Методические аспекты оценки глобализации: отраслевой уровень

Шадура-Никипорец Н.Т.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (229), Апрель 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шадура-Никипорец Н.Т. Методические аспекты оценки глобализации: отраслевой уровень // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 7. – С. 78-83.

Аннотация:
Современный этап развития экономики характеризуется углублением процессов интеграции и глобализации, что формирует необходимость количественного измерения данных процессов. В статье предложен авторский подход к количественной оценке уровня глобализации отрасли национальной экономики.

Ключевые слова: национальная экономика, глобализация, экономическая глобализация, отраслевой уровень глобализации

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Современные реалии развития мирового хозяйства демонстрируют очевидность того факта, что экономики отдельных стран мира становятся все более глобализированными, однако формализованное измерение данного процесса является сложным и противоречивым. Это, прежде всего, объясняется тем фактом, что единого показателя измерения степени глобализации сегодня не существует, а представители экономической науки используют различные индикаторы, коэффициенты, показатели и критерии для количественной оценки данного явления.

Разработкой и исследованием теоретико-методологических проблем глобализации занимается большое количество зарубежных и отечественных исследователей, таких как Э. Азроянц, В. Андерсон, Д. Белл, У. Бек, А. Белорус, Дж. Гелбрейт, Т. Дудар, В. Иноземцев, В. Коллонтай, Ю. Макогон, О. Панарин, Дж. Стиглиц, Дж. Томпсон, Э. Тоффлер, А. Филипенко, Т. Фридман, М. Чешков, С. Шергин, Е. Шилс, Ю. Шишков и др.

В работах этих ученых не только исследуется парадигма современного мирового развития, анализируются тенденции глобализации, но и предлагаются разнообразные модели дальнейшего функционирования в контексте глобализации. Однако такая важная проблема, как разработка методических подходов к количественной оценке экономической глобализации для отраслевого уровня, сегодня недостаточно освещена в научных исследованиях.

Анализ последних исследований и публикаций.

Экономическая глобализация открывает широчайшие возможности для всемирного развития, однако темпы ее распространения важной проблемой при исследовании экономической глобализации является оценка данного процесса для отраслевого уровня для разных сфер национальных экономик неравномерны. Поэтому.

Критический анализ существующих литературных источников позволил выяснить, что если для национального уровня существуют общепризнанные оценочные показатели (индекс уровня глобализации стран мира (Globalization Index), разработанный Фондом Карнеги; интегральный индекс глобализации (КОF), разработанный в Швейцарском экономическом институте и Федеральном швейцарском технологическом институте и т.д.), то сегодня среди исследователей не существует единой точки зрения относительно системы критериев и индикаторов, которые дают возможность всесторонне и системно оценить уровень глобализации конкретной отрасли национальной экономики.

Изучая глобализационные процессы западные исследователи Т. Хоут, М. Постер [3] для очертания масштабов глобализации отраслей предлагают использовать такие характеристики, как:

‑ высокий уровень затрат на научные работы;

‑ однородность товаров, которые предлагаются в разных странах;

‑ большой эффект от масштаба деятельности;

‑ низкие транспортные затраты; приоритетность цен и качества.

Украинский исследователь С. Соколенко при разработке методических подходов к оценке масштабов глобализации на уровне отрасли опирается на тезис о том, что он (масштаб глобализации) определяется тем, насколько конкурентоспособность отдельной компании внутри отрасли в данной стране взаимосвязана с уровнем ее конкурентоспособности в других странах. Ученый утверждает, что более высокий уровень глобализации отрасли гарантирует большие конкурентные преимущества компании от используемой технологии, производственного процесса, торговой марки [5, С. 47]. Поэтому, основными индикаторами уровня глобализации отрасли он считает:

‑ соотношение объемов встречной торговли внутри отрасли с объемами мирового производства;

‑ соотношение встречных инвестиций с объемом всего внесенного в отрасль капитала;

‑ пропорции прибыли, полученной конкурирующими компаниями отрасли в основных регионах мира;

‑ коэффициенты специализации отрасли, рассчитанные на основе соотношения национальных и международных экспортных квот отрасли;

‑ прирост концентрации капитала.

