Issues of Electronic Government in the Works by Russian and Foreign Authors

Хасаншин И.А.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 10-1 / October, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Khasanshin I.A. Problematika elektronnogo pravitelstva v rabotakh otechestvennyh i zarubezhnyh avtorov // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2011. – Tom 12. – № 10. – S. 27-32.

Abstract:
The article provides an overview of opinions of Russian and foreign authors on the current state of governance in Russia, a study of its dynamics under the development of new economic, political, administrative and other mechanisms, instruments and procedures, the rapid spread of information and communication technologies and the growing popularity of electronic government issues.

Keywords: electronic government, issues of electronic government, mechanism of political and economic decision-making, information interac tion of government and society



За относительно короткий период времени достигнут сравнительно высокий уровень готовности населения использовать современные средства электронных коммуникации для взаимодействия с органами власти. Так, темпы распространения сети интернет в нашей стране являются одними из самых высоких в мире. Стремительно развивается электронная коммерция как розничная, так и в сегменте «бизнес – бизнесу», рынок услуг в сфере интернет-банкинга и системы электронных платежей. Темпы роста объемов бюджетного финансирования, выделяемого на внедрение информационных технологий в деятельность федеральных органов исполнительной власти, превышают темпы роста российского рынка ИТ в целом.

В этой связи особую актуальность приобретает исследования состояния и перспектив реализации электронного правительства, как необходимой составной части развития информационного общества в Российской Федерации.

Однако в настоящее время не существует общедоступной базы знаний, содержащей подробный анализ результатов и причин, успехов и проблем реализации проектов, коллекции описаний опыта и практики решений типовых технологических, организационных, нормативных и финансовых проблем, сопутствующих реализации проектов в сфере развития электронного правительства и рекомендации по их успешному применению в других субъектах Российской Федерации.

«Электронное правительство»

Наряду с этим, в демократических государствах механизм принятия управленческих решений обрамлен большей, чем в других системах степенью гласности (публичные дискуссии, привлечение средств массовой информации, пресс-конференции), участием в выработке и осмыслении предстоящих решений со стороны общественности. Американский исследователь Ф. Мур-Лаппе отмечает, что «... на Западе привыкли к тому, что демократия – это политическая концепция, а не экономическая. Но демократия означает ... еще и ответственность за принятые решения перед теми, на кого последствия данных решений оказывают воздействие». В связи с этим процесс принятия политико-экономических решений может быть напрямую связан с улучшением доступа граждан к органам власти и облегчением участия граждан в принятии государственных решений. Для реализации этих целей все чаще органы государственной власти используют электронные и информационные технологии, в частности интернет. Вследствие этого появилась концепция электронного правительства, которая нашла свое отражение в процессе принятия государственных решений в европейских странах и в России (Федеральная целевая программа «Электронная Россия»1) [1, c. 12–13].

Интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов различных ветвей государственной власти с населением и институтами гражданского общества, получили в современной литературе устойчивое наименование «электронного правительства» (e-Government).

По поводу употребления этого термина следует принять точку зрения М.С. Вершинина, который говорит, что прямой перевод «e-Govemment» не совсем корректен, поскольку «понятно, что имеется в виду не только сетевая инфраструктура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления» [2, c. 117].

Процесс становления системы «электронного правительства»

Целесообразно рассматривать электронную инфраструктуру государственного управления, которая бы объединяла в себе технологии информационного взаимодействия между органами различных ветвей власти и гражданами (G2C – Government-to-Citizen), между органами различных ветвей государственной власти и бизнес-структурами (G2B – Government-to-Bussines), а также между разными государственными ведомствами и учреждениями (G2G – Government-to-Government). Что касается сущности электронного правительства, то представляется уместным и целесообразным соотнести ее с одним из функциональных компонентов данной инфраструктуры, связанным с деятельностью органов исполнительной власти. Аналогичным образом можно, например, выделить на уровне местного территориального самоуправления подсистему «электронных муниципалитетов» [3, c. 104].

