Социальное содержание и условия экономической деятельности предприятий малого бизнеса в условиях эволюции факторов внешней среды

Лопухин В.Ю., Суворова В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-2 (178), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Лопухин В.Ю., Суворова В.В. Социальное содержание и условия экономической деятельности предприятий малого бизнеса в условиях эволюции факторов внешней среды // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 56-62.

Аннотация:
Экономическая деятельность предприятий малого бизнеса вовсе не является «вещью в себе», направленной исключительно на получение прибыли (явной, а чаще – неявной) хозяевами-эгоистами, озабоченными лишь собственными проблемами. В реалиях все гораздо глубже. Независимо от своих «хищнических» запросов и «грабительских» повадок, эгоцентризм, порождаемый в большинстве случаев (без иллюзий) низким уровнем морально-этических норм предпринимателей, в процессе практической деятельности (бизнес-процессе) ограничивается социально-экономическими реалиями, существующими в обществе. Об этом пойдет речь в статье.

Ключевые слова: малый бизнес, конкуренция, внешняя среда, эволюция, социально-экономические условия

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Социально-экономические условия влияют на все виды деятельности. Независимо от ее характера и масштабов. Предприниматель может привлекать наемную рабочую силу, либо обходиться без этого. В любом случае предпринимательская деятельность обставлена некими не только экономическими – как ошибочно полагают многие предприниматели – но и социальными условиями. Эти условия напрямую влияют на содержание деятельности предприятия и в определенной мере им формируются. Происходит это независимо от того, осознают ли это предприниматели или не осознают.

«Институт социальной ответственности хозяйственных организаций представляет собой совокупность норм, правил, процедур, организационных структур, обеспечивающих социально ответственное поведение бизнеса по повышению благосостояния и обеспечению социальных гарантий работников компаний, жителей территорий, где они осуществляют свою деятельность, общества в целом. Институционализация социальной ответственности хозяйственных организаций является общесоциологической закономерностью» [2].

Социально-экономическими условиями экономической деятельности предприятия управляют некоторые группы факторов, в первую очередь − внешних.

В первую группу факторов можно выделить условия, являющиеся следствиями конкуренции.

Следует отметить, что в малом бизнесе конкуренция всегда выше, чем в среднем, а в среднем – выше, чем в крупном. И это понятно: в бизнес-среде малого предпринимательства несовершенная конкуренция почти не встречается, а ее крайняя форма – монополия практически невозможна [3].

Несмотря на то, что конкуренция для предприятия малого бизнеса исходит из внешней среды, реагировать на нее приходится путем эволюций внутренней среды [5].

Первая группа условий социально-экономической деятельности, таким образом, неразрывно связана со внутренней средой предприятия.

Внутренняя среда предприятия представлена человеко-машинной средой (ЧМС), опорным компонентом которой является коллектив (человеческий фактор) предприятия.

Факторы рынка труда и человеческий потенциал

Нанимая рабочую силу, предприниматель вынужден следовать рыночным правилам, сложившимся в сфере занятости данного конкретного муниципального образования, в котором территориально расположено его предприятие. На конкретном рынке труда муниципального образования существуют определенные условия (экономические и социальные), отказ от следования которым, так или иначе, приведет к ликвидации бизнеса.

Проанализируем факторы, определяющие эти условия.

Во-первых, это покупательная способность сегмента потребителей, которым адресованы продукты (товары или услуги) производства рассматриваемого малого предприятия [1]. Она определяет потолок цен, выше которого продажи если и могут быть, то не более чем эпизодическими.

Во-вторых, это допустимый уровень издержек производства (в частности это и зарплата персонала).

В-третьих – приемлемость дивидендов для собственников капитала предприятия.

В-четвертых, важным фактором является уровень жизни населения муниципального образования.

В современных условиях главным фактором, определяющим конкурентоспособность предприятия как субъекта экономического действия, является располагаемый им человеческий потенциал [4]. Напомним себе, что источником добавочного продукта предприятия является его человеческий фактор. Очевидно, что если качество человеческого потенциала, используемого в производстве, не соответствует уровню технологического совершенства предприятия, оно разорится.

Вывод: квалификация наемного персонала должна строго соответствовать уровню технического совершенства предприятия, который год от года повышается [2].

Следовательно, нанимая персонал, предприниматель в случае следования давнему принципу «числом поболе, ценою подешевле» рискует получить персонал с человеческим потенциалом ниже, чем требуется для обеспечения производства [1].

Стоимость труда работника и мотивация предпринимателя при ее оплате

Работник определяет стоимость своего труда исходя из привычного уровня своих расходов (связанных не только с прямыми затратами на восстановление персональной способности к труду) и соглашаться на ее снижение не спешит. Расходы работника соответствуют качеству его труда, которому в свою очередь, соответствует качество жизни работника: его семья привыкла к определенному уровню жизни и снижать его не готова.

