Competitive processes management in the agro-industrial complex of the region

Пыткина С.А., Красильникова Л.Е.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 21 / November, 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Pytkina S.A., Krasilnikova L.E. Upravlenie konkurentnymi protsessami v agropromyshlennom komplekse regiona // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2014. – Tom 15. – № 21. – S. 118-125.

Abstract:
The article discusses the first results of the operation of the agro-industrial complex of Russia in the context of the WTO. The authors determine the structure of the AIC key interests on intraregional and international markets. They also propose approaches to improve the competitiveness of the regional AIC through integrated use of regional advantages of agricultural production.

Keywords: agribusiness, agricultural producers, agricultural production, agro-industrial complex (AIC), the world trade organization (WTO), competitive process



Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) обострило конкурентные процессы на отечественных рынках сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Уже первый год новых условий хозяйствования в значительной степени повлиял на соотношение экспорта и импорта агропродукции.

Анализ рынка продовольственных товаров после вступления в ВТО

Так, в 2013 г. в Россию было ввезено продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 43076 млн долл., что на 6% превышает аналогичный показатель 2012 г. [1]. В значительной степени увеличение импорта произошло за счет следующих продуктовых позиций:

- молоко – на 30%;

- масло сливочное – 20%;

- сахар – 26%;

- зерновые культуры – 25%;

- кофе – 16%;

- алкогольные напитки – 10%;

- табачные изделия – 35%.

Необходимо отметить, что определенные успехи в реализации программных мероприятий последнего десятилетия позволили отечественному агропрому снизить импортную зависимость по ряду продовольственных товаров. Так, в 2013 г. сократился ввоз мяса на 10%, а изделий и консервов из мяса – на 22%.

В то же время, экспорт агропродукции в 2013 г. уменьшился на 3,5% и составил 16196 млн долл., при этом объемы экспорта пшеницы сократились на 15% [1].

Пятнадцатилетняя дискуссия о преимуществах и недостатках вступления России в ВТО, в частности, о снижении цен на сельхозпродукцию вследствие конкурентных процессов на аграрных рынках страны, по итогам 2013 г. закончилась в пользу тех экспертов, которые подвергали сомнению убежденность оппонентов в позитивном регуляторе «невидимой руки рынка». Данные Министерства сельского хозяйства РФ о внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе (АПК) за 2013 г. показывают, что при росте импорта по ряду продукции цены на нее на отечественных рынках не только не уменьшились, а напротив, наблюдался их существенный рост. Так, цены на молоко за рассматриваемый период увеличились на 35%, масло сливочное – на 23%, сахар – на 7% [1].

Как уже было отмечено ранее, положительные тенденции в животноводческом комплексе страны позволили удержать рост цен на продукцию животноводства, в частности, за счет увеличения объемов реализации свинины и мяса птицы [4], что не позволяет основным игрокам на продовольственных рынках повысить розничные цены на мясо крупного рогатого скота, поскольку потребительский спрос моментально переориентируется.

Обеспечение конкурентоспособности регионального АПК

В этих условиях перед региональным агропромышленным комплексом стоит задача по совершенствованию управления конкурентными процессами в сельскохозяйственном производстве. Для этого необходимо аккумулировать региональный ресурсный и отраслевой потенциал на тех ключевых направлениях развития АПК региона, которые способны обеспечить конкурентоспособность отрасли.

Такие направления определяются в соответствии с научными положениями теории конкуренции и сравнительных преимуществ, при которых товаропроизводитель на определенных стадиях своего жизненного цикла проходит всю цепочку эволюции вхождения в рынок [5, 6].

Сегодня обеспечение конкурентоспособности регионального АПК, по нашему мнению, должно решаться в соответствии с концепциями бизнес-стратегий, направленных на комплексное использование имеющихся преимуществ территорий (природно-климатические условия, размещение производительных сил, ресурсное обеспечение, инфраструктурная и информационная среда и др.) [7, 8, 9].

Такой концептуальный подход основывается на управлении конкурентоспособностью регионального АПК через непосредственный процесс управления имеющимися и потенциальными преимуществами территориального агропроизводства. По нашему мнению, данный подход гармонично включается в структуру управления, сформированную еще во времена СССР, когда были организованы региональные агропромышленные комплексы, объединившие как непосредственных сельскохозяйственных товаропроизводителей, отрасли переработки и материально-технического обеспечения агропроизводства, так и соответствующие органы управления на региональном и районном уровнях. Именно за счет устойчивых коммуникационных связей, образующихся в структуре управления АПК, могут максимально эффективно реализовываться имеющиеся преимущества, которые обеспечивают возможности закрепления аграриев на сельскохозяйственных рынках и их адаптацию к нестабильным экономическим условиям в глобальной экономике.

