On Necessity to Increase Competitiveness of Small Tourism Industry in the conditions of Russia entering in WTO

Терентьева Ю.Г.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 17 / September, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Terentyeva Yu.G. O neobkhodimosti povysheniya konkurentosposobnosti malogo turistskogo biznesa v usloviyakh vstupleniya Rossii v VTO // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2013. – Tom 14. – № 17. – S. 126-132.

Abstract:
The article the problem of improving the competitiveness of enterprises in the tourism industry of small farms at the present stage of economic development in the country»s entry into the World Trade Organization. The features of tourism from the perspective of government regulation. Given characteristics and analysis of the number of different types of hotels in St. Petersburg.

Keywords: small business, competitiveness, tourist activities



Вступление России во Всемирную торговую организацию год назад повлияло на существующие «правила игры» во всех сферах хозяйствования. В первую очередь, изменения касаются принципов организации предпринимательской деятельности, направленной на повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг. Кроме того, расширение инвестиционной активности и возможности выхода на новые рынки способствуют дальнейшему роста малого и среднего бизнеса. Одной из сфер, в которых функционирует значительное количество объектов малого бизнеса, является туристический бизнес.

Конкурентоспособность предприятий туристской индустрии

Согласно российскому законодательству «...под малым бизнесом подразумеваются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица..., соответствующие определенным критериям» [1]. К таким критериям относятся предельная численность, объем годовой выручки. Практическая реализация данных характеристик отличается для разных видов экономической деятельности. Признаком отнесения коммерческого предприятия к малому является также использование в своей деятельности упрощенной системы налогообложения. Таким образом, большинство организаций, предоставляющих услуги посредничества при реализации туристических путевок, а также размещения в небольших объектах гостеприимства выступают в качестве объектов малого предпринимательства.

Рассмотрим существующую статистику по этим двум видам предпринимательской деятельности применительно к конкретному региону – городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. В настоящее время на их территории зарегистрировано 4724 туристических агентств, из них 95% находятся в Санкт-Петербурге и 5% – в области. По результатам опроса, проведенного порталом TourProfi.ru, почти треть всех турагентств существует на рынке больше 10 лет (см. рис.).

Сколько ваше турагентство работает на рынке?

1

По данным официального агентства федеральной статистики (Петростата) 11000 компаний указали турагентскую деятельность как дополнительную, что почти в три раза больше числа фирм, зарегистрировавших ее в качестве основной. Таким образом, общее число компаний, имеющих право заниматься турагентсткой деятельностью на территории Санкт-Петербурга, составляет 15553 единицы [3]. Уровень конкуренции на рынке турагентской деятельности в Санкт–Петербурге достаточно высок. В условиях деятельности в открытом общеевропейском экономическом пространстве борьба за конкурентные преимущества является первоочередной задачей «выживания» компаний. В экономической литературе конкурентоспособность определяется как свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [4]. Так как в настоящее время объектов конкуренции становится значительно больше, менеджмент предпринимательских структур должен активно развивать компетентностный подход к управлению всеми видами ресурсов компаний.

Вхождение в ВТО позволит России более активно использовать международные стандарты качества услуг с целью привлечения зарубежных инвесторов. В рамках переговоров о присоединении к ВТО Россия оговорила право в течение первых 7 лет после вступления в эту организацию ограничивать участие иностранных инвесторов в туристическом бизнесе, после этого срока все ограничения будут отменены. Соответственно, за время «переходного периода» необходимо сформировать систему функционирования конкурентоспособных туристических компаний. По мнению некоторых участников туристического рынка, со вступлением России в ВТО турпакеты могут стать дешевле как на въездном, так и выездном потоке [5].

С позиции государственного регулирования туристской деятельности в условиях функционирования в рамках ВТО Комитетом торгово-промышленной палаты по туризму были внесены изменения в «Закон о порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации», которые позволили прибывающим в страну на паромах и круизных судах находиться на территории нашей страны без визы в течение 72 часов. Для Санкт-Петербурга данная норма позволяет привлекать более 500000 посещений в год или, в стоимостном выражении, более 300 млн. евро в бюджет.

