Influence of Banks with State Participation in the Authorized Capital on the Banking Service Market

Конягина М.Н.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 4-1 / April, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Konyagina M.N. Vliyanie bankov s gosudarstvennym uchastiem v kapitale na rynok bankovskikh uslug // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2011. – Tom 12. – № 4. – S. 138-143.

Abstract:
The article considers the results of a market research of banking services quality, as well as the question of the government influence on the banking market. The author describes the opinions of the Russian banks’ clientele and suggests the approaches to developing the banking market competition.

Keywords: competition, commercial bank, banking system, banking services, bank with state shares in theauthorized capital, market research



В современных условиях банки с государственным участием в капитале занимают треть рынка банковских услуг в России. Причем эксперты широкого круга деловых изданий убеждены в тенденции расширения круга их влияния. В июле-октябре2010 г. было проведено исследование государственного участия в капитале 20 крупнейших по размеру активов банков России и банков, учрежденных на территории Северо-Западного федерального округа. По данным Ассоциации банков Северо-Запада [2], на 1 октября 2010 г. банков, учрежденных на территории Северно-Западного федерального округа России, насчитывалось 36. Филиалы банков, учрежденных в иных регионах России и открывших филиалы на Северо-Западе России, не рассматривались отдельно. Необходимо отметить, что ни один из банков, учрежденных на территории Северо-Западного федерального округа Российской Федерации, не относится к двадцати крупнейшим банкам России. Одновременно все 20 крупнейших банков России учреждены на территории Москвы.

Государственный контроль банков и «эффективный рынок»

Из таблицы (см. на с. 139) видно, что государство сегодня участвует в капитале более трети крупнейших банков России (40%). При этом его участие в капитале региональных банков ниже более чем в 2 раза – 16,67%. Надо отметить, что чистую динамику анализируемых показателей представить пока нельзя, так как отечественные банки обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах лишь с 1 апреля2010 г. При этом некоторые банки не были в этом вопросе пунктуальны.

Таблица

Степень государственного участия в капитале 20 крупнейших банков России и банков, учрежденных на территории Северо-Западного федерального округа РФ, на 1 октября 2010 г.

Структура собственности
20 крупнейших банков России
Банки Северо-Запада
Итого из исследованных
Кол-во банков
Уд. вес в группе, %
Кол-во банков
Уд. вес в группе, %
Кол-во исследованных банков
Уд. вес, %
Высокая доля прямого или опосредованного участия государства
6
30,00
5
13,89
11
19,64
Невысокая доля прямого или опосредованного участия государства (до 20%)
2
10,00
1
2,78
3
5,36
Формальное отсутствие доли государства
12
60,00
30
83,33
42
75,00
Нет данных
0
0,00
0
0,00
0
0,00
Итого
20
100,00
36
100,00
56
100,00

Проанализировав полученные данные, а также информацию, публикуемую в СМИ, и перспективы применения новых норм закона [4], принятых в 2009 г., можно сделать вывод: основная тенденция последнего времени – это увеличение доли государственного участия в капитале коммерческих банков. При этом экономическая теория заявляет об обратнопропорциональной зависимости уровня конкуренции на рынке от степени влияния государства. Банки с государственным участием в каптале обладают рядом привлекательных характеристик для клиентов, что в кризисные периоды снижает конкурентный потенциал негосударственных банков. Поэтому текущая тенденция на российском банковском рынке может иметь следующие последствия. С увеличением доли в совокупном капитале банковской системы государство начинает влиять на хозяйственную политику всех экономических субъектов системы. Такая ситуация исключает возможность приведения рынка банковских услуг в состояние, называемое «эффективный рынок», когда ценовые параметры наиболее приближены к справедливым. Жесткое государственное регулирование рынка означает большую нагрузку на бюджет страны. Поэтому история развития денежно-кредитных систем развитых стран показывает их историческое стремление уйти от высокой степени государственного регулирования финансовых рынков.

Ухудшение качества банковского обслуживания

Банки с государственным участием в капитале перестают конкурировать друг с другом, так как их стратегия определяется политической волей. Государственные банки занимают свои сегменты на рынке, увеличиваются и вытесняют небольшие негосударственные банки. Причем деятельность банков с госучастием пересекается незначительно, так как их деятельность приобретает специализацию по определенным сегментам клиентов. Поэтому такие банки становятся партнерами, контрагентами, но не конкурентами. Негосударственные банки не могут конкурировать с госбанками и либо выбывают из конкурентной борьбы, либо занимают миноритарные позиции и оказывают крайне незначительное влияние на рынок.

