеству древесины и изделий из различных древесных пород.
Внешний рынок нуждается в непрерывном исследовании с целью установления преобладающей доли экспорта на переработанную древесину и материалов из нее. В резултате такого исследования устанавливается, это налицо большое географическое разнообразие экспорта, но в основном что Европа – Греция, Италия, Германия, Англия, в определенной степени США (стулья) и Азия (склеенные буковые плотины).
Более серьезный акцент должны иметь конкретные рыночные исследования, связанные с отдельным регионом, с отдельным рынком, с конкретным видом древесины, или соотношение между отдельными древесными породами, которые на данный момент проводятся самими производителями, которые зачастую используют личные контакты или возможности глобальной сети /internet.
Существует определенная потребность в рыночной информации и в обучении предпринимателей в области определения возможностей рыночных инфраструктур для облегчения торговли и предоставлении информации от стандартных рыночных исследований.
Свыше 75% анкетированных предпринимателей поддерживают и считают, что необходимо стимулировать введенную конкуренцию в добыче и переработке древесины. Преобладает мнение, что “случайные люди” в этом бранше были устранены в результате низкой прибыли и регламентированных ясных и в то же время сложных условий и правил, а совсем не по принуждению администрации.
Было высказано почти единодушное мнение о том, что изменения в нормативном постановлении после 1998 г., независимо от открытого характера процедур ограничили “теневой сектор” – но только с точки зрения небольшого числа участников или представителей “нечистых” капиталов.
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Інноваційний фактор сталого економічного зростання: Зб. Наук. Пр. / НАН України, Ін-т економіки. Редкол.: Л.К.Безчасний (відп. Ред.) та ін. – К., 2002. – 128 с.
3. Уманський С. Cергій Тарута: Часи „набігової економіки” вже не повернуться. // Дзеркало тижня. – 2003. - № 42.
Nekotorye osobennosti rynka drevesiny v Bolgarii za 2000-2003 g.. , 180-182. (in Russian)