University as Element of Market Economy

Ханкишиева М.С.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 12-1 / December, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Khankishieva M.S. Vuz kak element rynochnoy ekonomiki // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2011. – Tom 12. – № 12. – S. 102-105.

Abstract:
The article looks upon the place of universities within the system of market economy, i.e. their role in the economic and academic research training of specialists for the sake of accelerating economic growth and raising efficiency of the economy. In this connection, the writer emphasizes the importance of interrelations between academic research and practical knowledge, so that training shall correspond to the current level of science and technology.

Keywords: innovative development, quality of training, social and economic efficiency, university education, effective application of knowledge, general education



Эффективность экономического развития страны по рыночному пути зависит не только и не столько от накопления материальных благ, сколько во многом и от состояния кадрового потенциала, профессиональной технической, экономической и научной подготовки специалистов. Как следствие, следует рассматривать высшую школу, с одной стороны, как институт государства, с другой стороны – как институт рыночной экономики, который обеспечивает непрерывный выбор образовательных услуг, осуществляя, тем самым, взаимосвязь между рынками квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы и рынком образовательных услуг.

Целью такой взаимосвязи является постоянное пополнение рынка специалистов, который играет существенную роль для рыночной экономики благодаря концентрации необходимых по качеству и количеству трудовых ресурсов в местах эффективного и прибыльного приложения капитала. Как отмечено в «Законе об образование Азербайджанской Республики», у современного специалиста должно формироваться умение овладевать высоким интеллектуальным уровнем и способностью к практической работе, осваивать новые технологии и быстро ориентироваться в потоке информации [1]. Спрос же на специалистов обладает тенденцией роста, тем более на тех, которые обладают методологической, прогностической и информационной грамотностью, так как в современных условиях происходит перемещение акцента с трудоемких процессов на наукоемкие.

Таким образом, ВУЗ является неотъемлемым звеном на пути формирования высококвалифицированных специалистов. Пользуясь рынком неквалифицированной рабочей силы, он обеспечивает занятость части молодежи, привлекая абитуриентов и проводя всевозможные курсы повышения квалификации и переквалификации для населения. ВУЗ обеспечивает функционирование элементов рынка услугами, не создавая при этом материальных ценностей и, в тоже время, сам является производителем и потребителем. Эта двоякая сущность определяет роль ВУЗа как одного из элементов рыночной экономики, образующего и поддерживающего рыночные отношения.

Как всякая составляющая рынка, высшая школа требует постоянного обновления. Но содержание образования – такая категория, которая имеет свойство стареть, становиться неактуальной и, при этом, не отвечать изменяющимся запросам личности, общества и государства. Поэтому постоянное обновление содержания образования является существенным моментом, определяющим его качество.

Переход от познаний к профессиональным знаниям и умениям

В настоящее время рынок труда ощущает дефицит в квалифицированных экономистах, обладающих знаниями, умениями и опытом прогнозирования развития рыночных отношений, подготовки и обоснования комплексных социально-экономических решений в экстремальных ситуациях, владеющих логистикой и способами математического моделирования экономических систем. К тому же, рынок выдвигает принципиально новые требования к организации и содержанию подготовки и переподготовки специалистов по менеджменту, маркетингу, финансам, экономике и моделированию процессов и систем.

Таким образом, главная задача ВУЗов, готовящих специалистов различного профиля по экономическим вопросам, состоит в обеспечении роста человеческих качеств личности, профессионализма, способностей и талантов; и возможности способствовать повышению спроса на профессиональный и высококвалифицированный труд экономистов, финансистов, аудиторов, менеджеров и др.

Решая задачу такого уровня, нельзя оставить в стороне вопрос, касающийся того, что за время обучения в ВУЗе у студента часто остается не сформированным представление о глубинной сути своей будущей профессиональной экономической деятельности, истинного смысла и весомости той или иной изучаемой дисциплины.

