Формирование совокупности показателей оценки уровня инновационного развития транспортной инфраструктуры

Даянова Н.Н., Гилязутдинова И.В., Горелова Е.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (62), Февраль 2012

Цитировать:
Даянова Н.Н., Гилязутдинова И.В., Горелова Е.Н. Формирование совокупности показателей оценки уровня инновационного развития транспортной инфраструктуры // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 2. – С. 91-97.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17311660
Цитирований: 19 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Предложена система оценки инновационной деятельности предприятия инфраструктуры. Методика расчета охватывает все основные процессы, протекающие в различных функциональных областях. Представлена детализированная рейтинговая оценка показателей, характеризующих состояние производственной инфраструктуры промышленного комплекса, ее инновационное развитие.

Ключевые слова: инновационная активность, инновационный потенциал, развитие предприятий производственной инфраструктуры

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одной из главных составных частей социально-экономической политики является инновационная политика, имеющая целью создание конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках производств. Для этого необходимо провести серьезную работу по стимулированию освоения современных технологий, увеличению экспорта отечественной инновационной продукции, развитию инноваций в производственной инфраструктуре. Повышение конкурентоспособности предприятий производственной инфраструктуры тесно связано с активизацией инновационных процессов – внедрением высоких технологий в производство услуг.

Инновационная активность является количественно-качественной характеристикой инновационной деятельности и выражает степень реализации инновационного потенциала. При определении уровня инновационной активности следует учитывать особенности производственной инфраструктуры, а именно:

- инфраструктура не создает материальных благ, она выполняет обеспечивающую функцию, в связи с чем требуются специальные часто не рыночные механизмы ее развития, долевое участие в этом процессе различных заинтересованных отраслей;

- инфраструктура предназначена для обеспечения выполнения функций в нескольких отраслях, т.е. она носит межотраслевой характер;

- существование двух видов субъектов инновационной активности в сфере инфраструктуры: предприятия, которые сами развивают собственную инфраструктуру на основе технологических, управленческих, информационных и других инноваций, и предприятия, которые сами являются объектами инфраструктуры (обслуживающие грузопоток, энергетику, связь, водоснабжение и т.д.);

- эффект от инновационной активности предприятий, оказывающих услуги, можно назвать мультипликативным, поскольку влияние его распространяется на все обслуживаемые отрасли народного хозяйства;

- уровень инновационной активности в отраслях инфраструктуры в настоящее время в среднем ниже, чем в других отраслях.

Анализ показывает, что имеющиеся методики такой оценки нередко страдают односторонностью или недостаточно адаптированы к отечественным условиям, чем и обусловлена необходимость обращения к данной проблеме. При этом комплексных специальных исследований в этой области, учитывающих специфику сферы производственной инфраструктуры и отечественного производства, пока нет.

Уровень инновационного развития производственной инфраструктуры имеет зависимый характер и в определенной степени обусловлен потребностями производственной сферы. Не случайно в числе причин возникновения кризисных явлений все чаще называют противоречия между потребностями производства и обеспечивающими его инфраструктурами. Прогнозируется, что в ближайшие десять лет многие развитые страны войдут в полосу долгосрочного структурного кризиса, вызванного устареванием и слабостью инфраструктур, обеспечивающих эффективную работу компаний. Поэтому страны, имеющие возможность модернизировать свои инфраструктуры, могут перехватить инновационное лидерство. В связи с этим важно постоянно проводить мониторинг, на основании чего оказывать поддержку ключевым инфраструктурным составляющим, особенно это важно в отношении железнодорожного транспорта.

Инновационное развитие происходит во взаимодействии инфраструктур (поставщиков услуг) и производства (потребителей услуг). В инновационных условиях это взаимодействие разворачивается вокруг цепочки ценностей для конечного потребителя. Поэтому необходимо оценивать инновационную активность не только инфраструктурного предприятия, но и включать в систему оценки обслуживаемые производства. Конечно, измерение инновационной активности должно проводиться отдельно для каждого участника, а затем результаты должны складываться в «поле инновационных движущих сил».

Проведение корректной оценки производственной инфраструктуры дает достоверные сведения, о ее состоянии, которые позволяют определить основные направления инновационной политики развития инфраструктур, сферы инвестиционных вложений, распределение инвестиционных ресурсов в инновационное развитие тех или иных составляющих производственного потенциала инфраструктуры. С другой стороны, это дает возможность определить суммарный инновационный потенциал инфраструктуры [1].

Статистикой в настоящее время используется четыре группы показателей, описывающих отдельные аспекты инновационной деятельности: статистические показатели развития сферы исследований и разработок (затраты на исследования и разработки, численность исследовательского персонала и т.д.); патентная статистика; библиометрические данные о научных публикациях и цитируемости; технологический баланс платежей, характеризующий международный трансферт технологий.

