Innovations in the System of Continuing Education: Current Challenges

Насибян С.С.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 12 / June, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Nasibyan S.S. Innovatsii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: sovremennye vyzovy // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2012. – Tom 13. – № 12. – S. 116-122.

Abstract:
The paper considers modern trends in education in the field of finance and banking. It analyzes new requirements for faculty as defined in the Strategy of Innovative Development of the Russian Federation until 2020, features of standardization and certification, applicable with respect to specialists in the field of banking and accounting.

Keywords: standardization, certification, Russian educational system, faculty



Глобальный кризис, болезненно сказывающийся на экономике России, в том числе, на устойчивости банковского сектора, выдвинул новые требования к подготовке специалистов, обладающих такими качествами, которые позволили бы инициировать выдвижение новых идей и прорывных новаторских предложений для работы, в том числе в зоне неустойчивого развития.

Ключевым фактором качественного роста экономики признана система воспроизводства интеллектуального капитала. Тот путь, по которому правительство предлагает пойти российскому обществу, предполагает грандиозный поворот от акцента на экспорт сырья к максимально возможной инновационной деятельности каждого члена общества.

Для образовательной сферы это означает:

– предложение обществу новых методов мотивации к знаниям, приобретению нового понимания инструментов управления экономическими отношениями и бизнесом;

– модернизацию методологических принципов, моделей, и институтов развития системы непрерывного образования, модернизацию учебного процесса, внедрение прогрессивных образовательных технологий;

– формирования новой педагогической культуры, перестройки сознания всех участников образовательного процесса.

Несмотря на отставание темпов модернизации российской образовательной системы от реальных потребностей современной науки и производства, в настоящее время сформированы некоторые предпосылки для инновационных сдвигов в образовании. Начался процесс модернизации образования в соответствии с Болонской декларацией (Болонская декларация была подписана 19 июня 1999 г., и эту дату принято считать началом Болонского процесса, выражающегося в сближении и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. – Прим. ред.). С 2011 года система образования перешла на двухуровневую подготовку специалистов по программам высшего образования: бакалавров и магистров.

Вместе с тем, по оценкам экспертов, уровни разработанности основных направлений политики образования и темпы проведения соответствующих реформ по европейским странам, подписавшим Болонское соглашение, существенно различаются. Далеко не все страны подробно разработали национальные стратегии обучения в течение всей жизни, национальные квалификационные рамки, систему валидации (признания) результатов неформального и информального обучения, привели национальные приоритеты в соответствие ключевым показателям развития образования в Европе.

Новшества в системе образования, предусмотренные Стратегией

инновационного развития РФ до 2020 г. Главный принцип воспроизводства человеческого капитала заключается в непрерывности образования. Для формирования целостной системы непрерывного образования Стратегией инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. [1] предусмотрен целый ряд существенных новшеств. Среди них: обеспечение ключевых российских вузов глобально конкурентоспособными профессорско-преподавательскими кадрами (в том числе, приведения уровня оплаты и условий труда к уровню международных стандартов за счет повышения нормативов финансирования образовательных программ из средств федерального бюджета). При этом отбор вузов предполагается осуществлять на конкурсной основе с учетом наличия в них профессорско-преподавательского состава с подтвержденной международной публикационной активностью.

Будут изменены принципы формирования профессорско-преподавательского состава и руководства, научного и управленческого состава вузов. Так, будет введена контрактная основа зачисления на работу по категориям персонала. С учетом международной публикационной активности претендентов будут введены дополнительные надбавки к оплате труда преподавателей. Кроме того, предусмотрена подготовка нового поколения управленческих кадров в высшем образовании как в ведущих международных университетах и их долгосрочные стажировки, так и в Центре подготовки управленческих кадров в сфере образования (на уровне магистратуры и аспирантуры) с участием представителей ведущих зарубежных вузов. В связи с развитием международной интеграции повышены требования в образовательных программах знаний по иностранным языкам.

Предусматривается также создание регулярно обновляемых рейтингов вузов на основе стандартизированного тестирования выпускников образовательных программ. Вузам, не обеспечивающим должное качество подготовки, будет отказано в государственном финансировании аспирантуры и магистратуры. На основе стандартизированного экзамена, аналогично GRE subject test (индикатора качества подготовки специалиста), признаваемого во многих странах, будет осуществляться прием в магистратуру. С внедрением практики проведения профессиональных экзаменов ассоциациями представителей профессионального сообщества будут повышены требования к присуждению профессиональных квалификаций и допуска к профессии по ряду специальностей и видов деятельности.

