Эффективность труда преподавателей как фактор роста конкурентоспособности вуза

Литвинова О.И., Черкасов В.Е.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (68), Август 2012

Цитировать:
Литвинова О.И., Черкасов В.Е. Эффективность труда преподавателей как фактор роста конкурентоспособности вуза // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 8. – С. 51-56.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17829081
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Отражена взаимосвязь эффективности трудовой деятельности преподавательского состава с конкурентоспособностью вуза. Выделены факторы конкурентоспособности высшего учебного заведения и определены факторы, влияющие на рост эффективности труда преподавателей. Исследование выполнено в рамках государственного заказа № 634952011 «Методология исследования и регулирование трудовой мобильности персонала промышленных предприятий в условиях инновационного развития».

Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, эффективность труда, факторы, рост конкурентоспособности



Становление вузов как субъектов рыночных отношений в условиях модернизации и инновационного развития экономики, продолжающееся реформирование системы образования оказали влияние на интенсивность развития конкуренции между высшими учебными заведениями. Сокращение государственного финансирования, борьба за абитуриентов, усиленная сложной демографической ситуацией, существенные изменения в процессе труда во всех сферах социально-экономической жизни общества, в том числе и в сфере образования, вызывают необходимость поиска дополнительных направлений, способных обеспечить вузу конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг.

Какие у вуза внутренние резервы?

На уровень конкурентоспособности вуза непосредственное влияние оказывают различные факторы. Традиционно большинство исследователей (Д.Л. Майсаков, О.М. Перминова, А.Л. Юданова и др.) классифицируют факторы, подразделяя их на внешние и внутренние. Данные группы факторов различаются по своей природе, характеру и степени воздействия на конкретное высшее учебное заведение, и характеризуют результативность его деятельности на рынке, выражающееся в качестве предоставляемых образовательных услуг.

Соглашаясь со значимостью исследований по выявлению факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность вуза, мы считаем, что мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности вуза, должны учитывать определяющие факторы, классификация которых по источникам формирования на макро -, мезо - и микроуровнях предусматривает выделение основных групп, исходя из их экономической природы и сущности, и позволяет определить внутренние резервы обеспечения конкурентоспособности вуза с учетом влияния внешней среды (рис. 1).

При этом к внешним факторам конкурентоспособности (макроуровень) относятся политико-правовые, структурно-отраслевые, региональные, рыночные, экономические, научно-технологические и инновационные (уровень экономического и научно-технического развития региона), социально-демографические, инфраструктурные, природно-географические; мезоуровень (имидж, конкуренты, СМИ, органы государственного контроля).

К внутренним факторам (микроуровень) относятся организационно-управленческие (количество и состав специальностей, направлений и форм обучения, качество профессорско-преподавательского состава и контингента обучающихся, качество предоставляемых образовательных услуг, научная деятельность профессорско-преподавательского состава, организационная структура управления), социально-экономические и маркетинговые (ценовая политика вуза, рекламная и профориентационная деятельность), материально-технические, информационно-коммуникационные, научно-технологические и инновационные.

В представленной классификации внутренние факторы рассматриваются как потенциальные возможности вуза. Эти факторы, по нашему мнению, играют определяющую роль в повышении качества образовательных услуг, способствуя формированию востребованных выпускников и оказывая влияние на рост конкурентоспособности вуза. Их влияние зависит от индивидуальных особенностей высшего учебного заведения, определяемых его профилем, потребностей страны, региона в подготовке конкурентоспособных квалифицированных кадров.

Специфика влияет на эффективность

Анализ данных факторов необходим для определения внутренних резервов и внешних возможностей и позволяет определить стратегию развития вуза, направленную на сохранение и наращивание конкурентных преимуществ. В сложившихся условиях конкуренции создание конкурентных преимуществ выступает как одна из основных целей соперничества участников рынка образовательных услуг. При этом эффективная трудовая деятельность профессорско-преподавательского состава вуза становится ключевым фактором для наращивания вузом конкурентных преимуществ.