Основной проблемой любого профессионального образования является переход от учебно-познавательной деятельности студента к овладению профессиональными знаниями, формирующими специалиста. Другими словами, это проблема перехода познавательных мотивов в профессиональные, так как именно мотив является конструирующим признаком деятельности. Данная проблема должна найти свое отражение в содержании обучения, которое проектируется не как учебный предмет, а как предмет учебной деятельности, последовательно трансформируемый в предмет профессиональной деятельности. Одной из причин нарушения такой трансформации является изучение достаточно большого количества дисциплин никак не связанных между собой методологически. Поэтому, возникает проблема разработки идеи перехода от дисциплинарной к системной модели содержания обучения.

Ориентация на развитие творческой индивидуальности студента

В данном случае, основой учебного процесса должна стать образовательно-профессиональная программа в целом. Это позволит создать новое поколение междисциплинарных учебных комплексов, которые повлекут за собой понимание и видение в целостном представлении динамически развивающуюся модель или структурную схему своей будущей профессиональной деятельности. Что, в свою очередь, выступит в качестве мотивирующего фактора по отношению к изучаемым дисциплинам.

Система профессионально-подобных ситуаций позволяет студенту (в имитационных моделях) выходить за рамки объективных значений той или иной задачи, соотносить почерпнутую из учебных текстов информацию с профессиональными ситуациями, благодаря умению, выработанному в процессе обучения в ВУЗе. Студент использует это в целях осуществления собственных практических действий и поступков, благодаря чему информация превращается в знание, адекватно отражающее профессиональную деятельность.

Таким образом, имеем дело с системой, обладающей свойством эквиваленции: студент получает возможность увидеть смысл и весомость той или иной изучаемой дисциплины в свете своей будущей профессиональной деятельности, а само представление об этом будущем выступает в качестве фактора, управляющего процессом обучения.

Кроме того, обучение в ВУЗе должно обеспечивать как профессиональное, так и личностное развитие специалиста, и быть ориентированным на формирование его творческой индивидуальности.

Таким образом, технология учебного процесса в высшей школе должна быть направлена на развитие личности специалиста, ее творческих способностей. Для достижения этих целей можно использовать широкую систему разноуровневых творческих заданий, исследовательских проектов, анализ, в нашем случае, экономических явлений и ситуаций, прогнозирование развития рыночных отношений, моделирование различного рода ситуаций и др.

Обучение и научно-технический прогресс

Между тем весь опыт передового современного высшего образования показывает, что ведущим методологическим принципом качественной подготовки специалистов является сочетание базового (единого для всех) и вариативного компонентов в содержании обучения.

Обеспечение усвоения фундаментальных базовых знаний, которые необходимы каждому специалисту, независимо от специализации, отводится базовому компоненту. На его основе создается плодотворная почва для удовлетворения потребностей личности в углублении, расширении и специализации подготовки с учетом индивидуальных особенностей.

Вариативный компонент дает возможность личности в расширении путей профессионального и личностного развития, а также творческих способностей и индивидуальности. При этом только единство базового и вариативного компонентов в содержании обучения может обеспечить качественную подготовку специалистов.

Бесспорным является тот факт, что при осуществлении вузовского образования, решение проблемы улучшения качества, повышения активности и обеспечения индивидуализации обучения в высшей школе, достижимо лишь на основе целенаправленного органического применения современных технологий. Нельзя недооценивать информационные возможности и быстродействие современного компьютера в отношении создания неограниченного простора для педагогического творчества преподавателей, позволяя модернизировать старые и внедрять новые технологии и формы обучения.

При реализации концепции системного высшего экономического образования следует отвести достойную роль тенденциям развития научно-технического прогресса. Ускоряющийся процесс формирования и накопления человечеством новых знаний – базы развития науки, техники и права; проблемы управления на основе широкого использования коммуникационных сетей и новых информационных технологий; инновационные тенденции во всех отраслях экономики; высокая динамичность производства, его технологическая обновляемость с учетом спроса потребителей и пр. должны найти отражение в содержании обучения.


Страница обновлена: 17.05.2024 в 15:14:40