Наиболее распространенным среди отечественных исследователей [1, 2] является подход, в соответствии с которым процесс экономической глобализации осуществляется в трех доминирующих видах деятельности – торговля, инвестиции, производство. Поэтому они считают необходимым систематизировать показатели уровня глобализации в соответствии со сферами ее проявления:

а) для оценки глобализации торговой деятельности – коэффициент торговой открытости, который представляет собой долю экспорта продукции в объеме производства отрасли;

б) для оценки глобализации инвестиционной деятельности – коэффициент инвестиционной открытости, который являет собой соотношение прямых иностранных инвестиций к объему производства отрасли;

в) для оценки глобализации производственной деятельности – использовать индекс транснационализации, определяемый как соотношение объемов продаж заграницей к общим объемам продаж.

Основные результаты исследования.

Проведенный анализ указанных методических подходов к оценке уровня глобализации отрасли дает возможность понять, что, не смотря на многочисленные разработки, единой стройной концепции, всеобъемлюще и объективно описывающей данное явление, не существует.

Обобщая существующие методические подходы, с учетом особенностей отраслевого уровня проявления, для количественной оценки степени экономической глобализация отдельной отрасли, по нашему мнению целесообразно использовать три группы показателей: торговой деятельности, инвестиционной деятельности, условий доступа к мировому рынку.

1

Группа индикаторов, оценивающая глобализированность торговой деятельности, может в зависимости от специфики отрасли использовать показатели экспортной, импортной или торговой квоты; структуры экспорта и импорта; коэффициент специализации; сравнительное соотношение доли отрасли страны в мировом производстве и ее доли в мировой торговли.

Анализ данных показателей позволит получить информацию о степени ориентации отрасли на внешние рынки, интенсификации ее международных связей, роли отрасли в международной отраслевой специализации, уровне конкурентоспособности международно-специализированной продукции, характере прогрессивности ее участия в глобальной среде.

Группа индикаторов глобализированности финансовой деятельности оценивает открытость данной отрасли к притоку иностранных инвестиций, ее вовлечение в движение финансовых потоков, масштабы финансирования развития предприятий отрасли за рубежом, влияние иностранного капитала на прирост объемов производства и может использовать такие показатели, как коэффициент финансовой открытости, коэффициент инвестиционной открытости.

Кроме развития устойчивых торговых и финансовых связей, повышение масштабов глобализации отрасли должно сопровождаться обеспечением равных условий доступа к внешним рынкам для всех участников. Это формирует необходимость использования при оценке степени глобализации отрасли группу индикаторов количественно оценивающих уровень условий доступа к глобальным процессам.

К этой группе могут быть отнесены такие показатели, как:

‑ уровень тарифной защиты (соотношение величины импортных тарифов на продукцию отрасли в стране к аналогичным мировым показателям), оценивающий степень легкости продвижения отечественных товаров на мировой рынок;

‑ коэффициент выравнивания цен (сопоставление динамики цен на однородные группы товаров в стране с мировыми тенденциями);

‑ уровень гармонизации национальных стандартов с международными (доля от общего количества действующих национальных стандартов гармонизированных с международными). Характеризует соответствие отечественной продукции параметрам, которые предъявляет мировое сообщество к качеству, экологичности и безопасности товаров.

Выводы

Таким образом, для количественной оценки уровня и интенсивности вовлечения определенной отрасли национальной экономики в глобализационные процессы целесообразно использовать три группы индикаторов: уровня торговой глобализации, уровня финансовой глобализации и уровня условий доступа к процессам глобализации.


Источники:

1. Буценко І.М. Показники оцінки процесу еконо мічної глобалі зації /І.М. Буценко, Ю.В. Ілясова // Экономика Крыма. – 1011. – №1(34). – С.498-501.
2. Горбатов В.М. Глобализация производства и рынков сбыта продукции / В.М. Горбатов // Научно-технический сборник. – № 62. – С. 219-225.
3. Hout T., Poster M. E., Rudden E. How Global Comanies Win Out? / T. Hout, M.E. Poster, E. // Rudden Harvard Bussiness Review, вересень-жовтень 1982 р. – С.98-108.
4. Ohmae K., Triad Power: The Coming Shape of Global Competition. Free Press, 1985. – C.17-19.
5. Cоколенко С.І. Глобалізація і економіка України / С.І. Cоколенко. – К.: Логос, 1999. – 568 с.
6. Крамарева О.М. Зовнішньоекономічна діяльність в Україні: аналіз і стратегія розвитку / О.М. Крамарева // Теорія та практика державного
управління. – №1(32).
7. Шергін С. Сучасний вимір глобалізації: концепції і реальність / С. Шергін // Світогляд. – 2008. – №4. – С.26-33.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:09:33