Изменение цены товара под воздействием асимметрии информации

Голиков Ю.А., Сульгина Л.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (189), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Голиков Ю.А., Сульгина Л.Ю. Изменение цены товара под воздействием асимметрии информации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 8. – С. 142-146.

Аннотация:
В статье на примере рынка подержанных автомобилей рассмотрено изменение их цены под воздействием асимметрии информации.

Ключевые слова: интернет, цена товара, рынок подержанных автомобилей



В конце XX – начале XXI вв. информация стала превращаться в определяющий фактор экономического развития национальных хозяйств наряду с такими классическими факторами, как земля, труд, капитал и предпринимательство [1]. Именно информация дает ответ на три главных вопроса экономической теории [2]:

1. Что производить? (потребности).

2. Как производить? (ресурсы и технология).

3. Для кого производить? (блага и их применение).

К этим вопросам сегодня следует добавить еще один:

4. Куда девать отходы? (утилизация) (см. рис. 1 ниже).

Асимметрия информации

Информация (Information) «IN» как фактор производства, обеспечивающий кругооборот ресурсов и благ (см. рис.1), включает в себя четыре вида знаний:

– технические;

– мотивационные;

– организационные;

– социальные.

При принятии решений экономическими субъектами (домашним хозяйством, предпринимателем, государством, заграницей), одна из сторон любой сделки, как правило, владеет более полной информацией о предмете сделки, по сравнению с другой, то есть имеет место асимметрия (аsymmetric) информации [3]. Обладание полной информацией экономическим субъектом повышает его уверенность в правильности выбранного варианта и стимулирует его последующие шаги по практической реализации этого решения. Неполнота информации, напротив, приводит к ошибкам и потерям материальных ресурсов экономического субъекта [4].

Рис. 1. Схема удовлетворения потребностей

Спекулятивный мотив продавца

Психологической подоплекой асимметрии информации при ее купле-продаже на рынке является спекулятивный мотив продавца – продать только часть своих знаний о предмете сделки, оставив себе хотя бы маленькую долю информации для продажи ее дороже в будущем.

Абсолютную асимметрию информации «DIN» можно определить как разность между объектом знаний о товаре или услуге продавца (seller) «INS» и покупателя (customer) «INC»:

(1)

Но в общем случае, такое определение трудно использовать, поскольку в разных сделках между продавцом и покупателем используется разная информация, которая измеряется в единицах, соответствующих предмету сделки. Специалисты по информационным технологиям обычно применяют в качестве единицы информации бит (двоичный код), но для покупателя важна конкретная и полная информация об интересующем его предмете. Поэтому в качестве единицы измерения асимметрии информации лучше использовать относительный (relative) показатель:

(2)

Ярким примером асимметрии информации является рынок подержанных автомобилей [5]. Продавец подержанного автомобиля, безусловно, знает о его достоинствах и недостатках гораздо больше, чем покупатель, но стремиться подчеркнуть достоинства своего товара и скрыть его недостатки. При этом он завышает его цену относительно действительной на «DPS». Покупатель подержанного автомобиля имеет меньше информации о технических характеристиках товара, и поэтому он проигрывает в цене на DPC = DPS.

Асимметрия информации и цена товара

В простейшем случае можно считать изменения в цене товара (в рассматриваемом случае подержанного автомобиля) прямо пропорциональными асимметрии информации, то есть:

, (3)

где:

a – стоимость 1% утаенной продавцом от покупателя информации.

Графически зависимости DPS и DPC от DINr представлены на рис. 2 (см. на с. 145).

Поскольку любой покупатель может увеличить объем своей информации через интернет, то угол наклона линий DPS (DINr) и DPC (DINr) уменьшается: αi < αr (пунктирные и сплошные линии на рис. 2).

Поэтому все потребители стремятся вначале «скачать» максимум информации об интересующем их предмете сделки с интернета, а затем уже приобретать ее на рынке.

Так как для каждого экономического субъекта (j) величина «DINrj» разная, то завышение цены информации для разных покупателей будет сугубо индивидуальным.

В этом случае выручка продавца (total revenue) «TR» возрастает на величину:

(4)

где n – число покупателей информации.

Информация, в отличие от обычного товара, обладает положительным для ее производителя свойством: она не убывает при ее передаче потребителю. Из уравнения (4) видно, что чем выше степень асимметрии информации DINrj, и, чем больше количество покупателей, тем значительней выручка продавца. Но на число покупателей оказывает сильное влияние время, так как информация обладает и отрицательным качеством – она быстро устаревает. Поэтому каждый продавец информации стремится быстрее продать ее большему количеству покупателей.

Рис. 2. График зависимости DPS и DPC от DINr

Вывод

Поскольку в реальной действительности асимметрия информации присутствует всегда, это означает, что равновесие спроса и предложения на конкурентном рынке благ очень кратковременно из-за непрерывного изменения цен под влиянием переменного потока информации.


Источники:

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, и культура. – М.: Госуниверситет ВШЭ, 2000. – 561 с.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: учебник. – Т.1. – СПб.: Эк. школа, 1999. – 348 с.
3. Стиглиц Дж. Ревущие девяностые. Семена развала. – М.: Современная экономика и право, 2005. – 511 с.
4.Сапир Ж. Экономика информации: новая парадигма и ее границы // Вопросы экономики. – 2005. – № 10. – С. 4–24.
5. Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // THESIS. – 1994. – вып. 6. – С. 91–104.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:18:36