Поэтому современный наниматель боится скорее недоплатить, опасаясь, что качество труда приобретенного «по дешевке» не обеспечено требуемой квалификацией.

Но и платить больше, чем в среднем на рынке труда предприниматель не может. Превышение издержек над издержками конкурентов аналогичных товаров (услуг) приведет, как минимум, к уменьшению дивидендов инвесторов (и капитал перетечет в более комфортную сферу своего применения).

Таким образом, необходимо:

– во-первых, удовлетворение запросов общества в товарах (услугах) приемлемого уровня цены и качества;

– во-вторых, обеспечение достаточной прибыли на вложенный капитал его владельцам;

– в-третьих, справедливое вознаграждение работникам предприятия за использование их человеческого потенциала в качестве рабочей силы.

Налоги и «социальный пакет»

Следующим аспектом социального содержания деятельности предприятия малого бизнеса является уплата налогов, и в первую очередь – связанных с социальными выплатами.

Не менее важным аспектом социального содержания деятельности предприятий малого бизнеса является решение проблем занятости населения муниципального образования.

Еще одним аспектом социального содержания деятельности предприятий малого бизнеса является улучшение качества трудовой жизни людей труда непосредственно занятых на конкретном предприятии малого бизнеса. Улучшение социально-экономических условий труда подстегивает все та же конкуренция, в данном случае – за лучший персонал. Представим себе предприятие «А» и «Б». Если зарплата на обоих приблизительно одинакова [3], труженики будут стремиться предложить свою рабочую силу на предприятии, где лучше условия труда и где лучший так называемый «социальный пакет».

Ограничения

Весьма важной является роль малого предприятия в обеспечении так называемого многоступенчатого потребления. Доходы тружеников предприятия через собственные расходы и расходы членов их семей обращаются в доходы тружеников, удовлетворяющих потребности оплаченные «первой» ступенью. Аналогично происходит со «второй» и последующими ступенями.

Конкуренция оставляет на рынке муниципального образования только требуемое количество предприятий малого бизнеса. Обозначенная потребность в малых предприятиях определяется рынком под воздействием двух основных факторов.

Первый: сколько предприятий могут «прокормиться» сами.

То есть удовлетворить запросы индивидуального субъекта экономической деятельности в лице предприятия. Это состояние наступает через достижение некоего равновесия. С одной стороны, выступает достаточное количество (объем) продаж. С другой стороны – продажи должны быть на приемлемом уровне цен. Иными словами, издержки должны быть покрыты, при этом нормальная прибыль обеспечена.

Второй: сколько нужно предприятий чтобы «прокормить» других.

Это означает необходимость удовлетворить запросы коллективного субъекта экономической деятельности в лице муниципального образования в товарах/услугах, налогах и доходах.

Таково вкратце содержание социально-экономического воздействия предприятия на улучшение социально-экономических условий жизни населения по его территориальной принадлежности. Напомним: в качестве таковой для предприятия малого бизнеса выступает муниципальное образование.

Выводы

Внешняя среда для предприятия малого бизнеса многоступенчата и многообразна. Ближайшей выступает среда муниципального образования. Но муниципальное образование является субъектом в среде региона, регион является субъектом федерации, федерация выступает субъектом мировой социально-экономической среды. Соответственно, главный фактор мировой социально-экономической среды – конкуренция докатывается и до малого предприятия где-то в российской глубинке. Перечисленные факторы, действуют и на малое предприятие в России, и где-нибудь в Китае или Индии. Но там уровень жизни ниже. Следовательно – все вышеизложенное корректируется для российского предпринимательства с поправкой на эволюцию факторов внешней среды. Таким образом, логично выглядит утверждение: российское малое предпринимательство в опасности. Требуется разумный протекционизм.

[1] Продукция малых предприятий ввиду необходимости сокращения доли транспортных издержек в цене товара большей частью предназначена для удовлетворения потребностей жителей ближайшего из возможных рынков сбыта, поэтому с известной долей погрешности можно согласиться с позицией малого предприятия как актора на рынке муниципального образования.

[2] Но и не должна серьезно превышать его: микроскопом можно, конечно и гвозди забивать, но это будет недопустимо дорого.

[3] Вспомним предыдущие рассуждения


Источники:

1. Быченко Ю.Г. Управление развитием человеческого капитала: монография. − Саратов, Саратовский ГАУ, 2005 г. − 192 с.
2. Логинова Л.В. Социальный механизм институализации интересов субъектов экономического действия: теория, методология и практики функционирования: монография. − Саратов, Саратовский ГАУ, 2009. − 376 с.
3. Лопухин В.Ю. Перспективы развития малого предпринимательства в Россиин // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. – 2010. − № 135. − С. 118-124.
4. Овчинникова Т.И., Гончаров О.В., Хорева М.Г. Человеческий капитал как фактор экономического роста современного предприятия // Кадры предприятия. – 2005. − № 10 – С. 39-57.
5. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации. − М.: Маркет ДС, 2008. − 432 с.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 02:41:14