Оценка потенциала региона как основа формирования программ социально-экономического развития в условиях глобализации (на примере Архангельской области)

Андрианова Е.В.1, Коновалова Л.В.1
1 Высшая школа экономики и управления Северного Арктического Федерального университета им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 3 (Февраль 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Андрианова Е.В., Коновалова Л.В. Оценка потенциала региона как основа формирования программ социально-экономического развития в условиях глобализации (на примере Архангельской области) // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 3. – С. 381-388. – doi: 10.18334/rp.16.3.84.

Аннотация:

В статье рассматриваются основные элементы формирования программ социально-экономического развития региона. Предлагаемая оценка потенциала региона позволяет смоделировать структуру региональной программы, определить стратегические перспективы развития действующих производств и создания новых предприятий Архангельской области в условиях глобализации.

Ключевые слова: экономический потенциал региона, ресурсный потенциал, финансовый потенциал, программы социально-экономического развития

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Россия, являясь частью мировой экономической системы, всегда придерживалась в основном западного вектора своего развития. На сегодняшний день как в северных районах скандинавских стран, так и в Северо-Западном регионе России запущены или готовятся к запуску множество проектов освоения полезных ископаемых. Однако продолжающийся экономический спад в ряде европейских стран затягивает начало привлечения в них инвестиций.

По нашему глубокому убеждению, реализовать эти крупные инвестиционные проекты и программы возможно только на уровне субъектов Российской Федерации.

По мнению многих исследователей, на сегодняшний день программы социально-экономического развития региона имеют немало недостатков, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциал. Несмотря на то, что каждый субъект РФ имеет свой индивидуальный подход как к разработке, так и к методам реализации программ социально-экономического развития. Это позволяет нам предположить, что методики создания таких индивидуальных механизмов должны иметь общие закономерности.

Исходя из этого, обеспечение эффективного развития региона, создание благоприятной экономической среды, экономическое регулирование условий хозяйствования, обеспечение эффективного использования научно-технического и ресурсного потенциала являются основными функциями региональной политики.

Исследование обозначенной проблемы показало, что стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются: обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования, а также законодательное обеспечение программы развития региона. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными.

Нами предпринята попытка проанализировать основные элементы, необходимые для создания региональной программы социально-экономического развития, смоделировать ее структуру.

1. Оценка экономического потенциала региона. Приоритетные направления развития.

Архангельская область обладает значительным потенциалом природных ресурсов. Помимо использования являющегося традиционным преимуществом области лесным богатством возможно также расширение добычи и ввод в эксплуатацию новых месторождений алмазов. В перечень главных направлений развития региона вошли судостроение, машиностроение, лесопромышленный комплекс, транспорт, туризм, производство топливно-энергетической продукции, рыболовство, электроэнергетика.

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области разработало Государственную программу «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Архангельской области (2014–2020 годы)». На нее планируется выделить примерно 25 млн рублей из государственного бюджета.

Следует отметить, что в Архангельской области реализуется большое количество проектов в области использования природных ресурсов региона. Это добыча бокситов, известняков и глин для цементного производства, гранито-гнейсов, базальтов, гипса, песков и песчано-гравийных смесей для строительной индустрии и дорожного строительства. Большую роль в развитие региона играет газификация области. С вводом в эксплуатацию газопровода уровень потребления природного газа увеличится, что позволит отойти от дорогостоящего мазута и снизить рост цен. Это также улучшит экологическую обстановку, снизит тарифы на тепло- и электроэнергию для населения и предприятий. По оценкам экспертов, потенциальные запасы природного газа и нефти в регионе составляют около 8% соответствующих запасов России, а природного газа – свыше 33% запасов Европы. В связи с этим разработана Государственная программа «Развитие энергетики, связи и коммунального хозяйства Архангельской области (2014–2020 годы)».

Значительные перспективы развития горнодобывающего комплекса Архангельской области связаны с разработкой Беломорского месторождения алмазов, запасы которых оцениваются в 12 млрд долларов.

Ключом к экономическим и социальным успехам следует считать развитие инфраструктуры, в первую очередь, инфраструктуры транспорта и энергетики. Среди инфраструктурных проектов следует отметить автодорогу Архангельск–Мезень, которая позволила улучшить транспортную доступность.

К основным стратегическим направлениям относится развитие машиностроения и российской космической деятельности на территории Архангельской области [1].

2. Оценка финансового потенциала региона.

Ключевым фактором построения структуры программы социально-экономического развития региона является наличие финансовых ресурсов, основными характеристиками которых остаются объем и долгосрочность.

Существуют различные подходы к пониманию сущности финансового потенциала региона. По мнению Ж.Г. Голодова, финансовый потенциал региона в широком смысле этого слова рассматривается как «совокупность максимально возможных финансовых ресурсов», а в узком – как «совокупность финансовых ресурсов, привлекаемых государством и субъектами экономики, необходимых для обеспечения простого воспроизводства».

Для нашего исследования больше подходит трактовка, которая встречается в работах С.В. Зенченко, М.П. Пашенко. По мнению этих исследователей, финансовый потенциал включает в себя инвестиционный, а также бюджетный, налоговый и кредитный потенциал [2].

В Архангельской области утверждена программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 г.

Программа разработана с целью повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации в области приоритетных направлений социально-экономического развития.

Большая роль в аккумулировании и инвестировании финансовых ресурсов в регионе принадлежит банковскому сектору, который призван обслуживать потребности реальной экономики. Так как предприятия и организации постоянно испытывают не только необходимость в пополнении оборотных средств, но и потребность в финансировании инвестиций, без которых невозможно ни дальнейшее развитие, ни осуществление модернизации.

