Competitive forces and competitive advantage in the market of oil products

Лисак Г.Г., Торопцев Е.Л.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 6-1 / June, 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Lisak G.G., Toroptsev E.L. Konkurentnye sily i faktory konkurentnogo preimushchestva na rynke nefteproduktov // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2009. – Tom 10. – № 6. – S. 74-79.

Abstract:
This article is devoted to the study of price dynamics and the peculiarities of the economic situation in the market of oil products. The author suggested the alternative scientific explanation of uniformity of prices for motor fuels and the factors of their simultaneous increase, different from the known opinion of the FAS.

Keywords: price, market for oil products, economic environment



Известно, что во множестве защищаемых диссертаций и публикуемых научных статей при рассмотрении взаимодействия совокупности конкурентных сил и факторов конкурентного преимущества на заявленном в названии рынке доминируют положения классической экономической теории, относя к числу важнейших факторов цену товара. На наш взгляд это не совсем верно.

На рынке нефтепродуктов практика ценового преимущества не работает – нефтяные компании, по официальной версии, прибегают к согласованным действиям в ценовой политике. При этом актуализируются усилия Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

К факту, что разные продавцы держат очень близкие цены можно относиться по-разному. Скорее всего, одинаковые цены являются признаком конкуренции, а не монопольного сговора. В самом деле, продающееся на рядом расположенных заправках топливо не может сильно различаться по цене. Так не бывает. Владельцам АЗС не нужно специально договариваться о сближении цен – на это существует рынок. Он и выравнивает цены. На предпринимателе, который этого не понимает, рынок поставит крест. То, что оптовые поставщики повышают цены одновременно – это тоже еще не свидетельство сговора, так как на их действия оказывают влияние одни и те же факторы, среди которых инфляция, сезонность, изменение акцизов, удорожание транспорта и т.д. Шаблонно обвинять предпринимателей в ценовом сговоре, на наш взгляд, не вполне корректно. На то нужны специальные основания и доказательства. Таким образом, нами предложен вариант научного объяснения одинаковости цен на моторное топливо и фактов их синхронного повышения, отличный от известного мнения ФАС.

Влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов

Очевидно, что ценовая динамика на рынке нефтепродуктов определяется экономическим циклом воспроизводства и растущей потребностью в высококачественном моторном топливе. Впрочем, следует отметить и то, что на формирование экономической конъюнктуры влияют также такие внутренние факторы, как высокая степень изношенности основных производственных фондов отрасли (отдача от них перешагнула нижний допустимый предел) и огромной долей прибыли, изымаемой в государственный бюджет. Это препятствует работе экономического механизма среднесрочного цикла, связанного с процессами возмещения основного капитала.

Известно, что возмещение основного капитала за счет амортизации почти во всех случаях связано с модернизацией техники, которая представляет текущую ступень научно-технического прогресса и развития производительных сил. Характер этого движения в исследуемой отрасли, условия ведения предпринимательской деятельности в ней в значительной мере определяются финансовыми изъятиями государства для латания дыр в социальной сфере, датирования ряда регионов и т.п.

Нам известен один способ удовлетворения потребности в моторном масле и топливе – это уверенная, надежная и «бесконечная» работа двигателя. На рынке нефтепродуктов конкуренцию наиболее целесообразно, на наш взгляд, связывать с определением типа отраслевого рынка и со степенью близости к федеральным властным структурам, что обеспечивают нефтяным компаниям конкурентные преимущества. Следовательно. важнейшим для рынка нефтепродуктов фактором, определяющим конкуренцию и управляющим ею, является государственная политика.

По данным официальных источников лидирует дизельное топливо

Отечественный рынок нефтепродуктов – это рынок продавца с несовершенной конкуренцией, на регулирование цен которого государство оказывает весьма слабое влияние. Товары на данном рынке хорошо взаимозаменяемы вследствие своей однородности. Бензин и моторное масло обладают конкурентными преимуществами или недостатками только по сравнению с другими аналогичными товарами, предлагаемыми на рынке нефтепродуктов. Если такой альтернативы нет, то бензин, в отличие от масла, все равно будет куплен, даже на невзрачной и «подозрительной» заправке. В целом же при приобретении нефтепродуктов потребителю важны не они сами по себе, а степень комфортности условий работы двигателя внутреннего сгорания автомобиля. При этом надпись на канистре с маслом «Hergestellt in Deutschland» для потребителя эквивалентна надписи «Высокое качество».

