Моделирование логистических процессов в современной предпринимательской среде

Володина Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (56), Август 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Володина Е.В. Моделирование логистических процессов в современной предпринимательской среде // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 8. – С. 45-50.

Аннотация:
Окончание. Начало в № 7/2004. В публикации подробно рассматривается имитационный экономико-математический подход к моделированию логистических процессов в современной предпринимательской среде. Затронуты вопросы оптимизации финансовых результатов субъектов логистической цепи при различных вариантах ее построения. Положения исследования обобщены в таблицах, которые служат для подтверждения выводов сделанных автором. Материал имеет большое научно-практическое значение и рассчитан, прежде всего, на предпринимателей, занятых в сфере сбыта товаров и предоставления услуг.

Ключевые слова: предпринимательство, имитационный подход, производственно-логистический процесс

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Окончание. Начало в № 7/2004

В результате морфологического анализа (о котором было рассказано в прошлом номере журнала – ред.) были определены как варианты доставки, так и возможные фирмы-перевозчики соков. Напомним, что в рассматриваемом примере доставка товара региональному дилеру осуществляется либо автомобильным, либо железнодорожным транспортом. Организация-производитель использует гибкую ценовую политику, причем в случае увеличения партии поставки предусматривается снижение цены товара.

Для решения данной практической задачи можно использовать имитационную экономико-математическую модель.

Введем обозначения:

Dm - потребность в данном ресурсе за весь период, нат. ед.;

Q - величина партии поставки, натур. ед.;

G - величина страхового запаса, натур. ед.;

Со - издержки на организацию одной поставки, руб.;

Сн - издержки на хранение натуральной единицы ресурса в течение периода, руб.;

Р - цена натуральной единицы ресурса, руб.;

SC - издержки системы управления запасами, руб.

Издержки на хранение запасов можно разделить на две группы:

‑ складские издержки, связанные непосредственно с хранением материальных запасов на складах (заработная плата работников складского хозяйства, затраты на обслуживание складских помещений, амортизация);

‑ издержки, связанные с уплатой налога на имущество и страховых взносов по страхованию запасов.

Первая группа издержек может быть отнесена к постоянным издержкам, т.к. их размер не зависит от количества хранящихся запасов, от степени наполняемости склада (в том случае если склады не арендуются у сторонних организаций, а являются собственностью хозяйствующего субъекта и не могут использоваться иным образом).

Вторая группа издержек ‑ это переменные издержки, зависящие от средней за период стоимости запасов. Это, прежде всего, ставка налога на имущество и страховые платежи.

В том случае, если на предприятии не производится страхование запасов, размер страхового платежа может быть принят как величина риска порчи и хищения запасов. В модели эти издержки определяются как определенный процент от средней стоимости запаса.

Следующий входной параметр модели ‑ издержки на организацию одной поставки. Их также можно разделить на две группы:

‑ условно-постоянные, к ним относятся издержки, не зависящие от размера партии, например, расходы на оформление сделок, командировочные расходы и пр.;

‑ условно-переменные, к ним относится непосредственно транспортный тариф, величина которого зависит от размера партии.

Целью имитационного эксперимента становится определение такой величины партии поставки, при которой суммарные издержки системы управления запасами минимальны.

. (1)

Результаты имитационного эксперимента представлены в таблице 2 [1]. Оптимальным вариантом является вариант доставки 15 840 литров сока автомобилем КАМАЗ с прицепом, при котором издержки равны 39 697,68 р.

Таблица 2

Определение оптимальной партии поставки




Варианты расчетов



Показатели
Ед. Изм
Процесс расчета
КАМАЗ
К+прицеп
5 т
24 т
Вагон
1. Потребность за период
л.

176000
176000
176000
176000
176000
2. Размер заказа
л.

7920
15840
3648
18648
54828
3. Цена за 1 литр
руб.

24,36
24,36
23,84
22,98
22,98
4. Текущий запас
л.
(2)/2
3960
7920
1824
9324
27414
5. Страховой запас
л.
(2)*0,075
594
1188
274
1398,6
4112
6. Средний запас
л.
(4+5)
4554
9108
2098
10722,6
31526
7.Капитал, инвестированный в запасы
руб.
(3)*(6)
110935,44
221870,88
50016,32
24605
724467,5
8. Издержки на хранение 1 литра
руб.

1,46
1,46
1,79
1,38
1,38
9. Издержки на хранение за весь период
руб.
(6)*(8)
6648,84
13297,68
3126,02
14797,2
43505,88
10. Количество заказов за период
шт.
(1)/(2)
22
11
48
9
3
11. Издержки на организацию одной поставки
руб.

1920
2400
5000
8000
10000
12. Издержки на организацию всех поставок
руб.
(10)*(11)
42240
26400
240000
72000
30000
13. Издержки системы управления запасами
руб.
(9)+(12)
48888,84
39697,68
243126,68
86797,2
73505,88

В ходе ситуационного анализа рассматриваются двухсторонние отношения между субъектами логистической цепи.

