Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в России

Капустина Е.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Капустина Е.С. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 168-173.

Аннотация:
В статье рассмотрена методика оценки эффективности функционирования особых экономических зон (ОЭЗ) в России, содержащая исключительно количественные показатели, предоставляемые на конец отчетного периода. Предлагается методика расчета качественных показателей эффективности функционирования ОЭЗ в России, характеризующих окупаемость и место соответствующих проектов в российской экономике.

Ключевые слова: количественные и качественные показатели, оценка, особые экономические зоны, эффективность, объем производства, динамика экспорта

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Основными целями создания особых экономических зон (ОЭЗ) в России являются: развитие высокотехнологичных отраслей, обрабатывающих отраслей экономики, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы [1].

Показатели эффективности особых экономических зон

В настоящее время в сложившейся практике эффективность функционирования ОЭЗ в России определяется показателями, которые рассчитываются следующим образом.

1. Количество зарегистрированных резидентов ОЭЗ определяется как общее количество резидентов ОЭЗ, зарегистрированных в реестре резидентов ОЭЗ, за исключением хозяйствующих субъектов, лишенных статуса резидента ОЭЗ. Исчисляется в единицах.

2. Количество созданных рабочих мест в ОЭЗ определяется путем суммирования количества рабочих мест, созданных в ОЭЗ резидентами ОЭЗ, и количества постоянных рабочих мест, созданных в ОЭЗ иными хозяйствующими субъектами, не являющимися резидентами ОЭЗ. Исчисляется в единицах.

3. Объем частных инвестиций определяется путем суммирования инвестиций, осуществленных на территории ОЭЗ резидентами ОЭЗ и иными хозяйствующими субъектами, не являющимися резидентами ОЭЗ. Исчисляется в миллионах рублей.

Данный показатель включает в себя денежные средства, направленные резидентами ОЭЗ на проектирование, строительство, оборудование производственных корпусов, лабораторий, офисов, инженерно-технических сетей, объектов жилищного фонда и других объектов на территории ОЭЗ с учетом произведенных платежей за экспертизу, подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и иных платежей. Сюда включаются также денежные средства, направленные на строительство объектов на территории ОЭЗ хозяйствующими субъектами, не являющимися резидентами ОЭЗ (за исключением объектов, финансирование строительства которых осуществляется за счет бюджетных средств).

4. Объем производства на территории ОЭЗ определяется как объем произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг в денежном выражении. Исчисляется в миллионах рублей. Объем произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг в текущем году должен соответствовать строке: «Выручка», отражаемая за минусом налога на добавленную стоимость акцизов» Отчета о прибылях и убытках [2] компании, осуществляющей деятельность на территории ОЭЗ.

5. Количество построенных и сданных в эксплуатацию объектов ОЭЗ за счет средств ОАО «ОЭЗ» и его дочерних обществ определяется как количество построенных за их счет и сданных в эксплуатацию объектов инфраструктуры ОЭЗ. Исчисляется в единицах.

6. Количество построенных и сданных в эксплуатацию объектов ОЭЗ за счет средств резидентов ОЭЗ определяется как количество построенных на территории ОЭЗ за счет средств резидентов ОЭЗ и сданных в эксплуатацию объектов инфраструктуры ОЭЗ. Исчисляется в единицах.

7. Объем произведенных затрат на создание инфраструктуры ОЭЗ определяется путем суммирования объема выделенных средств на создание транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры на территории особой экономической зоны бюджетов всех уровней (федерального, субъекта федерации, муниципального образования), а также частных инвесторов. Исчисляется в миллионах рублей.

8. Объем налоговых платежей в консолидированный бюджет, осуществленных резидентами ОЭЗ, определяется путем суммирования объемов налоговых платежей в консолидированный бюджет (федеральный, региональный, местный), осуществленных резидентами ОЭЗ. Исчисляется в миллионах рублей.

9. Объем налоговых льгот, полученных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ, определяется путем суммирования объемов налоговых льгот, полученных резидентами ОЭЗ на территории ОЭЗ, предоставляемых резидентам ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исчисляется в миллионах рублей.

10. Сумма таможенных пошлин, налогов, от уплаты которых резидент ОЭЗ освобожден в связи с применением таможенного режима свободной таможенной зоны (СТЗ), определяется суммой таможенных пошлин, налогов, от уплаты которых резидент ОЭЗ освобожден в связи с применением таможенного режима СТЗ, предоставляемых резидентам ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исчисляется в миллионах рублей.

Количественные и качественные показатели

Основные целевые показатели эффективности деятельности ОЭЗ представляются нарастающим итогом за весь период создания и функционирования соответствующей ОЭЗ и определяются по состоянию на последнее число отчетного месяца.

В таблице 1 (см. на с. 171) представлены основные целевые показатели эффективности деятельности ОЭЗ, рассчитанные по состоянию на 1 января 2011 г. [4;5]

Таблица 1

Показатели оценки эффективности деятельности ОЭЗ в России

Рассчитанные показатели демонстрируют количественные результаты деятельности ОЭЗ в России, однако на основе полученных данных невозможно провести анализ их эффективности, поэтому предлагается рассчитывать следующие показатели.

1. Экономическая эффективность функционирования ОЭЗ определяется отношением объема произведенных затрат на создание инфраструктуры ОЭЗ из бюджетов всех уровней (для государства) или объема частных инвестиций (для частных инвесторов) к объему производства товаров (работ, услуг) на территории ОЭЗ. Исчисляется в процентах.

2. Доля в ВВП объема производства товаров (работ, услуг) на территории ОЭЗ определяется отношением объема производства товаров (работ, услуг) на территории ОЭЗ по отношению к ВВП за отчетный период. Исчисляется в процентах.

3. Доля экспорта товаров (работ, услуг), произведенных на территории ОЭЗ определяется отношением объема экспорта товаров (работ, услуг), произведенных на территории ОЭЗ, к экспорту произведенной продукции по стране в целом в страны дальнего зарубежья, а также в страны СНГ в денежном выражении. Исчисляется в процентах.

4. Динамика экспорта товаров (работ, услуг), произведенных на территории ОЭЗ, определяется отношением объема экспорта товаров (работ, услуг), произведенных на территории ОЭЗ, в страны дальнего зарубежья, а также в страны СНГ в денежном выражении в отчетном периоде, по сравнению с периодом, предшествовавшем отчетному. Исчисляется в процентах.

В таблице 2 (см. ниже) представлены качественные показатели оценки эффективности деятельности ОЭЗ, рассчитанные по состоянию на 1 января 2011 г.

Таблица 2

Качественные показатели оценки эффективности деятельности ОЭЗ в России

Заключение

Таким образом, приведенные в статье данные показывают, что создание ОЭЗ в России окупается, особенно это касается промышленно-производственных ОЭЗ как для государства, так и для частных инвесторов. Объем производства товаров (работ, услуг) на территории ОЭЗ в настоящее время крайне мал по сравнению с общим объемом производства товаров (работ, услуг) в стране в целом, отраженном в ВВП. Однако положительная динамика экспорта товаров (работ, услуг), произведенных на территории ОЭЗ, особенно в страны СНГ, указывает на то, что ОЭЗ развиваются и экспортируют все больше результатов своей деятельности за рубеж, что, безусловно, положительно сказывается на развитии российской экономики.


Источники:

1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
2. Приказ Минфина России от 02.07. 2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 495 с.
4. Официальный Интернет-сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/index.
5. Официальный Интернет-сайт ОАО «ОЭЗ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oao-oez.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:28:01