Стандартизация и сертификация

В соответствии с требованиями мировой экономики, которые нашли отражение в международном стандарте качества ISO 9001:2000, широкое распространение в мире получает сертификация. Как инструмент регулирования качества продукции и услуг он позволяет интегрироваться в инновационные процессы, мировые процессы поставки продукции и услуг. Применительно к банкам в соответствии с требованиями к кредитным организациям «Базель-2» и стандартами МСФО целью сертификации является обеспечение заданного качества услуг с использованием единых методов расчета рисков, повышения организованности и ответственности персонала и руководства бизнес-структур. Требования к сертификации становятся универсальными и обязательными как для финансово-банковского сектора, так и для потребителей кредитных и инвестиционных ресурсов в реальных секторах экономики. Стандарты качества сегодня распространяются на все сферы деятельности, включая сферу управления (в том числе госаппарат).

В России существуют две разновидности сертификации: обязательная, устанавливаемая государством как средство контроля безопасности какой-либо продукции, и добровольная, рассматриваемая производителем как средство повышения конкурентоспособности своей продукции. Механизм сертификации в соответствии с Законом РФ от 10.06.1993 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (Указанный закон утратил силу с 30 июля 2003 г., взамен него введен действующий сейчас Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», статьи 25 и 26 которого так же определяют сущность и систему организации обязательной сертификации. – Прим. ред.)предполагает создание системы сертификации, включающей совокупность участников сертификации (создатели системы сертификации, органы по сертификации, производители продукции, исполнители услуг) и правил, установленных в этой системе (положений, осуществляющих регулирование и координацию всех сторон деятельности данной системы).

Существование целого ряда финансовых операций, требующих обеспечения безопасности их выполнения, обусловливает полезность расширения процедуры сертификации. Анализ практики банковской деятельности показывает, что в России тестирование и сертификацию проходят программные продукты, обслуживающие различные сегменты финансового рынка (РОС – СВИФТ). В выдаваемом сертификате указывается перечень банковских операций, на которые он распространяется (платежи, форексные и иные сделки на денежном рынке, документарный бизнес, операции с ценными бумагами и др.). Сертификацию криптографической защиты информации осуществляет Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). Ассоциация российских банков создает аттестационные центры, аккредитованные в системе лицензирования и сертификации ФАПСИ, с целью оказания помощи в получении соответствующего сертификата. Однако возможно и создание разными организациями параллельных и конкурирующих между собой процедур. Способом избежать дублирования может стать унификация и стандартизация требований.

Международная сертификация специалистов в области банковского дела и бухучета

Большой популярностью в банковском сообществе пользуются специалисты, обладающие сертификатами АССА (ACCA (от англ. Association of Chartered Certified Accountants) – Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров – сертификация в сфере бухучета и финансов, имеющая международное признание. – Прим. ред.). Для получения сертификата необходимо сдать более десятка экзаменов.Серьезные трудности у российских бухгалтеров в получении сертификатов АССА связаны с недостаточным владением иностранным языком и ограниченностью финансовых возможностей.

В результате только единицы российских бухгалтеров прошли все испытания и именуются АССА, СРА, СА. Подавляющее большинство, пройдя обучение по продукту АССА, получают диплом по международным стандартам финансовой отчетности (DiplFRS). Единственная русскоязычная программа, имеющая международный статус – это CIPA (Certified International Professional Accoutant — сертифицированный международный профессиональный бухгалтер). Несмотря на международный статус, она является и российской, поскольку носителями ее являются семь ведущих профессиональных организаций, входящих в Евразийский совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов, объединяющий 24 ассоциации из 9 стран СНГ. Отметим, что стоимость обучения на этой программе, существенно ниже стоимости других.

В России с 1999 года началась подготовка и сертификация за рубежом экспертов международной категории А1, что необходимо для формирования национального института независимых экспертов, способных самостоятельно решать задачи гармонизации СМК в соответствии с требованиями ISO 9001, 19001 и технических регламентов.

Завершается обучение вручением сертификатов, подтверждающих компетентность персонала в соответствии со стандартом ISO 17024 (с аккредитацией в странах ЕС и Швейцарии).

Учитывая глобальные тенденции, необходимо создание российской инфраструктуры подготовки сертифицированных специалистов. Для функционирования системы сертификации банкиров предлагается разработать целый ряд регламентирующих документов:

– положение о профессиональной сертификации специалистов банков (с определением цели, задач, ожидаемых результатов);

– технический регламент сертификации, включающий правила, процедуры, сроки и периодичность сертификации, основания для проведения сертификации, условия сертификации (матрицы компетенций, квалификационные требования к специалистам, стандарты и правилах контроля);

– требования к претендентам (наличие диплома о высшем образовании, профессиональные сертификаты в финансовой сфере, публикации в профессиональных изданиях по направлению деятельности);

– требования к учебно-методическому сопровождению и организационно-техническому обеспечению (наличие каталога программ обучения;

– программы сертификационных экзаменов, оценочных инструментов: тестов, критериев отбора экзаменаторов и лиц, ответственных за организацию и проведение сертификации).


Страница обновлена: 01.05.2024 в 06:08:35