Виды и организационные модели электронной коммерции

Сидорова О.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 (61), Январь 2012

Цитировать:
Сидорова О.В. Виды и организационные модели электронной коммерции // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 1. – С. 95-100.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17310488
Цитирований: 26 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Современные достижения в развитии коммуникационных технологий привели к созданию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло возможности роста электронной коммерции как новой формы организации торгово-экономической деятельности хозяйствующих субъектов. Рассматриваются электронные формы организации современных торговых сделок, раскрываются особенности современных моделей электронной коммерции.

Ключевые слова: электронная коммерция, электронная торговля, электронный бизнес, электронные банки



На экономических факультетах ряда ведущих зарубежных университетов с середины 1990-х годов было введено преподавание учебных дисциплин «Электронная коммерция», «Электронный бизнес», «Мировая электронная экономика» и др.

Новые «рельсы» для бизнеса

Термин «электронная коммерция» (от англ. electronic commerce, EC, e-сommerce) получил широкое распространение сначала в международных, а затем в российских средствах массовой информации и работах экономистов.

Однако до сих пор не сложилось устоявшихся определений терминов электронный бизнес», «электронная коммерция», «электронные экономические сделки» и т.п. Более того, данные понятия часто используются на взаимозаменяемой основе. Это является следствием, с одной стороны, относительной новизны вышеназванных понятий, а с другой – многообразием существующих подходов к определению сущности и характеристик данных явлений в современной экономике.

Электронная коммерция развивается в разных секторах экономики и в разных странах с различной скоростью. Ряд услуг, например финансовых, уже сегодня весьма успешно предоставляется в электронном виде, но перевод всего бизнеса на «электронные рельсы» сдерживается из-за сложности решения проблем, связанных, в частности, с низким уровнем криптографических продуктов, необходимых для обеспечения коммерческой тайны, а также ряда других.

Впервые термин «электронный бизнес» был использован компанией IBM, которая определила его как «преобразование основных бизнес-процессов при помощи интернет-технологий» (1990-е годы) [1].

Исследовательская организация Gartner Group охарактеризовала «электронный бизнес» как «средство постоянной оптимизации хозяйственной деятельности фирмы посредством цифровых технологий» [2].

Консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers считает электронный бизнес «интеграцией систем, процессов, организаций, цепей, которые создают стоимость, и рынков, использующих Интернет, и связанных с ними технологий и концепций» [3].

Электронная коммерция обладает рядом преимуществ. Например, финансовый, производственный и человеческий капитал, необходимый для организации торговых сделок в случае электронной коммерции обходятся дешевле, чем в «реальном» режиме. Заказ товаров через Интернет, при прочих равных условиях, для ряда покупателей более предпочтителен, чем покупка в обычных торговых точках. Клиенту максимально быстро и удобно необходимо получить наиболее качественный из предлагаемых продуктов по наиболее оптимальной цене. Интернет дает возможность организовать коммерцию таким образом, чтобы результат удовлетворял обоим параметрам.

Необходимо отметить, что не каждый товар подходит для Интернет-торговли. Например, предоставление услуг невозможно в виртуальном режиме, если они не затрагивают информационную сферу. Электронный способ осуществления коммерции не подойдет для продажи товаров, которые покупатель должен пощупать или примерить. Идеально подходят для электронной коммерции товары, чьи характеристики можно описать текстовым методом, а внешний вид имеет значение ровно настолько, насколько он может быть отображен адекватной фотографией. Таковы все виды технических устройств: компьютеры, телевизоры, видеокамеры, телефоны.

Относительно беспроигрышным и прибыльным способом торговли через Интернет является продажа информации, куда входит реализация веб-сайтов и различных инструментов для их обустройства. Пожалуй, все виды услуг, которые возможны с использованием удаленного способа совершения коммерческих операций, так или иначе связаны с созданием, наполнением и продвижением сайтов. В этом случае Интернет выступает уже не как пространство для коммуникации продавца и потребителя, а как рекламная площадка, где один предприниматель информирует клиента о своих услугах, а другой –предоставляет адекватную возможность подачи сведений о себе.

О видах и моделях электронной коммерции

К наиболее распространенным в настоящее время видам электронной коммерции относятся:

1. Электронные магазины, обычно представляющие собой веб-сайт с каталогами продукции, виртуальной «тележкой» покупателя и перечислением возможных способов оплаты. Доставка товаров в большинстве случаев осуществляется по почте или, в случае приобретения электронных товаров, непосредственно по сети Интернет.

2. Аренда программного обеспечения и микроплатежи, в рамках которых за пользование отдельными элементами программного продукта с клиента берется весьма незначительная плата. Толчком к развитию данного направления явилось распространение технологии Java, предполагающей, что некоторые программные компоненты, необходимые для выполнения определенных задач, подкачиваются непосредственно с веб-сервера по сети.