Комплексное применение конкурентных инструментов в управлении региональным АПК, в том числе государственное регулирование и обеспечение возможных преференций, субсидирование и льготное кредитование непосредственных сельскохозяйственных товаропроизводителей, снижение ставки кредитования до уровня не выше прогнозируемой инфляции, а также создание институтов частно-государственного партнерства для привлечения инвестиций и использование положительного опыта развитых стран в вопросах дотационной поддержки аграриев не только инструментами прямого финансирования, но и вливаниями в инфраструктурное развитие сельской местности (для повышения уровня жизнедеятельности сельского населения), может позволить региональному агропромышленному комплексу с допустимыми потерями интегрироваться в мировую экономическую среду.

Конкурентная либерализация внутренних рынков сельхозпродукции обуславливает не только диверсификацию непосредственной сферы товарооборота, но и коренную перестройку самой структуры управления агропромышленным комплексом, которая к функциям распределителя бюджетных средств должна дополниться функциями информационного и консультационного обеспечения, регулятора и координатора производственных и коммуникационных процессов.

Ключевые задачи менеджмента АПК

В числе ключевых задач обновленного менеджмента АПК должны быть функции структурирования стратегических задач и реализации региональной политики в области сельскохозяйственного производства и переработки продукции, направленной на рост общественного благополучия региона через повышение его конкурентоспособности. Для этих целей можно структурировать конкурентоспособность с позиции внутрирегиональной и внешней ее составляющих (см. табл.).

Таблица

Структура ключевых интересов АПК на внутрирегиональном и внешнем рынках


Внутренняя конкуренция
Внешняя конкуренция
Сельскохозяйствен-ные предприятия и организации
Доля продукции, реализуемой на региональных рынках
Доля продукции, реализуемой на внешних рынках
Отрасли животноводства и растениеводства
Отраслевая структура продукции, реализуемой на региональном рынке
Отраслевая структура продукции, реализуемой на внешних рынках
АПК региона
Соотношение долей регионального и внешнего рынков (импорт/экспорт)
Соотношение долей регионального и внутреннего рынков (экспорт/импорт)

Из таблицы можно сделать вывод, что результатами внутрирегиональной и внешней конкуренции должен обеспечиваться баланс целей как отдельных хозяйствующих субъектов, так и агропромышленного комплекса в целом. Именно за счет достижения такого баланса могут быть решены вопросы региональной продовольственной безопасности и самообеспечения сельскохозяйственной продукцией собственного производства, снижения зависимости от поставок основных продуктов питания – импортозамещение товарами регионального производства, и, как следствие, рост занятости и повышение уровня доходов сельского населения, а также наполняемости бюджетов всех уровней.

Внутрирегиональные и внешние факторы конкурентной среды

Из всей совокупности факторов конкурентной среды можно выделить внутрирегиональные и внешние факторы.

Факторы внутрирегиональной конкурентной среды:

- достигнутый уровень технологического оснащения агропромышленных производственных процессов и эффективность их применения;

- современный уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции, соответствие ее стандартам качества и сохранности, а также потребительским запросам;

- платежеспособность сельскохозяйственных производителей и их финансовый потенциал и др.

Факторы внешней конкурентной среды:

- степень монополизации рынка;

- конъюнктурные изменения на внешних рынках;

- государственная политика в области поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- инвестиционная и инновационная активность бизнеса;

- изменения в структуре потребления продовольственной продукции и др.

Формирование горизонтальных и вертикальных взаимосвязей внутрирегионального и внешнего рынков, осуществляемое менеджментом агропромышленного комплекса, позволяет не только оптимизировать конкурентные процессы между участниками аграрных отношений, но и одновременно определять последовательность управленческих действий, направленных на опережение требований рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, при условии соблюдения баланса интересов агропредприятий, фермеров, индивидуальных предпринимателей и личных подсобных хозяйств, отраслей сельского хозяйства и АПК региона в целом.

Выводы

Управление конкурентными процессами в агропромышленном комплексе региона следует рассматривать как систему менеджмента, призванную повышать конкурентоспособность регионального агропроизводства, развивать имеющиеся конкурентные преимущества регионального АПК и минимизировать негативные для него последствия хозяйствования в условиях ВТО.


Страница обновлена: 06.05.2024 в 20:37:23