В свете сказанного в будущем аналитиками известной компании по исследованию рынков РосБизнесКонсалтинг (РБК) прогнозируется рост производства моторных топлив, соответствующих более высоким экологическим стандартам, при этом в период до 2015 года ожидается опережающий рост потребления дизельного топлива по сравнению с автомобильным бензином. В структуре продукции, выпускаемой российскими НПЗ [1], наибольший удельный вес имеет дизельное топливо – более 31%. Именно производство дизельного топлива в течение 2001-2008 гг. развивалось наиболее динамично – почти на 30%. При этом объемы выпуска автомобильного бензина все еще недостаточно велики (в пределах 15-17%). Но темпы роста выглядят довольно впечатляюще – на 28% за 2001-2008 гг.

Как отмечается в исследовании компании РБК «Нефтеперерабатывающая отрасль России и рынок нефтепродуктов», за январь-декабрь 2007 года было выработано автомобильных бензинов на 725,9 тыс. тонн больше, чем за соответствующий период 2006 года или 102,1%, в том числе А-76(80) – 9016 тыс. тонн или 25,7% от общей выработки, АИ-92 и выше – 26005 тыс. тонн или 74,3%. За 12 месяцев 2007 года дизельного топлива было выработано на 2 088,8 тыс. тонн больше, чем за соответствующий период 2006 года или 103,3%, в том числе с содержанием серы до 0,05% - 22,2%, с содержанием серы от 0,05% до 0,2% – 72,8%, с содержанием серы 0,5% и выше – 5,0%.

За январь-декабрь 2007 года было выработано топочного мазута на 3114,1 тыс. тонн больше, чем за соответствующий период прошлого года или 105,3% [1].

То, на что следует обращать внимание аналитикам

Оценивая определенную информативность таких обзоров, сделаем следующие замечания.

Во-первых, нередко в официальных данных используется только часть показателей, отражающих экономическую конъюнктуру. Значительное число таких показателей вынуждает исследователей всегда ограничивать их круг. Следовательно, и анализ будет не всесторонним. Неучтенные показатели могут значимо характеризовать экономическую конъюнктуру и ее динамику, но исследователь об этом знать не будет. В результате неполноты анализа растет риск принятия неправильного предпринимательского решения. Так, например, из приведенных данных не следует вывод о том, что в ближайшее время в нефтеперерабатывающей отрасли России может наступить кризис.

Во-вторых, при исследовании экономической конъюнктуры нужно стараться не просто давать динамику изменения ее показателей по принципу «было…, стало…», но и установить взаимосвязи между показателями, а также определяющие их факторы. Например, интересно было бы определить точку слома тренда [2] зависимости «производство нефтепродуктов – степень изношенности перерабатывающего оборудования». В создавшихся в российской нефтепереработке условиях длительное наращивание объемов производства нефтепродуктов невозможно без инвестирования в основной капитал. Тем более, что после 2010 г. в структуре потребления моторного топлива непременно увеличится спрос на высококачественные сорта топлива, соответствующие стандартам ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

В-третьих, использование относительных величин, выраженных в процентах, в качестве показателей состояния и динамики экономической конъюнктуры (а это применяется сплошь и рядом) может дать искаженное представление о них. Например, отношение какого-либо показателя к его значению в предыдущем интервале времени () может меняться, да еще и по нелинейному закону, тогда как сам показатель будет иметь совершенно стабильную динамику.

Ранжирование исследуемых факторов по степени их влияния на рынок нефтепродуктов привело нас к следующим результатам:

1) соперничество ВИНКов [3] между собой за долю рынка;

2) влияние государства на рынок нефтепродуктов;

3) способность крупных поставщиков нефтепродуктов «договариваться».

Прочие факторы, на наш взгляд, не имеют существенного значения для исследуемого рынка.

[1] НПЗ — сокращение от «нефтеперерабатывающий завод» — прим. ред.

[2] Тренд — направленность изменения экономических показателей, определяемая путем обработки отчетных, статистических данных и установления на этой основе тенденций экономического роста или спада — прим. ред.

[3] ВИНК — сокращение от «вертикально-интегрированная нефтяная компания» — прим. ред.


Страница обновлена: 05.05.2024 в 12:38:42