Successes and development lessons of automobile construction in China

Ли С.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 10-2 / October, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Li S. Uspekhi i uroki razvitiya kitayskogo avtomobilestroeniya // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2009. – Tom 10. – № 10. – S. 4-9.

Abstract:
The author presents the history of the automotive industry and stages of the automobile construction development in China, considers its characteristics and its place in the world market, lists its achievements and prospects.

Keywords: automotive industry, automobile construction, chinese automotive industry, automobile market in china



По мере перехода Китая от плановой экономики к рыночной, отсутствие передовых технологий стало, без сомнения, важнейшей слабостью китайского автомобилестроения.

Китайцы до сих пор считают родоначальником своей автоиндустрии Россию, а точнее Советский Союз. Именно при участии советских автомобильных предприятий (например, ЗИЛа) в Китае в 1950-е годы стали строиться первые заводы по производству машин. Правда, тогда это были предприятия, выпускающие в основном грузовые автомобили — они были важнее для развивавшейся китайской экономики, чем комфорт рядовых граждан и, соответственно, более необходимы, чем производство легковых автомобилей.

Второй этап развития китайской автомобильной индустрии приходится на середину 1980-х годов. Именно тогда на территории КНР появились первые крупные международные автомобильные концерны, которые стали создавать совместные предприятия и строить собственные автомобильные заводы уже для выпуска легковых машин. А 2000-2002 годы считаются началом третьего, переломного этапа в развитии китайского автопрома — в это время местные компании начали самостоятельно строить заводы и выпускать автомобили собственных марок.

Ключевая фаза развития китайского автомобилестроения

В настоящее время большинство крупнейших китайских автомобильных предприятий принадлежат государству. Они отчитываются не перед акционерами, а непосредственно перед правительством.

Несомненно, китайские государственные компании имеют преимущества перед частными автопроизводителями, главное из которых – это легкий доступ к финансам. С другой стороны, правительство лишает эти компании самостоятельности в принятии рыночных решений, что рано или поздно может привести к ухудшению их положения.

Россия в текущем году стала самым значительным импортером машин из КНР. Настораживает, что другие наиболее активные потребители китайских транспортных средств — это страны «третьего мира» (Сирия, Алжир, Вьетнам и др.).

На китайском рынке сейчас преобладают не автомобили собственно китайского производства, а продукция совместных предприятий (СП). Кроме мини-авто и автомобилей эконом-класса, а также таких китайских марок, как Chery и Jili, рынок автомобилей среднего и высокого класса практически монополизирован иностранными производителями. В соответствии с действующим законодательством о совместных предприятиях, китайская и иностранная сторона владеют по 50% доли предприятия, но поскольку иностранные партнеры обладают ключевыми технологиями, то им принадлежит решающее слово. Их осторожность по отношению к передаче технологий приводит к тому, что «замена технологии» в китайском автомобилестроении согласно первоначальному замыслу не производится, а СП похожи на заводы по сборке автомобилей, открытые в Китае крупнейшими мировыми производителями.

Китайская автомобильная промышленность, существующая уже более 50 лет, находясь в окружении «иностранных войск», вступила в ключевую фазу развития. Нельзя отрицать тот вклад, который внесли совместные предприятия в развитие китайского автопрома, но в настоящее время ключевым вопросом является необходимость прокладывания собственного пути, создания собственных патентов на интеллектуальную собственность.

Кризис — не помеха!

Сегодня размах китайской автомобильной промышленности впечатляет. В первом квартале 2009 года Китай стал мировым лидером по количеству производимых легковых автомашин (1,8 млн.), а объем их продаж достиг 2,68 млн. шт. [1].

После того как General Motors Corp и Chrysler объявили о своем банкротстве, продажи легковых автомобили на мировом рынке пошли на спад. А автомобильный рынок КНР на данный момент является вторым в мире по величине. Более того, представители таких крупных автоконцернов, как Volkswagen AG, General Motors Corp и Toyota Motor Corp уверяют, что у этого рынка есть отличный потенциал для дальнейшего развития.

