Политика развития малого бизнеса: муниципальный аспект

Мечикова М.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (171), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мечикова М.Н. Политика развития малого бизнеса: муниципальный аспект // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 136-140.

Аннотация:
На этапе модернизации российской экономики роль промышленной политики в процессе повышения конкурентоспособности отечественной продукции существенно возрастает. Недооценка роли муниципальных образований в реализации промышленной политики приводит к снижению функций локального реагирования на сбои макроэкономического характера. Формирование комплексной системы взаимодействия местной администрации, независимых организаций и производственных предприятий позволит повысить эффективность поддержки малого бизнеса посредством усиления информационного и финансового потоков.

Ключевые слова: малый бизнес, государственное управление, конкурентоспособность, промышленная политика, муниципальное образование, эффективное взаимодействие, промышленная модернизация

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Рост конкурентоспособности отечественной продукции возможен в случае принятия обоснованной промышленной политики, реализуемой на всех уровнях государственной власти. Что касается локальных территорий, то, следует отметить, что многие муниципальные образования, столкнувшиеся с последствиями мирового экономического кризиса, негативно сказавшегося как на крупных градообразующих предприятиях, так и среднем и малом бизнесе, оказались в тяжелом состоянии.

Если обратиться к категориальному аппарату, то муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения [1].

Промышленная политика, в соответствии с разработками Торгово-промышленной палаты РФ, определяется как совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, а также отдельных аспектов этой деятельности, относящихся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции [2].

Уровни промышленной политики

Современная эффективная промышленная политика подразумевает диалог между равноправными участниками разработки и реализации промышленной политики – государством, бизнесом, научными и общественными организациями.

Вместе с тем, внимание к территориальным аспектам стратегии экономического развития страны можно оценить как недостаточное. Это ведет к воспроизводственным диспропорциям, нарушает взаимодействие субъектов хозяйственной деятельности различных сфер, что не способствует экономическому росту. Недооценка роли промышленной политики на микроуровне приводит к снижению функций локального реагирования на сбои макроэкономического характера.

В данной связи существует объективная потребность в уточнении и активизации промышленной политики на уровне муниципальных образований.

Для начала следует определить основные функции промышленной политики на разных уровнях государственной власти.

На макроуровне определяются общенациональные цели промышленного развития, формируются федеральная нормативная база и федеральные целевые программы промышленной политики, разрабатывается стратегия их ресурсного обеспечения, организуется взаимодействие промышленного бизнеса и государства при формировании и реализации промышленной политики, уточняются разделение компетенций с регионами и внешнеполитические аспекты промышленной политики.

На мезоуровне регулируется формирование и функционирование вертикальных и горизонтальных (в том числе транснациональных) производственно-технологических комплексов, сопряженных по выпуску конечной продукции, и территориально-промышленных комплексов.

На микроуровне осуществляется создание благоприятных и целенаправленно мотивирующих условий деятельности предприятий как самостоятельных рыночных субъектов (включая правила разрешения хозяйственных споров, процедуры поглощений, санации и т.п.).

Влияние местных органов власти на крупные и средние предприятия города несущественно (это прерогатива федерального и региональных уровней власти), вместе с тем, малый бизнес подвергается ощутимому влиянию со стороны муниципалитета (см. рис. выше).

Рис. Соответствие уровней государственного управления и бизнесав контексте промышленной политики

Промышленная политика на микроуровне

От эффективности реализации промышленной политики на микроуровне зависят:

– развитие конкуренции;

– появление новых и повышение прибыли действующих на территории муниципального образования малых производственных предприятий;

– увеличение объемов денежных поступлений в местный бюджет.

Вследствие чего существует объективная потребность в совершенствовании методов стратегического и тактического регулирования развития малых производственных предприятий в процессе системной активизации промышленной политики микроуровня, предполагающей эффективное взаимодействие местной администрации и малых предприятий в структуре городского производственного комплекса.