Анализ мнения потребителей банковских услуг, проведенный через опрос 1215 респондентов из группы экономически активного населения возрастом от 21 до 65 лет в сентябре-октябре 2010 г., выявил интересные результаты. 68% респондентов высказали мнение, что качество банковского обслуживания за период кризиса ухудшилось.

Наиболее часто называемые параметры ухудшения качества банковского обслуживания (по мере убывания значимости) таковы:

1) вежливость и радушие при общении с клиентом;

2) ухудшение ценового параметра обслуживания;

3) снижение скорости обслуживания;

4) снижение чувства уверенности и защищенности при обслуживании в банке;

5) снижение информационной точности при обслуживании.

Также респонденты недовольны наличием коррупции в банках, сокращением кадров, проблемами с программным обеспечением, отсутствием денежных средств в кассах банков и банкоматах, плохо работающим оборудованием и дискриминацией по разным признакам.

Предлагаемые стратегические перспективы

Аналогичный опрос был проведен в декабре 2009 г. [3]. По сравнению с ним, параметры 4 и 5 остались неизменны. При этом в2009 г. в пятый параметр многие респонденты включали неточность в рекламе. В2010 г. респонденты отметили приемлемый уровень информационной точности рекламируемой о банках информации. Среди прочих параметров недовольства пользователей банковскими услугами в2010 г. появилась дискриминация клиентов. Отмеченный спектр дискриминации достаточно широк: от ценовой дискриминации и предпочтительного обслуживания по социальному статусу до дискриминации по половому признаку.

Сегодня у отечественных банков на первом плане стоит восстановление докризисных показателей: восстановление докризисного уровня рентабельности активов (ROA) и рентабельности капитала (ROE) для выплаты дивидендов и бонусов менеджерам. При этом в условиях сохранения здоровой конкуренции на рынке банковских услуг стоимость кредитования могла бы быть ниже, так как средства на межбанковском рынке за время кризиса подешевели. А поскольку повышение доли госучастия в капитале коммерческих банков снижает конкуренцию на рынке, ухудшается качество банковского обслуживания, негативно влияя на развитие экономики.

Несмотря на то, что антикризисные меры были понятны и оправданны на момент начала кризиса, сегодня государству для подъема экономики необходимо снижать свое влияние на банковскую систему.

Для этого мы предлагаем придерживаться следующих стратегических перспектив.

Во-первых, для повышения эффективности управления госдолей в капитале банков сконцентрировать госучастие в малом числе банков.

Во-вторых, снизить удельный вес госучастия в совокупном капитале коммерческих банков для повышения конкуренции на банковском рынке.

Меры по укреплению доверия клиентов к банкам разных масштабов

Банковское сообщество также должно развивать конкуренцию на финансовом рынке. Для этого банкам необходимо добиваться различия в операционных издержках, в результате чего финансовые компании с высокими издержками и их неоптимальной структурой не дополучают прибыль. Операционные издержки у крупных банков выше, что дает конкурентные преимущества небольшим банкам. Также необходимо поддерживать присутствие на финансовом рынке банков, занимающих разные его доли: несогласие других участников рынка лишает лидера сверхприбылей. Небольшие банки должны сменить стратегические ориентиры и найти свою специализацию, чем смогут занять прочные позиции на банковском рынке. Кроме того, необходимо активно развивать инфраструктуру банковского бизнеса: поддерживать принцип раскрытия информации и прозрачности через публичную отчетность и развитие системы рейтингов, создавать системы обучения менеджмента, аттестации и переаттестации независимых директоров, формировать четкую и справедливую систему финансовой ответственности собственников и менеджеров и прочее. Эти меры укрепят доверие клиентов к банкам разных масштабов и с разной структурой собственности.

Также совместные усилия банковского сообщества и законодательной власти должны быть направлены:

1) на совершенствование понятия «конкуренция на финансовом рынке» и определение границ финансового рынка, так как существующие в отечественном гражданском законодательстве понятие не соответствует современным технологиям банковского дела;

2) стимулирование раскрытия информации банками об услугах, географических регионах и крупных клиентах (в соответствии с МСФО (IFRS) 8);

3) применение методик определения степени монополизации финансового рынка.

В качестве основы для разрабатываемой методики можно принять индекс Херфинда-Хиршмана, методику О.П. Овчинниковой и Е.К. Самсоновой, а также адаптировать подход, предлагаемый МСФО(IFRS)8 [4].

Все вышеперечисленное поможет развить межбанковскую конкуренцию, что положительно отразится на условиях обслуживания клиентов в банках, а также будет способствовать восстановлению экономики в целом.


Страница обновлена: 06.05.2024 в 07:17:06