Problems of Development of the Pig Industry in the Conditions of WTO

Заглядова М.Х.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 14 / July, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Zaglyadova M.Kh. Problemy razvitiya otrasli svinovodstva v usloviyakh VTO // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2013. – Tom 14. – № 14. – S. 114-118.

Abstract:
In the article the modern condition and problems of the pig industry in Russia are considered. This article shows the main risks of the industry further development. Some recommendations on the improvement of the industry development in conditions of Russia's WTO accession are also given.

Keywords: agriculture, pig-breeding, food security, agroindustrial complex (AIC), the world trade organization (WTO), forage production



Начавшийся процесс интеграции России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вызвал широкую дискуссию в научных и деловых кругах по проблемам выживаемости ведущих отраслей отечественного АПК и сельского хозяйства в условиях принятых национальным правительством новых стандартов хозяйствования. Оценки ожидаемых последствий резко дифференцированы: от предрекания краха российского агропрома до расцвета отрасли, обеспечиваемого механизмами рыночной конкуренции и вливаниями зарубежного инвестиционного капитала.

Необходимость формирования отраслевых механизмов оценки потенциальных рисков

Практика присоединения к ВТО ряда стран за последние два десятилетия демонстрирует для национальных экономик как положительные, так и отрицательные последствия интеграционных процессов. Так, Китайская народная республика за небольшой период времени стала крупнейшим мировым поставщиком овощей и фруктов, сумев серьезно потеснить американских фермеров даже на их собственном национальном рынке [2]. Германские инвестиции в сельское хозяйство Болгарии, сопровождаемые жестким контролем качества продукции со стороны Евросоюза, позволили в течение 10 лет возродить национальный агропромышленный комплекс.

В то же время опыт стран на постсоветском пространстве, в частности Украины (экономика которой во многом схожа с российской), свидетельствует о том, что неправильно выстроенная стратегия поддержки и защиты национальных производителей при присоединении к ВТО может нанести значительный экономический ущерб экономике государства, сопровождаемый серьезными социальными последствиями. Так, экспорт украинской мясной продукции после вступления страны в ВТО за четыре года сократился более чем в 3 раза, а импорт вырос более чем в 2,5 раза [4]. Вследствие этого, только в отрасли свиноводства своих рабочих мест лишились около полумиллиона человек. Предприятия понесли значительные убытки, снизили объемы производства или просто закрылись. Наиболее существенно пострадали отрасли, выпускающие не сырье, а продукцию с высокой добавочной стоимостью.

Все вышесказанное обуславливает необходимость формирования на федеральном и региональном уровне отраслевых механизмов оценки потенциальных рисков и постоянного их мониторинга, а также механизмов адаптации отрасли к условиям ВТО.

Проблемы российского свиноводства

Одной из важнейших и стратегически значимых для обеспечения продовольственной безопасности России является свиноводство. Отрасль свиноводства характеризуется высокой потребительской и энергетической ценностью производимой продукции, небольшими сроками выращивания поголовья на убой. Может развиваться в любых климатических условиях, но в промышленных масштабах отличается высокой требовательностью к кормам. Для достижения наибольшей эффективности районируется в привязке к предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности и к конечному потребителю.

Ежегодно в мире производится порядка 85 млн тонн свинины, что составляет около 40% от общего производства мяса. Свиноводство наиболее распространено в Юго-Восточной Азии (Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Лаос, Камбоджа) – 49,8% мирового производства, странах Европы (ФРГ, Италия, Великобритания, Франция, Польша, Россия, Украина) – 25,6% мирового производства и США – 10,3%. При этом производство в России составляет 1,8% от мирового объема [3].

Несмотря на то, что на территории современной России свиноводство развивалось не менее 3-х тысяч лет, тем не менее, оно не стало приоритетной отраслью сельскохозяйственного производства. В царской России поголовье свиней не превышало 11 млн голов. В РСФСР благодаря реализации государственных программ развития сельского хозяйства, организации племенных заводов и ферм, контрольно-испытательных станций, к 1992 году поголовье свиней достигало 31 млн голов (см. табл.).

Распад СССР и разрушительный кризис национального сельского хозяйства пагубно сказался на развитии отрасли свиноводства. Большинство селекционных исследований было свернуто, а передовые племенные хозяйства обанкрочены. В настоящее время в отрасли осталось 60 племенных заводов и 270 племенных репродукторов, занимающихся в основном откормом свиней. Неконтролируемый и бессистемный импорт племенных свиней привел к тому, что почти все поголовье свиней является гибридным, не считающимся племенным, что практически исключает их импорт и получение федеральных дотаций.

Необходимо отметить, что реализация в 2000-х годах государственных целевых программ развития сельского хозяйства обеспечила заметные успехи в возрождении отрасли (см. табл. 1). Сельскохозяйственным товаропроизводителям стали предоставляться долгосрочные кредиты с субсидированными процентными ставками на срок до восьми лет. В связи со сравнительно быстрой фондоотдачей в свиноводстве, у крупного бизнеса появилась устойчивая заинтересованность в инвестировании в отрасль.