На основании статистических данных можно сделать вывод, что в объемах и структуре ресурсной базы коммерческих банков Архангельской области прослеживается положительная динамика: в 2010 году – 9815,7 млн руб., соответственно в 2011 году – 95738,0 млн руб., в 2012 году – 104214,9 млн руб. [3]. Преобладающим источником ресурсов коммерческих банков в регионе, как в настоящее время, так и в перспективе, являются сбережения населения и свободные денежные средства коммерческих организаций.

Для улучшения формирования и использования банковских ресурсов в регионе необходимо совершенствовать деятельность банков в использовании имеющихся инструментов для вовлечения населения в процесс инвестиций.

Инвестиционный кредит широко используется как в макромасштабе – транснациональных компаниях, так и в масштабах кредитования малого и среднего бизнеса. Если рассматривать инвестиционное кредитование в целом, не только ту его часть, в которой задействован банк, в качестве субъектов инвестиционного кредитования могут предстать субъекты различных форм кредита – помимо банков могут выступать предприятия – покупатели и поставщики продукции, инвестиционные, лизинговые компании, фонды, государственные органы и др.

Сегодня инвестиционному кредитованию на региональном уровне уделяется значительное внимание. Так, например одной из стратегических целей развития региона в Концепции социально-экономического развития Архангельской области до 2020 года является формирование в области эффективной, динамично растущей и сбалансированной экономики. И залогом повышения эффективности экономической деятельности, что подтверждается в Концепции, является активизация политики, направленной на привлечение инвесторов на территории региона. В постановлении правительства Архангельской области от 18.10.2013 года «Об утверждении государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность Архангельской области (2014–2020 годы)» отмечено, что для повышения инвестиционной привлекательности региона необходимо проводить активную инвестиционную политику, модернизировать существующие организации и стимулировать создание новых организаций.

Архангельская область по показателям инвестиционной деятельности соответствует общероссийским тенденциям. По данным отчета рейтингового агентства «Эксперт РА» за 2011 г., по инвестиционной привлекательности Архангельская область относится к рейтинговой группе 3В1(пониженный потенциал – умеренный риск), на которую приходится почти 40 % всех субъектов РФ.

В настоящее время реестр инвестиционных проектов содержит информацию о 112 проектах, 65 из которых находятся на стадии реализации, объем финансирования которых составляет 109 млрд рублей, а запланированный объем финансирования на 2014 год составляет 50,7 млрд рублей.

По нашему мнению, нельзя игнорировать и другие источники финансовых ресурсов. Это и омертвленный капитал на предприятиях, и земельные участки, непригодные для ведения сельского хозяйства, и акции региональных предприятий и находящиеся в собственности государства и т.д.

3. Социально-демографическая ситуация в регионе. Социальные программы и приоритеты.

Демографическая ситуация Архангельской области продолжает оставаться сложной. Ухудшение демографической ситуации является следствием серьезных экономических и социальных проблем.

Главной причиной уменьшения численности населения в области является естественная убыль, в частности низкий уровень рождаемости и достаточно высокий уровень смертности. В результате этого не обеспечивается даже простое воспроизводство. Хотя в последнее время смертность населения удалось стабилизировать (этот показатель равен 14,4 на 1000 человек). По данным переписи населения, численность населения уменьшилась в 2010 году по сравнению с 2002 годом на 108,9 тыс. человек, или на 8,1%.

По данным статистики, в 2013 году в Архангельской области продолжалось сокращение численности населения. Умерших за 2013 год зарегистрировано 16,1 тыс. человек, родившихся – 15,2 тыс. человек. В январе 2014 года показатель сокращения численности поморов составил 1191,3 тыс. человек. Это значит, что населения Архангельской области за год уменьшилось на 11 тыс. человек.

Согласно подсчётам статистиков, продолжается увеличение миграционного оттока северян с территории Архангельской области. Только за счёт миграции в южные регионы РФ численность населения региона за 2013 год уменьшилась на 10 тысяч человек. Достаточно интенсивный миграционный поток негативно сказывается на социально-экономическом развитии территории, так как является одним из факторов формирования трудовых ресурсов региона. Потеряв значительную часть трудовых ресурсов, область вновь и вновь пытается привлечь население найти способы повышения привлекательности территории для мигрантов. В среднем за 1991–2010-е годы миграционная убыль региона составила 69 человек на 10000 постоянного населения. Поэтому миграция выступает отражением и результатом происходящих изменений в экономике и социальной сфере региона [3].

Проводя социальную политику как систему первоочередных мер, Правительство Архангельской области утвердило государственную программу «Социальная поддержка граждан в Архангельской области на 2013-2018 годы». Задачей программы является поддержка адресных категорий граждан, а также улучшение качества социального обслуживания. Реализация программы невозможна без привлечения бюджетных ресурсов. Общий объем финансирования этой программы составляет более 14 млрд рублей.

Заключение

1. Оценка потенциала региона позволила нам выделить и обосновать факторы, влияющие на формирование региональных социально-экономических программ развития.

2. Особое внимание администрации области следует уделить приоритетным направлениям государственной социальной политики, сохранению кадрового потенциала и повышению эффективности бюджетных расходов.

3. Результаты проведенного теоретического исследования позволили определить перспективы развития действующих производств и создания новых предприятий, а также установить естественные, по отношению к региону, монополии по добыче полезных ископаемых, выявить долгосрочные проекты по развитию различных отраслей, куда возможно будут направлены дополнительные инвестиционные ресурсы.


Страница обновлена: 16.04.2024 в 18:57:54