Эволюция фармацевтической промышленности на постсоветском пространстве

Щапов А.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (234), Июнь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Щапов А.Ф. Эволюция фармацевтической промышленности на постсоветском пространстве // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 12. – С. 83-88.

Аннотация:
Постсоветское пространство – это наиболее новое образование в современной геополитике, включающее в себя около 10 различных культур, меньших экономик, эволюция которых крайне интересна для изучения, учитывая то, что база у них несколько десятилетий была одна. Фармацевтическая промышленность – это важная часть любой экономической системы, существующей в настоящее время, поэтому она была выбрана для изучения в этой работе. Она интересна для рассмотрения как совокупная фармацевтическая промышленность региона, так и в форме независимых фармацевтических систем отдельных государств.

Ключевые слова: экономика, фармацевтическая промышленность, СНГ

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современный рынок фармацевтической продукции – это глобальная система, объединяющая производителей из почти всех частей света, является одним из основных, представленных в развитых странах. Большая часть лекарственных препаратов в настоящее время производится в странах Западной Европы и Америки, однако доля, принадлежащая компаниям из Индии и Китая, непрерывно растет [1]. Потребительская часть мирового рынка достаточно однородна, везде болеют одинаково.

Возможности рынка

1. Запуск производства какого-либо лекарственного препарата. Выбрав простое, и проверенное соединение, достаточно закупить оборудование для его производства, возможно за рубежом и подержанное, найти нескольких грамотных инженеров, которые заставят систему работать.

2. Другое возможное решение: разрешение постройки филиала на своей территории, в этом случае очень сложно говорить о факте принадлежности той или иной структуре

3. Импорт готовой продукции Преобладание той или иной направленности экономики может достаточно сильно меняться с течением времени при неизменном спросе на лекарства, поэтому было бы логичнее изучать потребление и производство продукции для страны в целом, а не его отдельные факторы.

Фармацевтическая промышленность в постсоветском пространстве

Рассматриваемый регион был выбран, так как это наиболее новая крупная система экономически связанных государств. Изучая ее развитие, можно на практике проследить динамику развития и оценить имеющийся текущий результат с точки зрения формирования фармацевтических промышленности указанных выше стран.

Для простоты работы изучаемые страны можно объединить на несколько крупных районов:

прибалтийский – Литва, Латвия, Эстония; кавказский – Армения, Азербайджан, Грузия; среднеазиатский – Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, и центральный – Россия, Украина, Беларусь. Это географическое деление не является абсолютным критерием для описываемой проблематики, но может быть полезным для понимания сложившейся обстановки.

Страны прибалтийского региона обладают относительно развитой промышленностью при малом населении (около 6 млн человек на Латвию, Литву и Эстонию) на, что обеспечивает им практически безбедное существование. Фармацевтическая промышленность этого региона представляет доходную часть их бюджета. Латвия вносит наиболее серьезный вклад в развитие этого направления, обеспечивая оборот в 300–400 млн долларов в год. Grindex [2] является крупнейшей латвийской компанией, обеспечивающей 50% национального производства препаратов, 90% которых экспортируется, несколько лет назад она приобрела контрольный пакет акции Таллиннского фармацевтического завода, расположенного в Эстонии. Про лекарственную промышленность Литвы, а также Эстонии можно сказать, что на текущий момент она не представляет какого-либо особого интереса, в Эстонии она находится в полуразрушенном состоянии, в Литве в зачаточном.

Армения, Азербайджан, Грузия имеют на своей территории достаточно мелких децентрализованных предприятий, по которым сложно сказать, что они производят, сложно найти информацию об обороте этих предприятий. Промышленность Армении почти полностью подчинена российскому бизнесу, поэтому сложно сказать, насколько она армянская. Про фармацевтическую промышленность Грузии удалось найти только одно – она растет, нет даже намека об общем ее состоянии, исходя из документов на русском языке. Аналогична ситуация наблюдается в Азербайджане.

Фармацевтическая промышленность среднеазиатского региона (Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан) представлена 1–2 крупными компаниями на страну, занимающую до 70% национального рынка. В зависимости от экономической обстановки они могут быть государственными или принадлежать зарубежным азиатским компаниям.

Казахстан – 90% препаратов импортного производства, 70–80% национального производства обеспечивает завод «Химфарм» [3], проданный польской компании Polpharma, 107 млн долл. в 2010 г. оборот. Известно, что в Туркменистане было выделено на развитие отрасли в 2012 г.почти 1 млрд долл, что сопоставимо с российскими государственными расходами на фарм. промышленность, вероятно на реформирование госкомпании «Туркмендермансенагат» работающей в этом секторе. В Таджикистане [4] отсутствует какое-либо серьезное производство препаратов, при этом их импорт составлял 10 млн долл. в 2008 г., другой информации нет. В Узбекистане основным объединением фарм. компанией является ГАК «Узфармсаноат», принадлежащий государству, с оборотом 127,5 млн долл., что составляет 17% от общего потребления лекарств.