Таблица 1

Поголовье свиней в РФ, млн голов [3]

Российская Федерация
1992
1995
2000
2005
2010
2011
Поголовье свиней в хозяйствах всех категорий
31,5
22,6
15,8
13,8
17,2
17,3

В настоящее время ежегодно на российском потребительском рынке реализуется порядка 2 млн тонн свинины, в том числе около 0,5 млн тонн импортной. В общем объеме реализации скота и птицы на убой свинина занимает около 30%. Среди регионов производителей свинины в России лидерами являются Краснодарский край – 950 тыс. голов, Татарстан – порядка 600 тыс. голов, Омская область – около 500 тыс. голов. Мелкотоварный сектор (личные подсобные и фермерские хозяйства) производят более 60% или 1,5 млн тонн свинины в живой массе.

По основным критериям эффективности российские предприятия отрасли отстают на 200–250%, а по сохранности поголовья – в 5 раз от показателей развитых стран [3]. Причина этого отставания не только в отсутствии собственных оборотных средств у предприятий и проблемах кредитования (в основном из средств Россельхозбанка при значительном залоговом обеспечении), но также в потере собственной племенной базы, устаревших технологиях, недостатке квалифицированных специалистов.

Положение усугубляется тем, что результатом присоединения России к ВТО стало падение цен на свинину на 25–30% вследствие притока импорта на российский рынок. Так, судя по операционным результатам ведущего агрохолдинга «Русагро», в первом квартале 2013 года холдинг реализовывал свинину в живой массе по средней цене 56 руб./кг, тогда как в аналогичном периоде 2012 года средняя цена реализации составляла 80 руб./кг. При этом снижение цен на свинину происходило на фоне удорожания кормов на 30–35%. В итоге, российским свиноводам приходится работать с рентабельностью, близкой к нулю, что делает отрасль на данном этапе малопривлекательной для инвестиций.

Что нужно еще сделать?

Приходится констатировать, что 18-ти лет переговоров по присоединению России к ВТО не хватило для выхода отрасли на современный мировой уровень. Не было восстановлено собственное племенное поголовье, что позволило бы отказаться от ввоза живых свиней из-за рубежа, представляющего помимо прочего серьезную ветеринарную опасность. При перспективной потребности рынка, оцениваемой в 23 млн тонн кормов, существующие в России комбикормовые заводы могут обеспечивать отрасль только на 68%. При этом удельный вес кормов в себестоимости продукции составляет порядка 70%. Поэтому целесообразно изменение структуры производства в пользу крупных свинокомплексов, имеющих более низкую себестоимостью продукции.

Следует отметить, что помимо хозяйственных рисков, вступление России в ВТО в дальнейшем может стимулировать привлечение зарубежных инвестиций в отрасль свиноводства. Модернизация и техническое перевооружение отрасли, применение новых технологий на более выгодных условиях за счет прихода в отрасль новых игроков (в т.ч. вследствие обострения конкуренции на внешних рынках) может стать фактором, который позволит повысить эффективность отрасли. В то же время, представляется маловероятной возможность выхода продукции отрасли на международные рынки, но задача обеспечить высокий темп развития отрасли для внутреннего рынка является стратегической для отечественного агропрома.

В новых условиях хозяйствования процесс государственного участия в поддержке национального АПК должен быть поэтапно переориентирован с прямого субсидирования сельского хозяйства на нетарифное регулирование и создание условий для эффективного ведения бизнеса в отрасли свиноводства.

Одним из приоритетных направлений реформации отрасли должно стать производство доступных по цене и качеству комбикормов, как для крупного свиноводческого бизнеса, так и для личных хозяйств. Государственное участие в этом процессе может быть представлено как выделением под вновь создаваемые кормопроизводственные предприятия подходящих земельных участков, поддержкой кооперации, малого и среднего бизнеса, подготовкой квалифицированных кадров, так и путем прямого создания муниципальных предприятий и организаций отраслевого назначения.

Важным рычагом обеспечения защиты отечественного сельскохозяйственного рынка в условиях ВТО может стать восстановление и развитие институтов Россельхознадзора, санитарного и ветеринарного контроля, таможни и т.п. Введение жестких норм контроля качества и безопасности импортируемой пищевой продукции, доведение стандартов контроля до уровня, соответствующего применяемым в Евросоюзе критериям, позволит оградить отечественный рынок от ожидаемой экспансии со стороны производителей низкокачественной свинины из стран Юго-Восточной Азии.

Вывод

Эти и другие меры государственного регулирования и экономического стимулирования требуют безотлагательного воплощения их в жизнь путем разработки соответствующих стратегий и программ как на федеральном, так и на региональном уровнях. Их реализация в рамках задач, провозглашенных правительством РФ Доктрины продовольственной безопасности страны [1], должна обеспечить не только выживаемость и повышение конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства в условиях ВТО, но и устойчивое национальное развитие в интересах будущих поколений.


Страница обновлена: 27.05.2024 в 09:42:44