На третьем этапе происходит определение полной стоимости базового варианта формирования логистической цепи. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Определение полной стоимости базового варианта формирования логистической цепи

Показатель
Алгоритм расчета
Значение
1. Партия поставки, л.
По договору
15840
2. Отпускная цена производителя, руб./л.

24,36
3. Контрактная стоимость партии товара, руб.
(1)*(2)
385862,4
4. Оплата перевозчику, руб.
По договору
2400
5. Доход оптовой фирмы ТД «Некрасовский», руб.
((3)+(4))*0,15
58239,36
6. Оптовая стоимость партии товара, руб.
((3)+(4))*1,15
446501,76
7. Доход розницы, руб.
(6)*0,15
66975,26
8. Розничная стоимость партии товара, руб.
(6)*1,15
513477,02

Далее рассчитываются финансовые результаты, получаемые каждым участником сделки.

В практике управленческого учета для принятия управленческого решения используют только релевантные затраты, т.е. те затраты, которые изменяются в зависимости от принятого решения. При определении финансовых результатов оптовой фирмы ТД «Некрасовский» также учитываются только релевантные затраты, т.е. те, которые возникают только в результате осуществления данной сделки. Затраты на транспортировку продукции до розничной сети включаются в состав постоянных коммерческих расходов фирмы за период.

Результаты, полученные и представленные в табл. 1 и 2, являются основой для проведения последующих оптимизационных расчетов.

На четвертом этапе осуществляется оптимизация финансовых результатов субъектов логистической цепи при различных вариантах ее построения.

1 вариант. Фирма ТД «Некрасовский» приобретает всю партию товара (15840 л) на условиях 100% предоплаты по цене 24 рубля за 1 литр (в случае 100% предоплаты производитель предлагает скидку с цены до 24 руб./л.), используя только собственные оборотные средства, и поставляет в розничную сеть также на условиях 100 % предоплаты. Оплату транспортировки осуществляет производитель.

2 вариант. Фирма ТД «Некрасовский» испытывает дефицит собственных оборотных средств и для приобретения партии товара на условиях 100% предоплаты вынуждена взять в коммерческом банке кредит на сумму сроком 30 дней по ставке 28% годовых. В розничную сеть товар поставляется на условиях отложенного на одну неделю платежа.

3 вариант. Фирма ТД «Некрасовский» приобретает партию товара на условиях 50% предоплаты по цене 24,36 руб./л. Остальная сумма должна быть перечислена в течение 30 банковских дней со дня отгрузки товара.

Для оплаты 50% стоимости партии товара фирмы ТД «Некрасовский» использует краткосрочный кредит коммерческого банка на сумму сроком 10 дней по ставке 28% годовых. В розничную сеть товар поставляется на условиях отложенного на одну неделю платежа.

Результаты оптимизационных расчетов приведены в табл. 4 и 5.

Таблица 4

Финансовые результаты участников сделки (базовый вариант построения логистической цепи)

Участники сделки
Показатели
Значения
Производитель
1. Контрактная стоимость партии товара, руб.
385 862,4
2. Платежи с общего оборота (невозмещаемый НДС, акцизы, местные налоги и пр.), руб.
8 388,65
3.Релевантные затраты на партию товара, руб.
253 210,56
4.Налог на прибыль, руб.
29 823,16
5.Чистая прибыль производителя, руб.
94 440,03
Оптовая фирма
ТД "Некрасовский"
6. Платежи с общего оборота, руб.
9 708,49
7. Релевантные затраты на партию товара, руб.
0,00
8.Налог на прибыль, руб.
11 647,4
9. Чистая прибыль оптовой фирмы, руб.
36 883,47
Розничная сеть
10. Доход розницы, руб.*
66 975,26

Таблица 5.

Оптимизация финансовых результатов участников сделки


1 вариант
2 вариант
3 вариант
1. Контрактная стоимость партии товара, руб.
380 160,0

385 862,4
2. Платежи с общего оборота, руб.
8 264,68

8 398,65
3. Релевантные затраты на партию товара, руб.
253 210,56

253 210,56
4. Налог на прибыль, руб.
28 484,342

29 823,16
5. Чистая прибыль производителя, руб.
90 200,42

94 440,03
6. Платежи с общего оборота, руб.
9 565,91

9 708,50
7. Релевантные затраты на партию товара, руб.
0,0
8 870,39
1 500,57
8. Налог на прибыль, руб.
1 176,34
9 347,45
11 287,26
9. Чистая прибыль оптовой фирмы, руб.
36 341,75
29 600,25
35 743,03
10. Доход розницы, руб.
65 991,6
65 991,6
66 975,26

Анализ результатов, полученных в табл. 2 и 3, позволяет сделать вывод о том, что наилучшими для производителя продукции являются первый и второй варианты построения логистической цепи (чистая прибыль производителя – 90200,42 р.). Для оптовой фирмы, функционирующей в качестве регионального дилера, более предпочтительными являются первый и третий варианты логистической цепи.

Таким образом, первый вариант построения логистической цепи является оптимальным для основных участников логистического соглашения – производителя продукции и регионального дилера.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:57:14