Развитие концепции синхронизации в логистических системах

Трегубов В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (161), Июнь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Трегубов В.Н. Развитие концепции синхронизации в логистических системах // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 6. – С. 142-146.

Аннотация:
В статье представлена концепция синхронизации потоков различного вида в логистических системах. Предложен терминологический аппарат для описания процесса синхронизации в логистике. Описаны направления исследования логистических систем с синхронизацией. Приведено краткое описание моделей синхронизации потоков для системы общественного пассажирского транспорта г. Саратова.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, логистическая система, имитационное моделирование, пассажирский транспорт, синхронизация, транспортные системы, эффект кнута, управление логистическими цепями

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В современных условиях особую роль приобретает согласованность взаимодействия элементов в логистической системе. Различные логистические концепции ориентированы на обеспечение движения материального потока с максимальной эффективностью путем оптимизации логистической системы.

Важным параметром оптимизации является учет взаимодействия потоковых процессов. По нашему мнению, существует объективная необходимость на единой методологической основе уточнить сущность и содержание основных понятий логистики взаимодействующих потоковых процессов.

Синхронизация и десинхронизация

Синхронизация логистических потоков проявляется в момент взаимодействия и является важным моментом, определяющим условия и возможности по их трансформации. Под трансформацией в данном случае понимается существенное изменение потока с точки зрения его владельца.

Например, материальный поток может быть реализован и для владельца происходит его трансформация в финансовый поток.

Ряд исследователей рассматривают трансформацию логистических потоков как фазовый переход. При этом под фазовым переходом потоковых процессов понимают качественную трансформацию экономического потокового процесса в пределах одной формы потока или из одной формы в другую [1]. По нашему мнению, и фазовый переход, и трансформация являются результатом взаимодействия потоков.

Первые попытки исследовать роль синхронизации в логистической системе представлены в работе Александрова А.А. [2]. Автор отмечает, что эффективность хозяйственной деятельности современного предприятия зависит от достижения управляемого резонанса логистической цепи – результата синхронизации его внутренних потоковых процессов и синхронизации потоковых процессов логистических цепей, участникомкоторых оно является. Необходимым условием возникновения такого резонанса является переход от локальной логистики (на уровне единичного предприятия) к глобальной. Она включает задачи обеспечения оптимальной временной и пространственной организации потоковых процессов всех предприятий – участников логистической цепи на основе единого информационного пространства.

С другой стороны, ряд исследователей отмечают негативную роль десинхронизации в логистической системе, когда логистические процессы происходят несогласованно.

Примером десинхронизации является так называемый «эффект кнута», который представляет собой ситуацию, когда незначительные изменения спроса конечного потребителя приводят к значительным отклонениям в планах других участников логистической цепи [3]. Эффект кнута приводит к увеличению амплитуды колебаний спроса по мере продвижения информации в цепи поставок. В результате возникает существенная десинхронизация в логистическом процессе, нарушается бесперебойное движение материальных и информационных потоков.

Процессы синхронизации

Решение проблемы десинхронизации возможно в рамках реализации концепции управления логистическими цепями (Supply Chain Management (SCM)) [4]. Целью внедрения данной концепции является обеспечение стратегического взаимодействия поставщиков и клиентов. Существенным отличием SCM от других форм организации и управления предприятием состоит в обеспечении синхронизации бизнес-процессов путем создания единого информационного канала между поставщиками и клиентами по всей цепи поставок.

В зависимости от конкретных решаемых задач по описанию функционирования логистических систем на первый план выдвигаются различные аспекты синхронизации.

Синхронизация в общем виде [5] состоит в приведении двух или нескольких процессов к синхроннонсти, то есть к такому их протеканию, когда одинаковые или соответствующие элементы процессов совершаются с неизменным сдвигом по фазе друг относительно друга. Например, в момент трансформации логистические потоки различных видов имеют параметры, которые обеспечивают их взаимодействие и необходимую трансформацию.

Синхронизация по времени обеспечивает точный момент во времени возникновения потока, согласованность движения нескольких потоков и определяет момент взаимодействия потоков друг с другом. Синхронизация по объему обеспечивает соответствие объемных показателей взаимодействующих потоков.