Как отмечает исполнительный директор неправительственной организации «Центр демократии и технологий» (СDТ) Дж. Демпси, процесс становления системы «электронного правительства» можно условно разделить на три стадии: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции» [4, c. 24–25]. По мнению Павлютенковой М.Ю., эти стадии не должны находится в жесткой зависимости друг от друга: для начала одной из них вовсе не обязательно завершение другой, однако такая разбивка позволит теоретически осмыслить цели и перспективы создания сетевых механизмов взаимодействия органов различных ветвей власти и гражданского общества.

Как отмечает Песков Д.Н., ссылаясь на данные департамента правительственной информации аппарата Правительства РФ: «...Как только интернет начнет предоставлять услуги, которые заинтересуют большинство населения, его аудитория резко возрастет. Один из примеров прямой зависимости числа пользователей от количества и качества услуг – опыт Новосибирска, где после внедрения автоматизированной системы коммунальных платежей «Город» резко увеличилась доля пользователей, подключенных к интернету» [5, c. 133].

Технологические компоненты «электронного правительства»

Интересна точка зрения Юрасова А.В. на электронное правительство, под которым он понимает систему государственного управления, основанную на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащую цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества [8].

По мнению отдельных экспертов, в связи с изменением административной структуры органов различных ветвей государственной власти на федеральном уровне образовался «спрос» на информатизацию, который проявился и на региональном уровне. Проявилась потребность в адекватных требованиям времени инструментах управления, технологиях и механизмах, направленных на эффективное решение задач по формированию и исполнению бюджетов, государственных закупок, управлению жилищно-коммунальными комплексами. По мнению Юрасова А.В. основой эффективного проектирования «электронного правительства» должны стать следующие новые для данной сферы технологические компоненты:

– система поддержки принятия решений (СППР) по территориальному управлению, использующая геоинформационные технологии (ГИС) и технологии систем сбалансированных показателей;

– система комплексного управления взаимоотношениями государственных органов с гражданами и бизнесом на основе применения ГИС-технологий, организационно-экономических методов и моделей концепции CRM;

– технологии интернет-маркетинга, моделирования и оптимизации бизнес-процессов, построения и использования электронных платежных систем.

Практика взаимодействия субъектов политики и гражданского общества

В заключение отметим, что принятие сложных политико-экономических, социальных, экологических, финансовых решений в развитых цивилизованных странах перестало быть сферой ответственности государственного управления.

За принятыми политико-экономическими решениями скрывается обобщенная цивилизационная практика взаимодействия субъектов политики и гражданского общества. Технологизация и информатизация процесса государственного управления, включающего разработку, принятие и реализацию государственных решений, возможна и целесообразна и может служить достижению консенсуса в отношениях государства и структур гражданского общества – с одной стороны, и обеспечению консолидации общества для обеспечения динамичного развития современной России – с другой.

Современные инфокоммуникационные технологии позволяют добиться одновременно информационной прозрачности и подотчетности государства, существенно повысить операциональную составляющую государственного управления.

С одной стороны, с появлением концепции электронного правительства ассоциируется перевод государственного управления на технологии информационного общества, электронное правительство начинает выполнять роль инструмента государственно-административного реформирования. С другой стороны, сами технологии информационного общества являются катализатором и инструментом модернизации механизма государственного управления. Кроме того, многие развивающиеся государства увидели в электронном правительстве возможность существенно сократить разрыв с промышленно-развитыми странами через модернизацию государственного управления [6, c. 213]. Вместе с тем, несмотря на наличие необходимых предпосылок в сфере формирования электронного правительства, без решения задачи преодоления информационного неравенства невозможен ни процесс глобализации, ни эффективное развитие информационного общества, ни само существование и массовое внедрение электронных правительств.


Страница обновлена: 06.05.2024 в 20:27:33