Аналитики также отмечают, что у китайского автомобильного рынка очень хороший потенциал для развития, поскольку на данный момент в КНР из 1000 человек лишь не более 60 владеют автомобилями. Для сравнения: в развитых странах из 1000 человек автовладельцев – 600, а в США – 800. Вместе с тем количество автомобилей на китайских дорогах в прошлом году превысило отметку 50 млн. шт.

По данным Исследовательского центра развития промышленности при Госсовете КНР, в 2008 году в Китае было изготовлено 9,34 млн. автомобилей различных видов, в 2009 году ожидалось производств около 10,5 млн., а уже в 2011 году их число должно увеличиться уже до 14 млн. шт. [2]. Естественно, что мировой экономический кризис вносит свои корректировки в плановые показатели. Тем не менее, уже в первой половине текущего года автомобильный рынок КНР полностью восстановился. За первое полугодие 2009 года было произведено 5,991 млн. автомобилей, а реализовано – 6,99 млн. штук, что соответственно на 15,2 % и 17,7 % больше, чем за аналогичный период 2008 года [3].

Специфический путь развития китайского автопрома

Следует отметить, что китайская автомобильная промышленность крайне разнообразна. На сегодняшний день в КНР насчитывается более 130 автомобильных предприятий, которые производят в общей сложности свыше 90 марок и 260 моделей легковых автомобилей.

В целом, у китайского автопрома свой специфический путь развития. Сегодня в Китае имеют свои заводы практически все крупные международные автопроизводители. Одной из первых иностранных компаний, открывших производство в Китае, стал концерн Volkswagen. Его совместное предприятие с местной компанией FAW было запущено еще в начале 1980-х годов под Пекином, где, в частности, начали собирать популярные во всем мире Audi 100. На данный момент на заводе Volkswagen также производятся предыдущие модели Jeta3 и Jeta4. Поскольку эти модели пользуются наибольшим спросом, то и производятся в большем объеме, чем новые поколения Jeta5. [5]

Наряду с машинами известных зарубежных марок в Китае с конвейера сходит все больше автомобилей местных брендов. Как правило, китайские автопроизводители вырастают из СП с западными компаниями. Они быстро учатся у зарубежных партнеров и оперативно налаживают выпуск собственных моделей. Зачастую китайцы, не смущаясь, копируют не только технологии, но и внешний вид популярных западных моделей. Рекордсменом по количеству копий в Китае до последнего времени считался японский кроссовер Honda CR-V.

В общей сложности в Китае насчитывается сегодня около 70 местных автомобильных брендов. Правда, половина из них – незначительные по объему марки машин, производство которые не достигает и 5 тыс. единиц в год. Солидных же китайских марок – с два десятка. К самым известным и хорошо продаваемым внутри страны относятся Xiali, Chery, Geely, BYD, Hafei, Brilliance, JAC, Great Wall, FAW, Landwind, Lifan, Tianma, Zotie и др.

Автомобильные гиганты

При всем многообразии производителей в китайском автопроме наблюдается тенденция к консолидации. За последнее время в КНР сформировалось несколько крупных автомобильных гигантов. В частности, по итогам прошлого года более половины всех произведенных в Китае автомобилей были выпущены тремя крупными корпорациями: Shanghai Automotive Industry Group (SAIC, 18.34% всего производства в стране), First Automobile Works (FAW, 16.34%) и Dongfeng Motor Corp. (DFM, 14.08%). [7]

14 крупнейших автопроизводителей Китая контролируют уже 90% местного рынка. Это создает предпосылки для накопления отраслью ресурсов для технологического прорыва (покупка технологий и заводов иностранных производителей).

Значительную роль в развитии отрасли играет правительственная поддержка. Например, в Китае разработана программа субсидий для покупателей авто из сельской местности. Правительство Китая в качестве меры борьбы с кризисом стало активно стимулировать внутренний спрос, реализуя населению автомобили, выпущенные на территории страны, и тем самым активизируется их производство.


Страница обновлена: 19.05.2024 в 04:29:27