Синхронизация по качеству определяет, что поступивший материальный поток обладает необходимыми качественными показателями и может взаимодействовать с другими потоками.

Синхронизация в пространстве обеспечивает возникновение и получение потоков в нужном месте.

Кроме указанных аспектов, описывающих синхронизацию потоков, в логистических системах различного уровня могут быть выделены следующие виды синхронизации:

1) синхронизация интересов. Проявляется на уровне элементов логистической системы (отдельных ее субъектов) и определяет условия протекания логистических процессов, которые удовлетворяют целям всех участников, максимизируя их общую выгоду; 2) синхронизация взаимодействия.

Описывает процессы синхронизации на уровне отдельных логистических систем, которые вступают друг с другом во взаимодействие и обеспечивается согласованием параметров входящих и выходящих потоков различного вида.

Моделирование и синхронизация

По критерию отношения к логистической системе синхронизация может быть внутренней и внешней.

Внутренняя синхронизация определяет способность логистической системы обеспечивать синхронность взаимодействия потоков без внешнего вмешательства. Внешняя синхронизация определяет способность системы обеспечивать синхронность потоков, но при этом необходима команда извне системы, например, системы управления верхнего уровня или вмешательство человека для перенастройки системы.

Изучение логистических систем с синхронизацией можно выполнять как аналитическим описанием происходящих процессов в динамике их развития с использованием, например, аппарата дифференциальных уравнений, так и методами имитационного моделирования.

К числу основных методов моделирования логистических систем с синхронизацией можно отнести:

– имитационное динамическое моделирование;

– теорию управления системной динамикой;

– ситуационное моделирование и управление.

Моделирование выполняется в следующей последовательности. Осуществляется разработка описательной или функциональной модели логистической системы, на основании которой должна разрабатываться математическая модель, позволяющая оптимизировать взаимодействие логистических потоков по определенным показателям (критериям).

Затем проводится анализ данной модели с точки зрения возможности получения аналитического решения и численного результата. Если аналитическое решение получить невозможно или сложно, то в этом случае модель следует изучать с помощью имитационного моделирования. Заканчивается процесс моделирования анализом результатов расчетов и их применением для решения исходной проблемы.

Авторские модели

Автором разработаны модели, описывающие синхронизацию различных видов в логистической системе регионального пассажирского транспорта.

Модель синхронизации взаимодействия транспортных средств разного вида, обслуживающих один маршрут или одно направление перевозок. В данной модели методами системной динамики описывается взаимодействие транспортных систем различного вида (муниципальный автобус и автобус малой вместимости) и анализируются различные сценарии их использования. В результате определены оптимальные параметры функционирования каждого вида транспортных средств по критерию минимизации затрат при обеспечении необходимого уровня транспортного обслуживания.

Модель синхронизации интересов субъектов в системе льготных пассажирских перевозок и формирование эффективной для региональной власти тарифной политики. Автором с использованием системы iThink Stella была разработана модель взаимодействия указанных субъектов посредством обмена потоками различных видов.

Методами имитационного моделирования получены параметры ключевых показателей системы, оптимальные по критерию минимизации бюджетных затрат при обеспечении заданного уровня обслуживания льготных пассажиров.

Результаты моделирования были использованы для обоснования базовых параметров транспортной системы Саратовской области и при разработке концепции и программы развития регионального транспортного комплекса.


Источники:

1. Каточков В.М. Вопросы методологии логистики взаимодействующих потоковых процессов // Известия Челябинского научного центра УрО РАН. – 2005. – Вып. 3. – № 3 (29).
2. Александров А.А. Разработка организационно-экономических методов и моделей управления логистической системой поддержки жизненного цикла наукоемкой продукции: автореф. дис. ... канд. техн. наук. – М: МГТУ им. Баумана, 2008. – 18 с.
3. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. – М.: Вершина, 2006. – 176 с.
4. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов. / Под ред. В.И. Сергеева. – М.: Инфра-М., 2004. – 976 с.
5. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1970–1981.

Страница обновлена: 01.03.2024 в 17:44:55