3. Продажа информации. Сюда относится, например, подписка на базы данных в режиме реального времени. Этот вид услуг в настоящее достаточно распространен в нашей стране, например, базы данных «Россия-он-Лайн», «Гарант-Парк» и др.

4. Электронные банки, отличающиеся относительно невысокими издержками организации и широким охватом клиентов. За счет этого электронный банк имеет возможность предоставлять клиентам по более низкой цене больший спектр банковских и иных услуг, чем у традиционного банка.

Что касается моделей организации электронной коммерции, то в настоящее время выделяют их следующие типы:

• модель «Бизнес-Бизнес» (Business-to-Business или В2В). Модели данного типа характеризуются автоматическим взаимодействием бизнес-процессов компаний, использующих сеть при заказах поставщикам, получении счетов и оплаты. Посредством специальных шлюзов обеспечивается автоматическая связь системы бизнес-процессов с Интернетом;

• модель «Бизнес-Потребитель» (Business-to-Consumer или В2С). Эта модель характеризует сектор, ориентированный на работу компаний с индивидуальными потребителями товаров или услуг;

• модель «Бизнес-Администрация» (Business-to-Administration или В2А). Включает в себя все разновидности сделок, заключаемых между компаниями и правительственными организациями;

• модель «Потребитель-Администрация» (Consumerto-Administration или С2А). Данная модель находится в настоящее время в начальной стадии функционирования. Ее реализация даст возможность расширить электронное взаимодействие в таких сферах жизнедеятельности, как, например, социальное обеспечение.

В последнее время специалисты анализируют и модель «Потребитель-Потребитель» (Consumer-to-Consumer или С2С), представляющую собой сектор, охватывающий общение потребителей, объединенных посещением определенного веб-сайта. Считается, что любой электронный магазин можноотнести к этой сфере электронной коммерции. Вокруг веб-сайтов возникает некое сообщество посетителей, объединенных общими интересами. Примером подобного сообщества являются электронные аукционы, проводимые на специализированных площадках в сети Интернет.

Наибольшее влияние Интернет оказывает на электронную коммерцию между компаниями (модель В2В). По оценкам аналитической фирмы Forrester Research, объем торговли в режиме on-line для бизнеса (В2В) примерно в 10 раз превышает аналогичный показатель для сектора В2С. Web-ориентированные предприятия, ведущие коммерцию В2В, получают прибыль самыми разными путями: они могут оказывать помощь другим предприятиям в организации сайтов для продажи товаров и услуг, действовать в качестве маклеров на аукционах и получать проценты от каждой продажи, а также предоставлять другим организациям место на своих Web-сайтах для размещения рекламы. Так, в поисковом механизме Yahoo! был осуществлен переход к коммерции В2В в надежде быть подхваченным волной успеха [4].

Выводы

Наибольший эффект от электронной коммерции смогут получить страны, преуспевшие в создании благоприятной конкурентной среды и адекватной законодательной базы для ее развития. Применительно к России, присоединившейся к ВТО, это может означать целесообразность разработки эффективных законодательных рамок по регулированию электронной коммерции, рассмотрение возможности участия страны в соглашении по товарам информационных технологий, принятие достаточно высоких обязательств по либерализации рынка телекоммуникаций. С учетом того, что в перспективе неизбежно усилится роль трансграничного предоставления услуг через Интернет, следует, очевидно, весьма тщательно и с учетом всех последствий сформулировать российские обязательства в отношении данного способа оказания услуг в секторах, набирающих обороты в сфере электронной коммерции (финансовые, образовательные, туристические и ряд профессиональных услуг).

Сказанное отражает весь тот огромный объем работы, который предстоит проделать российским законодателям, правительственным и частным структурам, связанным с этой набирающей обороты и, несомненно, перспективной отраслью, чтобы дать мощный импульс развитию электронной коммерции, а также направить процесс ее дальнейшего развития в необходимое русло с учетом международных норм и требований.


Источники:

1. Рублевская Ю.В., Попов Е.В. Моделирование бизнеса в интернет-среде [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом, 2001, №2
2. Strauss, Judy and Frost, Raymond. E-marketing. – Upper Saddle River: Prentice-Hall, 2001.
3. PriceWaterhouseCoopers, 1999, E-Business made in Switzerland, Zurich, Р.5. [Электронный ресурс] // http://www.pwcglobal.com/ch/ger/ins-sol/publ/ebiz/ebizmadeinch.pdf.
4. Шляхтина С. Интернет и электронная коммерция в цифрах и фактах. // КомпьютерПресс, 2002, №1 [Электронный ресурс] // http://www.compress.ru/Index.aspx.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:18:42