Методика анализа состояния рынка систем отопления и прогнозирования спроса на его продукцию и услуги

Таточенко Т.В., Семёнов В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-2 (141), Август 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Таточенко Т.В., Семёнов В.В. Методика анализа состояния рынка систем отопления и прогнозирования спроса на его продукцию и услуги // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 8. – С. 100-104.

Аннотация:
На основе анализа получена и рассмотрена совокупность факторов, влияющих на эффективность предпринимательской деятельности на целевом рынке систем отопления. Разработана методика оценки обеспеченности территорий современной инженерной инфраструктурой в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в промышленном и гражданском строительстве, позволяющая спрогнозировать объемы продаж оборудования и услуг на данном рынке.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, спрос, емкость рынка, строительный комплекс, инженерная инфраструктура, рынок систем отопления, котельное оборудование, тепловые сети



К числу целевых рынков, переживших становление и получивших развитие в последние годы, относится рынок систем отопления. Он представляет собой часть инженерной инфраструктуры ЖКХ и строительного комплекса. При этом условия развития предпринимательства на данном специфическом рынке необходимо рассматривать с позиции его возможного насыщения системами отопления и услугами по их обслуживанию.

В условиях современной рыночной конъюнктуры участники рынка способны обеспечить регион необходимыми видами товаров, которые позволят эффективно осуществлять бизнес-процессы. Построению оценок и прогнозированию уровня обеспеченности потенциальных потребителей продукцией и услугами рынка систем отопления посвящена настоящая работа. Нами разработана методика такого построения. Она формализована в виде пятиэтапного алгоритма, представленного на рис. (см. с. ???).

Алгоритм

Первый этап начинается с оценки ёмкости рынка на определенной территории. Это может быть, например, территория административного района. Далее выполняется анализ динамики спроса и предложения и экономической эффективности и целесообразности тех или иных масштабов предпринимательской деятельности на данной территории.

На втором этапе строится модель зависимости состояния рынка от совокупности факторов, которые представлены в блоке этапа 2. На третьем этапе рынок региона сегментируется по показателю обеспеченности, насыщенности продукцией и услугами систем отопления.

Далее, на четвертом этапе, следует выявление зависимости эффективности функционирования предпринимательских структур от наполнения рынка товарными линиями, то есть от дифференциации предложения. Наконец, на пятом этапе, на основании всего проведенного анализа, строится прогноз уровня развития рынка, под которым понимается состояние активного спроса на отопительное оборудование, востребованные услуги по его обслуживанию и объемы продаж.

Пятый этап может быть детализирован в отдельный алгоритм.

Апробация данных предложений проведена на материалах Ставропольского края и ООО «Гефест».

Рис. Последовательность операций при оценке и прогнозировании спроса на продукцию и услуги рынка систем отопления

Наша оценка уровня востребованности услуг рынка при реализации алгоритма (см. рис., этап 2) и обеспеченности населения отопительным оборудованием можно представить в следующем виде:

, (1)

где X1, X2, X3, X4, X5 – основные факторы, содержащиеся в блоке 2. Число факторов может быть увеличено в зависимости от содержательной постановки задачи и степени ее детализации.

Коэффициенты

Определение числовых коэффициентов модели всякий раз представляет собой нетривиальную и самостоятельную научную задачу. Например, для ставропольского ООО «Гефест» (уравнение 1) она решалась следующим образом:

Коэффициент 1,18 определен на основе статистических данных ввода в эксплуатацию объектов строительства по региону (с участием фирмы) путем деления объема фактического веденного в эксплуатацию жилья на его планируемый объем. Коэффициент 0,35 получен на основе маркетинговых исследований и анализа анкетного бланка подобно тому, как это сделано в журнале «Аква-Терм» [1] (характеризует общий коэффициент, исходя из трех уровней: элитный, средний и экономный).

Коэффициент 0,31 показывает, на каком месте располагается исследуемая нами организация (учитывая, то, что она занимает 2-е место в Ставропольском крае на целевом рынке отопительного оборудования среди десяти аналогичных крупных ведущих фирм и следующего десятка более мелких). Коэффициент 0,33 определяет использование отечественной отопительной техники по сравнению с зарубежной на российском рынке систем отопления.

Коэффициент 0,25 принят по данным центра занятости и трудоустройства по Ставропольскому краю для исследуемого целевого рынка. Означает число лиц, которые могут получить работу на исследуемом предприятии, принадлежащих к возрастной группе 25–45 лет из ста обратившихся, коэффициент выражен в долях единицах.

Для характеристики обеспеченности районов современными системами теплоснабжения наиболее целесообразно использовать методику многомерного сравнительного анализа (этап 3), которая имеет ряд известных преимуществ по сравнению с другими [2].

Таким образом, на основе использования выявленной совокупности факторов, влияющих на эффективность предпринимательской деятельности на целевом рынке систем отопления, разработана методика оценки обеспеченности территорий современной инженерной инфраструктурой в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в промышленном и гражданском строительстве, позволяющая спрогнозировать объемы продаж оборудования и услуг на данном рынке.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:42:56