Security of Development: Analysis of the Causes of Economic Instability and the Ways to Overcome Them

Платко А.Ю.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11-2 / November, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Platko A.Yu. Bezopasnost razvitiya: analiz prichin ekonomicheskoy nestabilnosti i puti eyo preodoleniya // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2010. – Tom 11. – № 11. – S. 4-10.

Abstract:
The article analyzes the main destabilizing factors influencing the decline of economic security. Among them: weakening of the scientific and technological capacity and reduction in technical and production factors, imbalances in regional development, strengthening of social stratification, etc. The author examines the dynamics of change in these factors and their significance in the development of domestic producers.

Keywords: innovative activity, economic security, modernization of industry, manufacturing industry, destabilizing economic factors, ways ofovercoming unstable reproduction process, budget strategy, engineering complex



Высокая активность экономических субъектов на международной арене, проблемы внутреннего характера и любые другие дестабилизирующие факторы становятся причинами снижения национальной безопасности. Поэтому необходимым условием для нормального устойчивого развития страны становится обеспечение защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внешних и внутренних угроз.

Различают несколько видов национальной безопасности: оборонную, экономическую, демографическую, социальную, информационную, духовно-нравственную и экологическую.

В проекте бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года указано: «Обеспечение суверенитета страны и поддержание одной из самых сильных армий в мире, включающей ядерную составляющую, является особенностью российского бюджета. Обеспечение высокой боеготовности вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание мобильной армии, борьба с терроризмом, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов» [1].

Индикаторы экономической безопасности

Содержание отдельной оборонной промышленности, не подпитываемой системно и целенаправленно гражданскими заказами, прежде всего промышленными – это роскошь, которую не могут себе позволить даже самые развитые и богатые государства в мире [2]. При этом сохранить независимость только за счет развития добывающих отраслей не представляется возможным, так как в этом случае с перетеканием природных ресурсов за границу перетекают и финансовые ресурсы, вкладываемые в иностранную обрабатывающую промышленность, обеспечивающую импорт машиностроительного оборудования.

В долгосрочном периоде, проведение подобной политики приведет к непреодолимому научно-техническому отставанию.

Следовательно, российский машиностроительный комплекс должен стать базисом национальной безопасности. Он должен развиваться сбалансированно, и задача, которая должна быть поставлена, становится очевидной: обеспечить первоочередное развитие и технологическое перевооружение промышленности, производящей оборудование, механизмы, узлы и машины для гражданских целей.

Именно на этой основе проявит себя тенденция поддержки и укрепления оборонной промышленности, необходимой, в том числе, для сохранения суверенного контроля над собственными природными ресурсами.

В общей структуре безопасности экономическая безопасность занимает особое место, так как все остальные виды в значительной мере реализуются в зависимости от экономического обеспечения. В этой связи целесообразно провести анализ состояния экономической безопасности по ряду индикаторов, сравнивая фактические и пороговые значения и выявляя негативные и разрушительные тенденции (см. табл. 1 на с. 7) [3, с. 56].

Они указывают на высокую зависимость основных показателей от внешней конъюнктуры. Дестабилизирующими факторами можно признать:

– ослабление научно-технического потенциала;

– несоответствие индустриальных основ национальной экономики интересам производителей;

– региональную дезинтеграцию;

– резкую дифференциацию доходов;

– нарастание безработицы;

– утечку финансовых средств за рубеж и др.

Таблица 1

Индикаторы экономической безопасности Российской Федерациив 1999 и 2009 гг. [4]

Технико-производственные и финансовые факторы экономической безопасности

Большое влияние на процесс снижения экономической безопасности оказали также технико-производственные факторы. На современном этапе они не способны обеспечить компенсацию в случае нарушения внешнеэкономических связей и при усилении внутренних социально-экономических потрясений. Это, в свою очередь, не позволяет осуществлять устойчивый расширенный воспроизводственный процесс и стабильную социальную политику.

Ни один из показателей таблицы 1 не соответствует оптимальному значению, причем наблюдаемые отклонения приводят к отрицательному сравнению, хотя внутренняя динамика могла иметь позитивную направленность. Объемы инвестиций остаются низкими и не стимулируют развитие реального сектора экономики. Скудное финансирование научных исследований и низкая инновационная активность провоцируют недоиспользование научного и технического потенциала, которым традиционно обладает наша страна.

Явно увеличиваются расслоение в обществе по доходам и дифференциация регионов по прожиточному минимуму, что ведет к социальному неравенству и нарастанию конфликтности в обществе.

Особенно настораживают показатели снижения доли обрабатывающей промышленности и увеличения процента импорта в разделе ввозимых машин, оборудования и транспортных средств.

Ситуация по этим направлениям усугубилась в течение последних десяти лет и требует не локального, а комплексного и масштабного решения.

Бюджетное финансирование экономики

В рамках действия антикризисной политики Правительства РФ на 2010 год [6] представлена модернизационная составляющая. Она направлена на смягчение последствий воздействия кризисных явлений и предотвращение безвозвратных потерь промышленного и технологического потенциала.

Бюджетное финансирование национальной экономики (см. табл. 2 ниже) [1] ориентировано преимущественно на выделение субсидий предприятиям в области промышленности и сельского хозяйства. Однако при этом нельзя не обратить внимания на то, что в долгосрочной перспективе планируется равномерное сокращение государственной поддержки.

По прогнозам, самые большие расходы в этих сферах связаны с переходным характером экономики и слабым институциональным развитием рынка, а также серьезным недофинансированием инфраструктуры. И по мере развития институтов рынка основная нагрузка по поддержке промышленности должна лечь на частный бизнес. А основным объемом раздела останется строительство транспортной инфраструктуры, которая не может быть переложена на частный сектор.

Таким образом, основные надежды по возрождению отечественного производства возлагаются на частные инвестиции и развитие аутсорсинговых программ. А проблема технического и технологического перевооружения промышленных отраслей в целом и машиностроения в частности, практически без государственной поддержки, ложится на плечи самих производителей, становясь чрезвычайно тяжелой и в ряде случаев не преодолимой.

Таблица 2

Показатели планируемого бюджетного финансированияотечественной экономики до 2023 года

Национальнаяэкономика
20102011201220132014201520162017201820192020202120222023
Расширенныйбюджет
4.54,34,14,14,04,14,03,93,73,63,63,43,33,2
Консолидиро-ванный бюджет
4.54,34,14,14,04,14,03,93,73,63,63,43,33,2
Федеральныйбюджет
2,12,12,32,32,32,32,32,32,12,12,12,12,12,1

Выводы

Процесс поддержки и развития отечественной промышленности – основа для обеспечения безопасности и усиления устойчивости национальной экономики. В этой связи целесообразно сконцентрироваться на посильных путях регулирования воспроизводственного процесса, которые заключаются в следующем:

1) в усилении взаимодействия промышленности и промышленных потребителей на внутреннем рынке;

2) в обеспечении жесткой протекционистской политики в отношении отраслей промышленности в долгосрочном периоде, на базе поддержания и развития внутреннего рынка промышленно-сервисных услуг;

3) в обеспечении условий для выпуска машиностроительными предприятиями товаров длительного пользования с высокой эластичностью спроса (по доходу) и повышенной добавленной стоимостью, то есть продукции, которая может создать задел для качественного скачка в индустриализации.


Страница обновлена: 16.05.2024 в 13:03:49