Сравнение фармацевтической промышленности России и соседних стран

Фармацевтические предприятия России по итогам 2012 года произвели продукцию, имеющую суммарную стоимость 198 млрд рублей согласно опубликованным данным [5], что составило примерно четверть всей потребляемой в России лекарственной продукции. Основными российскими компаниями, работающими на этом рынке, без учета иностранных корпораций являются: Фармстандарт – 25,36%, Штада – 5,43%, Верофарм – 3,45%, Фарм-центр 5,86%, Микроген – 3,32% и др., всего зарегистрировано более 300 фирм. Производство компании «Фармстандарт» базируется на 7 заводах, половина из которых была построена еще до второй мировой войны. Все данные открыты для всех желающих на сайтах указанных предприятий в форме годовых отчетов на русском языке.

Запустить фармацевтический бизнес с нуля в России крайне нетривиальная задача по следующим причинам:

– невозможность выпускать продукцию на кустарном производстве;

– высокая стоимость оборудования;

– низкая рентабельность малых производств (одна автоматизированная установка позволяет получить 10 тыс. ампул в сутки, если производителю столько не надо – оборудование будет простаивать большую часть времени);

– сложность получения лицензии;

– относительная сложность выхода на рынок – имеющаяся высокая конкуренция, отсутствие локальных рынков (перевозка лекарства из одного конца страны в другой почти не изменяет его стоимости);

Учитывая это, можно предположить, что новые компании, не являющимися дочками более крупных, скорее всего, увидеть не удастся.

В Белоруссии все фармпредприятия (18 штук.) объединены в концерн «Белбиофарм» [6], реорганизованный впоследствии в департамент фармацевтической промышленности при министерстве здравоохранении. Таким образом, все фармацевтические предприятия в Белоруссии принадлежат государству. В 2012 г. было реализовано продукции на 305 млн долл., весь рынок составлял 618 млн долл.

Исходя из статистических данных на Украине аналогичное России состояние фарм. промышленности, аналогичное отношение оборота импортных препаратов к отечественным, только сам оборот средств в 4 раза ниже.

Напоследок можно оценить возможности фармацевтической промышленности России и ее ближайших соседей по сравнению с основными зарубежными аналогами. Россия – 5,6 млрд долл., Украина – 1 млрд долл., Белоруссия – 300 млн долл., прибалтийский регион – 500 млн долл., среднеазиатский регион – 300 млн долл.; итого суммарно 7,9 млрд долл. Возьмем для сравнения крупнейшую зарубежную компанию Novartis [7] – 56 млрд долл. оборот у одной зарубежной компании, расходы на ее инновационную деятельность 7–10 млрд долл., что примерно равно всему обороту компаний СНГ. Три четверти потребления лекарственных препаратов в СНГ приходится на импортную продукцию. Пожалуй, единственное, что поддерживает фармацевтическую промышленность России и других описанных стран, это активная позиция государства.

Вывод

Организация нового фармацевтического производства на постсоветском пространстве практически невозможна с участием исключительно частного капитала. Подобные производства создаются либо на государственные средства, если государство решило, что выгоднее некоторые препараты производить самим, либо как филиалы крупных зарубежных компаний.

Большая часть существующих фармацевтических производств в странах бывшего СССР представляют собой реорганизованные заводы, существующие уже более 40 лет, так например

Большая часть продукции описанных выше предприятий является дженериками, что автоматически ограничивает ее распространение в странах Европы и Америки, для стран азиатского сектора эти препараты не интересны, так как в этом регионе существует жесткая конкуренция между местными производителями. Лекарства, произведенные в странах СНГ, могут быть реализованы только в странах СНГ.


Источники:

1. Щапов А. Формирование мировой фармацевтической промышленности. Познание стран мира: история, культура, достижения. Сборник материалов. – Новосибирск, 2012.
2. Grindeks Annual Report, 2012
3. Фармотрасль Казахстана. Generic.kz., 2011
4. Фармацевтический рынок: лечению подлежит? // Asia-plus. – 2008. – № 9.
5. С. Романова. Фармацевтическая промышленность за 2012 год // Ремедиум. – 2013. – № 5.
6. За 15 лет количество белорусских лекарств на отечественном рынке выросло в 5 раз // БелТА. – 2013. – № 3.
7. Novartis annual report, 2012.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:05:57