Гостиницы должны быть готовы принять туристов

Размещение прибывающих в Санкт-Петербург туристов осуществляется в номерном фонде существующих гостиниц города. При этом около трети размещений реализуется в малых гостиницах. Согласно ГОСТ Р 50645-94, малой гостиницей называется предприятие, предоставляющее временное проживание и имеющее от одного до пятидесяти номеров. Если площадь номерного фонда не превышает 300 кв. метров, то предприятие является мини-отелем; если номера в гостинице имеют собственную кухню – это апарт-отель [6]. В целом, существует следующая устоявшаяся классификация малых гостиниц:

– мини-отели имеют до 15 номеров в нежилом фонде города;

– мини-гостиницы квартирного типа – до 15 номеров в жилом фонде;

– малые гостиницы – до 50 номеров в отдельно стоящем здании.

Сфера мини-отелей в Санкт-Петербурге развивается очень динамично. Так, если в 1993 году в городе функционировало 25 малых средств размещения, то по данным за 2012 год их число превышает 500. К данным жилищным объектам относятся гостиницы, меблированные комнаты, хостелы. Численность и характеристика гостиниц данного типа представлена в таблице 1 (см. таблицу).

Таблица

Численность и характеристика малых гостиниц Санкт-Петербурга в 2012 году

Типы гостиниц
Количество отелей
Гостевой дом
36
Хостел
135
Отель
327
Мотель
1
Курортный отель
1
“Bed and breakfast”
77
Таким образом, наибольшее предложение наблюдается на рынке малых гостиниц, имеющих до 50 номеров и обладающих всеми необходимыми атрибутами качественного сервиса, включая предоставление питания, услуг уборки, стирки, Интернет-связи и др. По данным международного консультационного агентства недвижимости DTZ, мини-отели занимают 25 % гостиничного рынка Санкт-Петербурга [7].

Наряду с Москвой, Санкт-Петербург является крупнейшим центром международного туризма. В формировании бюджета города туристическая отрасль занимает значительные позиции. Для развития привлекательности города как для гостей из других стран, так и в рамках содействия внутреннего туризма необходимо постоянно увеличивать число функционирующих в городе гостиниц всех типов и качество обслуживания в них. Значительное место в формировании объектов для размещения туристов имеет развитие мини-отелей. Мировой опыт гостиничной индустрии свидетельствует, что быстрого и успешного роста сферы размещения можно добиться только с помощью создания сбалансированной структуры между крупным, средним и малым бизнесом. С целью стимулирования развития мини-отелей в 2002 году при поддержке Комитета по внешним связям и Комитета по туризму Санкт-Петербурга было создано некоммерческое партнерство «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга». В настоящее время Ассоциация включает в себя более 40 предприятий и организаций гостиничного, ресторанного, туристического и сопутствующего им бизнеса – это отели малых форм, рестораны, кафе, бары, ночные клубы, туристические компании, транспортные предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки. Однако основной акцент в деятельности партнерства сделан на правовую поддержку предприятий малых форм размещения и оказание им помощи в получении финансовых средств. По инициативе данной организации в 2010 году в Санкт-Петербурге были приняты два законодательных акта, регламентирующих на региональном уровне деятельность мини-отелей. В настоящее время с рамках сотрудничества Комитетов по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, по развитию туризма Санкт-Петербурга и по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга разработан ряд стратегических программ повышения инвестиционной привлекательности города, направленных на строительство новых небольших гостиниц в городе и поддержку малого бизнеса в сфере туристической индустрии.

Выводы

Участие посредством членства в ВТО нашей страны в мировом экономическом процессе, вовлечение ее в систему глобальных экономических отношений оказывают благотворное воздействие на совершенствование экономической политики в процессе развития малого предпринимательства в туристской сфере на территории Санкт-Петербурга.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:22:02