State Support for Industrial Enterprises and Innovation Development

Азитов Р.Ш., Азитова Г.Ш.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 5-2 / May, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Azitov R.Sh., Azitova G.Sh. Gospodderzhka promyshlennyh predpriyatiy i innovatsionnoe razvitie // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2011. – Tom 12. – № 5. – S. 33-38.

Abstract:
What factors affect competitiveness of a modern industrial enterprise? What are the features of state regulation for industrial enterprises and what should be the state influence on the competitive environment in the context of innovative development? What issues should be considered when preparing a program of technical re-equipment of industrial enterprises? You will find the answers in the article.

Keywords: government regulation, competitive factors, market economy, macroeconomic instability, support for industrial production



Современная государственная политика в области развития конкурентных рынков сталкивается с множеством проблем, среди которых:

– необходимость формирования оптимальной конкурентной среды в короткие сроки;

– слабая проработанность современных систем мониторинга конкуренции;

– отсутствие адекватных статистических индикаторов;

– активное развитие экономических процессов и др.

Факторы конкурентной среды предприятий

Факторами, определяющими конкурентоспособность, являются:

– наличие договоренности между конкурентами о ценах и размерах рынка (в настоящее время промышленные предприятия предпочитают вытеснять конкурентов, а не договариваться с ними);

– общий объем транспортных расходов (наибольшее отрицательное влияние на конкуренцию транспортная составляющая издержек имеет в промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и металлургической отраслях);

– курс национальной валюты;

– степень концентрированности производства;

– возможность максимального удовлетворения потребительского спроса;

– наличие избыточных производственных мощностей, уровень инновационности производства;

– поиск новых поставщиков и потребителей (основным направление государственной политики в современных экономических условиях является формированием качественной информационной инфраструктуры на рынках и культуры ведения бизнеса);

– вход и выход с рынка;

– административная защищенность рынка;

– наличие прямых потенциальных конкурентов и др.

Неадекватная и несовременная оценка факторов, влияющих на промышленность, может оказать негативное влияние на формирующуюся российскую посткризисную рыночную экономику.

В этих условиях изучение реальных условий формирования конкурентной среды предприятий промышленного комплекса способно стать важной эмпирической составляющей для выработки мер экономической политики.

Исследование факторов, влияющих на конкуренцию, позволяет определить приоритеты конкурентной политики в российской промышленности, но при этом необходимо учитывать отраслевую принадлежность хозяйствующего субъекта.

Основы системы государственного регулирования промышленных предприятий

В период макроэкономической нестабильности российской экономики вмешательство государства в деятельность промышленных предприятий, выпускающих инновационную конкурентоспособную продукцию, должно быть сильным, жестким, масштабным; в условиях устойчивого развития рыночной экономики, а значит повышения степени свободы субъектов хозяйствования, вмешательство государства может быть слабым, мягким, избирательным.

Принципиальные основы системы государственного регулирования и поддержки промышленных предприятий должны формироваться с учетом ряда особенностей, к основным из которых, по нашему мнению, следует отнести:

– система государственного и политического устройства страны;

– специфика национальных традиций;

– особенности развития отдельных территориальных образований;

– состояние бюджетной системы;

– научно-технические приоритеты при выборе основных направлений государственного регулирования промышленного производства.

При этом обоснована необходимость совершенствования процессов научно-технического, экономического, организационного и информационно-консалтингового обеспечения по направлениям государственного регулирования и поддержки отечественных товаропроизводителей.

В табл.1 (см. на с. 36) приведены основ ные направления государственного регулирования и поддержки промышленного производства.

Таблица 1

Основные направления государственного регулированияи поддержки промышленного производства

Для формирования методики определения научно-технических приоритетов развития инновационного предпринимательства необходимо использовать системный подход, предполагающий единство государственного регулирования и поддержки инноваций на всех уровнях: на уровне государства в целом, на региональном уровне, на уровне отдельного инновационного предпринимателя. Методика определения научно-технических приоритетов развития инновационного предпринимательства должна использовать двухэтапную схему для усиления научно-производственных отношений, реновации производственно-технологической базы, развития рынка интеллектуальной собственности и активизация инфраструктурных преобразований, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата в стране за счет реализации государственной инновационной политики и содействия передовым технологиям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ прорывного характера.

Программы технического перевооружения предприятий

Создание инновационных предпринимательских структур с целью производства конкурентоспособной продукции представляют наибольший интерес для крупных предприятий, что связано с наличием сложной системы управления новшествами, ориентированностью на крупные проекты, возможностью получения высоких доходов.

Предложена программа, позволяющая обеспечить промышленным предприятиям необходимый рост доходов и прибыли на основе их возросшей конкурентоспособности по результатам технического перевооружения.

Организационно-методические проблемы построения программы (снижение конкурентных преимуществ, рентабельности и ликвидности), во многом объясняются недостатками существующей системы планирования, основные из которых, состоят в отсутствии и несоблюдении процедур своевременного выявления проблем, механизмов стратегического решения по развитию потенциала предприятия на основе технического перевооружения. В частности, снижение рентабельности часто является следствием отсутствия ранжирования мероприятий в области технического перевооружения, механизмов реализации и контроля инвестиций.

В рамках построения программы должно производиться согласование этапов освоения капиталовложений и привлечения источников их финансирования. В результате исследования теории и практики привлечения инвестиций в техническое перевооружение сформулированы предложения по совершенствованию процесса разработки и реализации программы (см.табл. 2 ниже).

Таблица 2

Предложения по совершенствованию процесса разработкии реализации программы технического перевооружения

Формирование и реализация программы привлечения средств под техническое перевооружение позволяет осуществить расчет необходимых объемов инвестиционных ресурсов, предложить алгоритм взаимодействия его участников при распределении привлеченных средств и контроле эффективности инвестиционных решений.

В современной экономике экономическая эффективность мероприятий в сфере технического перевооружения и дальнейшая концентрация капитала являются базой для научно-технического развития предприятий. В развитых странах оно осуществляется с помощью трех основных механизмов – рыночной конкуренции, корпоративного и государственного регулирования.

Элементы саморегулирования, самоорганизации, свойственные рыночным механизмам распределения ресурсов и формирования пропорций, позволяют экономике осуществлять самонастройку применительно к экономическому росту, научно-техническому прогрессу и определению объемов инвестирования.


Страница обновлена: 09.05.2024 в 02:33:13