Изучение различных подходов к рассмотрению эффективности трудовой деятельности позволило систематизировать классификацию факторов роста эффективности труда профессорско-преподавательского состава вузов с учетом специфики труда в сфере образования.

По нашему мнению, на экономические и социальные результаты труда в сфере образования влияют следующие факторы:

• организационно-экономические, состоящие из количественных (количество лекционных часов по дисциплине, количество практических часов по дисциплине, количество часов практики на предприятии и т.д.) и качественных (качество чтения лекций, качество проведенных практических и лабораторных занятий, качество организации практики на предприятии, организация рабочего места, обеспечивающая использование прогрессивных методов и организационных форм работы, совершенствование структуры управления и т.д.);

• материально-технические факторы (количество наименований лабораторного оборудования, количество единиц оборудования одного наименования, полезная площадь зданий высшего учебного заведения, приходящаяся на одного студента, технический уровень лабораторного оборудования, обеспеченность учебной, методической, периодической и научной литературой, и т.д.);

• научно-инновационные факторы (количество и значимость опубликованных преподавателями и студентами научных статей в отчетный период;

• объем финансовых средств, выделенных на НИР внешними заказчиками;

• интенсивность защит кандидатских и докторских диссертаций, получение ученых званий;

• доля аспирантов (соискателей), защитивших диссертации и оставшихся работать в вузе;

• доля студентов, прошедших выпускные квалификационные испытания и поступивших в аспирантуру вуза и т.д.);

• социальные факторы (степень зависимости материального вознаграждения студентов от качества их знаний, степень зависимости материального вознаграждения преподавателей от качества подготовки студентов, уровень развития системы социального обеспечения студентов и преподавателей в вузе);

• психофизиологические факторы, обусловленные индивидуальными особенностями человека, влияющие на время, затраченное преподавателем на передачу учебной информации и студентами на ее восприятие, а также на выполнение другой деятельности преподавателей (степень ответственности, уровень профессионализма, отношение к своей профессии, способность к обучению, состояние здоровья, возраст и др.).

Внутренняя среда как отражение эффективности

Эффективность трудовой деятельности персонала организации основывается, прежде всего, на создании соответствующих условий труда, организации рабочих мест, обеспечении оплаты труда. Выделенные факторы формируют внутреннюю среду, которая создает организационно-технические, социальные условия для эффективной деятельности преподавателей вуза. Воздействие инновационных процессов отражается на соответствующем влиянии факторов, и проявляется в необходимости формирования персонала определенного профессионально-квалификационного уровня, обеспечении его мобильности, реализации мероприятий по повышению его квалификации, разработке и использовании эффективной системы стимулирования труда. Необходимо отметить, что все факторы влияют на деятельность преподавателя через внутренние условия развития его личности.

Вывод

Создание условий для постоянного научного роста профессорско-преподавательского состава, обеспечение высокой мотивации преподавателей в постоянном совершенствовании своего профессионального мастерства, с одной стороны, и желание преподавателей развивать предметную область и повышать свою квалификацию – с другой, в конечном итоге могут привести к соответствию качества преподавания требованиям, предъявляемым рынком труда к профессиональному уровню выпускников, их успешной адаптации, что, в свою очередь, ведет к формированию положительного имиджа вуза и способствует повышению его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.


Источники:

1. Майсаков, Д.Л. Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза: Автореферат диссертации кандидата экон. наук: 08.00.05 [Текст]. – Тюмень, Тюменский гос. ун-т. 2002.
2. Перминова, О.М. Оценка уровня конкурентоспособности высшего учебного заведения [Текст] / О.М. Перминова, А.Л. Волменских // Вестник ИжГТУ. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006.
3. Юданова, А.Л. Конкурентоспособность вуза в системе регионального управления высшим профессиональным образованием (на примере Калининградской области): Автореферат диссертации кандидата экон. наук: 08.00.05 [Текст]. – Калининград: Российский государственный университет им. Иммануила Канта, 2007.
4. Ханкишиева М.С. Вуз как элемент рыночной экономики // Российское предпринимательство, 2011, №12, Вып.1

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:16:06