Ограниченность этой информационной базы очевидна, поскольку данные показатели недостаточно характеризуют потоки нововведений в инновационной сфере, инновационной активности инфраструктурных объектов, влияние их инновационной активности на конкурентоспособность, эффективность производства. В целом они не дают представления ни о масштабах инновационной деятельности, ни о качестве ее результатов, которые можно эффективно использовать в управлении при разработке инновационных управленческих решений.

Поэтому предлагается методика оценки уровня инновационного развития производственной инфраструктуры, отличительной особенностью которой является введение таких показателей как: инновационный потенциал, инновационная активность, индекс инновативности и качественные показатели инновационности (рис.1). Практическое применение методики осуществляется поэтапно. На первом этапе определяются факторы, влияющие на уровень инновационного развития производственной инфраструктуры, и система показателей по каждой группе факторов.

Инновационная активность является характеристикой динамизма инновационной деятельности объектов производственной инфраструктуры, она оценивается по скорости и объемам создания, продвижения на рынок и использования инноваций в хозяйственной деятельности. Сюда относятся показатели, определяющие привлеченные инвестиции, рост объемов производства инновационной продукции, долю инновационно активных предприятий в сфере производственной инфраструктуры.

Качественные показатели инновационности характеризуют способность обновляться. При этом процессы обновления должны быть постоянными и ритмичными, в достаточной степени технологизированными, т.е. стандартными процедурами достижения целей обновления. Инновационность, по мнению некоторых авторов, является наряду с адаптивностью основным компонентом конкурентоспособности инфраструктурных организаций. Важнейшими показателями данного порядка выступают восприимчивость инноваций, готовность к инновациям, интенсивность внедрения инноваций, чувствительность к инновационным изменениям в основном производстве [2].

1

Рис. Четырехкомпонентная методика оценки уровня инновационного развития производственной инфраструктуры

Индекс инновативности представляет собой показатель относительного изменения данного уровня исследуемого явления по сравнению с другим его уровнем, принятым за базу сравнения. Здесь важно проанализировать данные, отражающие долю персонала, занятого исследованиями и разработками, доли затрат предприятия на инновации, уровень интернетизации, внедрение информационно-коммуникационных технологий.

На втором этапе оцениваются показатели уровня инновационного развития объектов производственной инфраструктуры. Составляется шкала оценки.

За основу была взята методика, предложенная С.С. Ахметзяновой для оценки уровня инновационного развития производственного потенциала предприятий [1]. Были выделены типы уровня инновационного развития производственной инфраструктуры:

- тип А – высокий уровень инновационного развития производственной инфраструктуры: инфраструктурный комплекс, объекты инфраструктуры с высоким инновационным потенциалом и высоким уровнем восприятия инноваций или потенциальные инновационные лидеры готовые к инновациям;

- тип B - cредний уровень: инфраструктурный комплекс, объекты инфраструктуры с инновационным потенциалом среднего уровня, при котором производится большой объем инновационной продукции, однако нет условий для создания новых знаний;

- тип C - низкий уровень: инфраструктурный комплекс, объекты инфраструктуры с нереализованным интеллектуальным потенциалом и отсутствием устойчивых связей между наукой и производством;

- тип D - крайне низкий уровень: характеризуется практическим отсутствием достижений по всем анализируемым показателям;

- тип E– инновационное развитие невозможно.

На третьем этапе на основе количественных оценок отдельных факторов рассчитывается интегральный четырехкомпонентный показатель уровня инновационного развития производственной инфраструктуры по формуле:

СПИР=ИП×(1-ИР) × (1+ИА) × I,

где СПИР – сводный показатель уровня инновационного развития объектов производственной инфраструктуры, %;

ИП – инновационный потенциал предприятия, %;

ИР – инновационность, в долях единицы;

ИА - инновационная активность предприятий производственной инфраструктуры, в долях единицы;

I – индекс инновативности.

Достоинствами предлагаемой методики оценки уровня инновационного развития производственной инфраструктуры являются возможность оценки уровня в динамике; комплексность исследования уровня инновационного развития; возможность сравнения фактических значений показателей с оцененными значениями показателей, учет взаимосвязи с основным производством.


Источники:

1. Ахметзянова С.С. Организационно-экономические проблемы инновационного развития производственного потенциала предприятий нефтехимического комплекса [Текст] / С.С. Ахметзянова, И.В. Гилязутдинова. – Казань: Изд-во Казанского госуд. технол. ун-та, 2006.
2. Ахметзянова С.С. Управление инновационным развитием производственного потенциала предприятий нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан [Текст] / С.С. Ахметзянова, И.В. Гилязутдинова // Вестник Казанского технологического университета, 2006, №12.
3. Кушлин В.И. Инновационность хозяйственных систем [Текст] / В.И. Кушлин, А.Н. Фоломьев, А.З. Селезнев, Е.К. Смирницкий. – М.: Эдиториал УРСС, 2006.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:09:39