Государственное регулирование рынка труда в посткризисных условиях (на примере Кемеровской области)

Степин Е.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-1 (187), Июль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Степин Е.И. Государственное регулирование рынка труда в посткризисных условиях (на примере Кемеровской области) // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 7. – С. 126-130.

Аннотация:
Публикация дает представление о влиянии мирового финансово-экономического кризиса на состояние рынка труда Кемеровской области и результатах реализации Программ дополнительных мероприятий по содействию занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2009 – начале 2011 гг.

Ключевые слова: рынок труда, Кемеровская область, государственное регулирование рынка труда, безработица, занятость, опережающее обучение



Значительную роль в адаптации отечественного рынка труда к последствиям мирового финансово-экономического кризиса сыграли территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости. Повсеместно были разработаны и внедрены в жизнь Программы по снижению напряжённости на рынке труда.

Усилия регионов

В начале 2009 года, когда значительное количество работников предприятий находилось под риском увольнения, в Кемеровской области была введена программа дополнительных мероприятий по содействию занятости населения, которые были нацелены на снижение напряженности на рынке труда [1]. 2010 год характеризовался стабилизацией в экономике. Значительная часть предприятий области вышла из режима неполной занятости и начала работать в нормальном режиме. Реализация мероприятий по опережающему обучению в 2010 году была направлена на поддержку тех организаций, которые находились еще в кризисном состоянии [2].

Реализация в 2011 году «дополнительных мероприятий» ориентирована на посткризисное развитие экономики в части повышения качества и профессиональной мобильности рабочей силы, эффективного использования трудовых ресурсов в условиях перехода на инновационный путь развития.

Известно, что наиболее сложной всегда является ситуация в монорегионах. Однако и здесь имеются некоторые позитивные изменения. Согласно оперативным данным Департамента труда и занятости населения Кемеровской области на начало 2011 года процент безработных граждан от всего трудоспособного населения в южной столице Кузбасса составил 1,5 процента или 5 447 человек. Это один из лучших показателей в области. Лучше только в г. Кемерово. Здесь аналогичный уровень оставляет 1,4 процента или 4 812 жителей столицы Кемеровской области1.

В 2011 году в области планируют провести переобучение медицинских работников, которые трудятся в медучреждениях, попадающих в программу модернизации здравоохранения. Здесь уже даже конкретные цифры обозначены. На переобучение 85 медиков в течение 2011 года потратят 2,6 миллиона бюджетных рублей.

Адресная поддержка занятости населения

Объемы и структура профессионального обучения определяются текущим спросом и предложением на рынке труда. Наиболее высокая потребность в рабочих кадрах сегодня сложилась в строительстве, в производственной сфере, в сельском хозяйстве. В настоящее время перечень профессий, по которым обучаются безработные граждане, включает в себя более 100 наименований. Повышенным спросом среди безработных граждан пользуются такие профессии как водитель автомобиля, водитель БелАЗа, бухгалтер, оператор ЭВМ, электрогазосварщик, повар, парикмахер и т.д.

Одной из актуальных задач, которую нам предстоит решить в 2011 году – организация профессиональной подготовки и переподготовки по профессиям, на которые работодатели предполагают привлекать иностранцев. Программа еще формируется, мы предполагаем, что на замещение будет подготовлено около 1,5 тыс. человек – по различным профессиям строительного профиля, водителей, дорожных рабочих, швей и ряд других.

В 2011 году государство продолжит компенсировать расходы кузбассовцев, решивших переехать в другой регион с целью трудоустройства, в частности, на наем жилья и проезд. В 2009 году 236 жителей Кемеровской области трудились вне мест постоянного проживания. Переезжали в другие территории области, а также за ее пределы: на Сахалин, в Красноярский, Краснодарский край, Иркутскую, Новосибирскую область и другие регионы России. В 2010 году адресную поддержку из средств федерального бюджета на трудоустройство в другой местности получил 221 человек. Всем оплачена дорога до места работы и обратно, суточные – 100 рублей в день, проживание по месту трудоустройства сроком до 3 месяцев из расчета до 550 рублей в сутки.

Государство продолжит выделять субсидии по 58,8 тыс. рублей на открытие собственного дела и каждое созданное рабочее место для безработного гражданина.

Направление "Содействие трудоустройству инвалидов" – новое, включено в адресную целевую программу "Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда" в 2010 году. Работодателям, которые трудоустраивали инвалидов в 2010 году, возмещались средства, затраченные на оснащение рабочего места в размере до 30 тысяч рублей из федерального бюджета и, в соответствии с решением губернатора, до 30 тыс. – из средств областного бюджета.

Поддержка бизнеса

Поддержка работодателей по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов продолжится и в 2011 году. При этом размер возмещения работодателю затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специализированного рабочего места для незанятого инвалида увеличится до 50 тысяч рублей из средств федерального бюджета.

Новой мерой поддержки является возмещение работодателю затрат на оснащение рабочего места для развития надомной и дистанционной занятости для многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Предусматривается возмещение работодателю затрат из средств федерального бюджета в размере не более 50 тысяч рублей за одно рабочее место.

Нельзя обойти и проблему размера пособия по безработице. Очевидно, что он, с одной стороны, не должен позволять человеку быть иждивенцем, а стимулировать к поиску к работу, а с другой, всетаки должен обеспечивать хотя простое воспроизводство потенциальной рабочей силы. В настоящее время пособие по безработице недостаточно.

Размер пособия по безработице не изменялся с 1 января 2009 года. Гражданам, которые перед увольнением в течение года отработали не менее 26 календарных недель, пособие устанавливается в процентном отношении к среднему заработку и выплачивается в течение 12 месяцев, после полугодового периода невыплаты они могут рассчитывать только на минимальное пособие по безработице.

В 2010 году большая часть безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в службе занятости населения Кемеровской области (43,5% или 22,8 тыс. человек), имела минимальное пособие (1105 рублей) из общей численности – 52,5 тыс. человек, а максимальное пособие по безработице (6370 рублей) получало 23,5% – 12,3 тыс. человек.

При этом средний размер выплачиваемого пособия в октябре составлял 3024 рублей, тогда как среднемесячная заработная плата по Кемеровской области за этот же период – 17 тысяч 849,3 рубля.

В связи с тем, что размер пособия не менялся с 1 января 2009 года, говорить о том, что выплата пособия лишает людей стимула искать работу – не совсем правильно. Решать эту проблему необходимо на уровне работодателей и качества предоставляемых ими рабочих мест. Ведь увеличение оплаты труда на конкретных рабочих местах будет привлекать работников, и они с большим удовольствием будут идти на работу, а не сидеть на пособие по безработице.

Выводы

В целом реализация Программ по снижению напряженности труда Кемеровской области в 2009 и 2010 гг. свою задачу выполнила. Однако необходимо отметить, что, несмотря на широкий выбор мероприятий Программы, основными по охвату участников являлись общественные работы и временное трудоустройство.

Повышение внимания Департамента труда и занятости населения Кемеровской области, а также Центров занятости населения Кемеровской области к другим мероприятия Программы – опережающему профессиональному обучению работников, стажировке выпускников учреждений профессионального образования, содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости и другим, позволит значительно повысить эффективности государственного регулирования рынка труда.


Источники:

1. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 17 февраля 2010 г. № 69 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.02.2009 № 53 «Об утверждении адресной целевой программы «Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2009 год»».
2. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 24.12.2009 г. № 510 «Об утверждении адресной целевой программы «Дополнительные мероприятия по содействию занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Кемеровской области, на 2010 год»»

Страница обновлена: 29.03.2024 в 10:08:24