Стратегическая стабильность предприятия: ретроспективный анализ теорий

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Одной из главных задач экономистов-теоретиков, занимающихся вопросами управления предприятия, является создание концепций и развитие на этой основе прикладных теорий, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий, формирование основы для их стабильного функционирования в долгосрочной перспективе. Такое стабильное развитие, прежде всего, крупных предприятий, обеспечивает поступательное развитие национальной экономики в целом, формирование необходимого базиса для социально прогресса общества в целом. В этой связи актуальной представляется задача ретроспективного анализа причин возникновения основных современных теорий, связанных с управлением предприятием, и составление на этой основе прогностических оценок их дальнейшего развития.

Ключевые слова:

стабильность функционирования, стабильность предприятия
Цитировать публикацию:
Стратегическая стабильность предприятия: ретроспективный анализ теорий – С. 25-27.

Strategicheskaya stabilnost predpriyatiya: retrospektivnyy analiz teoriy. , 25-27. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Одной из главных задач экономистов-теоретиков, занимающихся вопросами управления предприятия, является создание концепций и развитие на этой основе прикладных теорий, обеспечивающих конкурентоспособность предприятий, формирование основы для их стабильного функционирования в долгосрочной перспективе. Такое стабильное развитие, прежде всего, крупных предприятий, обеспечивает поступательное развитие национальной экономики в целом, формирование необходимого базиса для социально прогресса общества в целом. В этой связи актуальной представляется задача ретроспективного анализа причин возникновения основных современных теорий, связанных с управлением предприятием, и составление на этой основе прогностических оценок их дальнейшего развития.

Среди основных факторов, влияющих на возникновение и формирование новых концепций управления предприятием можно выделить следующие: соотношение спроса и предложения на рынке, уровень производительности труда, развитие науки и техники, уровень конкурентной борьбы.

Развитие производительных сил в конце 19 - начале 20 веков привили к необходимости разрешения одной из первых серьёзных проблем капиталистической системы, а именно, проблемы примата частной собственности. Основной формой организации предприятий на тот период времени было или единоличное предприятие, или товарищество. Такая организационная форма приводила к сильной зависимости эффективности предприятий от личности владельца (владельцев), его наследников, создавал преграды повышению капитализации предприятий. В этот период времени конкуренция переходила от локального к общенациональному уровню, активно решалась проблема повышения производительности труда через улучшение его организации, механизации производственных процессов. Всё это породило необходимость отделения предприятия от его владельца, создание акционерных обществ и последившую за эти менеджерскую революцию.

Превышение предложения над спросом как следствие повышения производительности труда породило необходимость создания и активного внедрения в практику предприятий новой теоретической основы, которая ликвидировала бы очередную зависимость предприятия от стихии рынка. В этот раз зависимость от колебаний рыночной конъюнктуры. Такую теоретико-методическую основу создала теория маркетинга, которая, как известно, стала активно внедряться в практику действующих предприятий с 50-х годов прошлого века. Привнесенная маркетингом концепция и философия изменили сами принципы планирования деятельности предприятия в условиях рынка, создали необходимый теоретико-методологический фундамент для стратегического планирования деятельности предприятий, позволили согласовать спрос и предложение на рынке на заранее просчитанных, приемлемых условий. Естественно, что это еще боле усилило власть крупнейших монополий, обеспечило их стабильный рост.

Очередным вызовом стабильности крупнейших корпораций послужила научно-техническая революция и последовавший за ней научно-технический прогресс (1960-е – 1970 гг.). Появление технологий, способных создавать принципиально новые товары, создало стратегическую брешь для прорыва на устоявшиеся рынки новых компаний, ощутимому переделу рыночных долей, поколебало позиции крупнейших монополий. Резкое увеличение скорости обновления продукции и технологий, к тому же, выдвинуло новые требования к планированию производственно-сбытовой и научно-технической деятельности предприятий, их активам и т.п. это породило к жизни такие направления, как теорию жизненного цикла товара Т. Левита, инжиниринг и т.п. Скомпенсировать такое рыночное колебание крупнейшим монополиям, на наш взгляд, удалось за счет интернационализации деятельности (в этот период конкуренция переходит с национального на региональный уровень), активной международной экспансии, расширения зон сбыта и снабжения. Как следствие – интерес компаний к логистике как теории, обеспечивающей возможности существенного снижения затрат и обеспечивающей лидерство по издержкам.

Существенное превышение предложения над спросом на мировом рынке (в среднем в 1,5 раза), сложившиеся к 80-м годам прошлого века привело к тому, что одним из наиболее дефицитных ресурсов для компаний стал доступ к сознанию потребителя. Это обусловило стремительное развитие таких направлений как рыночное позиционирование, брендинг, маркетинговые коммуникации.

Естественным видится вопрос относительно сегодняшнего дня и прогноза на ближайшее будущее. Для этого выделим наиболее существенные факторы, которые влияют, и будут влиять, на наш взгляд, на состояние рынка и деятельность компаний на нем. Дальнейшее перенасыщение мирового рынка и отсутствие свободных мест в сознании усредненного потребителя для новых брендов уже сегодня ставит вопрос в странах Запада об «антибрендинге», т.е. целенаправленного отказа от излишних трат на создание имиджа марки. Акцент переносится с «субъективного» на «объективное» качество товара. В этом контексте представляется, что теория TQM, активно развивающаяся с 1990-х годов, будет иметь активное развитие на протяжении ближайшего десятилетия. В преддверии очередного технологического прорыва получит дальнейшее развитие инноватика. Очередной виток конкурентной борьбы, ее глобализация сделает актуальным проблему управления в сложных, распределенных системах, что может вывести, наряду с модным на сегодняшний день контролингом, в самостоятельные теоретические направления и другие раннее соподчиненные функции менеджмента, вызовет волну «специализации». В силу значительного дефицита новых рыночных идей, возможно также формирование такого направления, как, условно назовем его, криэйтинг. Способность систематического генерирования новых идеи для потребительского рынка как фактор конкурентоспособности уже сегодня остро стоит перед многими американскими компаниями.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Съйкова, И., “Статистически изследвания на зависимости в социално – икономическата област”, “Стопанство”, 1991
2. Bowerman, Bruce L and Richard T.O.Connel, Linear Statistical Mo-dels: An Applied Approach, Boston, MA: PWS – KENT, 2000
3. Gorman, J.W. Selection of Variables for Fitting Equations to Data, Technometrics, 1996