Налаживание делового сотрудничества между муниципалитетом и малым бизнесом создает для муниципального образования дополнительные стимулы дальнейшего развития, источники которых состоят в следующем:

– собственники и руководители малых предприятий, в большинстве своем, являясь жителями данного региона, полностью осознают важность социально-экономического развития городского хозяйства, так как связывают с ним и свое будущее;

– практически все основные ресурсы, включая материальные, трудовые и финансовые, собственники и руководители малых предприятий получают на муниципальном рынке, на котором, в основном, реализуют впоследствии произведенную продукцию;

– существует тенденция к организации в границах муниципального образования общественных объединений малых предприятий, основывающихся на устойчивых партнерских связях и деловых интересах, целью которых является поддержание качественной рыночной среды и отстаивание собственных интересов;

– малые промышленные предприятия активно сотрудничают с крупным региональным бизнесом и некоторым образом могут влиять на него, являясь, с одной стороны, союзниками и помощниками, а с другой – вполне серьезными конкурентами.

Поддержка малых производственных предприятий

Для реализации предусмотренных концепций и направлений развития в муниципальной промышленной политике необходимо использовать программные методы, которые позволяют доводить разрабатываемые на основе концепции целевые программы до конкретных мер. При этом разработка и реализация программ должны подкрепляться соответствующей инвестиционной политикой, нацеленной на структурные преобразования, выход из кризисной ситуации и обеспечение устойчивого экономического роста.

К основным формам и способам поддержки малых производственных предприятий на микроуровне следует относить:

– совершенствование нормативно-правовой базы;

– проведение конкурсов для отбора социально-значимых проектов с целью оказания всестороннего содействия;

– финансирование из различных источников под гарантию городского бюджета;

– предоставление льгот по аренде, кредитам, налогам и инвестициям;

– размещение муниципальных заказов и оказание других форм поддержки в рамках муниципальных целевых программ.

Осуществление промышленной политики микроуровня требует комплексной проработки и методического обеспечения. Оно напрямую зависит от стратегического, тактического и оперативного планирования, осуществляемого на основе прогнозирования с учетом отраслевого и территориального аспектов развития индустрии города.

Эффективность промышленной политики на микроуровне

Анализ реализации промышленной политики в городах Ростовской области позволяет сделать следующий вывод. Деятельность различных муниципальных организаций, осуществляющих поддержку малых промышленных предприятий, фрагментарна. Отсутствует согласованность и комплексное взаимодействие между муниципальными органами власти, независимыми организациями и непосредственно малыми предприятиями. В результате затрудняется информационный обмен и снижается эффективность практически всех форм поддержки [4].

Таким образом, мероприятия, проводимые местными органами власти в рамках промышленной политики микроуровня, часто на практике оцениваются руководителями предприятий как недостаточно эффективные и не воспринимаются как инструменты управления индустриальным развитием города.

Эффективность промышленной политики на микроуровне существенно возрастет вследствие активизации взаимодействия местной администрации, независимых организаций, осуществляющих поддержку малому бизнесу и непосредственно промышленных предприятий посредством комплексного подхода.

Его реализация позволит усилить информационный и финансовый обмены и учесть особенности функционирования конкретных предприятий. Это будет способствовать усилению конкурентных преимуществ городской экономики и качественно повысит результативность муниципальной промышленной политики, направленной на развитие малых производственных предприятий.

На современном этапе развития России процесс промышленной модернизации невозможен без проведения согласованной промышленной политики на всех уровнях государственной власти.

При этом роль местных органов власти в поддержании конкурентной среды и развитии малого предпринимательства существенно возрастает.


Источники:

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Официальный сайт Торгово-промышленной палаты РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tpprf.ru.
3. Лихачев А.С. Эффективная промышленная политика – основной элемент регионального развития. Материалы круглого стола 22 декабря 2006 года. – М., 2007. – 365 c.
4. Официальный сайт администрации г. Таганрога. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tagancity.ru.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 15:12:59