Роль предприятий малого бизнеса в повышении инновационности российской экономики

Шевченко С.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (48), Декабрь 2010

Цитировать:
Шевченко С.А. Роль предприятий малого бизнеса в повышении инновационности российской экономики // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 12. – С. 68-72.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15341415
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются особенности инновационной деятельности и функционирования предприятий малого бизнеса. Сделан вывод об эффективных условиях, которые сложились для осуществления инноваций в сфере малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, инновационная деятельность, модернизация экономики



Современный этап развития российской экономики связан с ее модернизацией. При этом важным направлением является активизация инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, способствующая существенному повышению конкурентоспособности предприятий.

Немного о терминах…

Инновационная деятельность – это деятельность, которая направлена на:

а) создание уникальной новой продукции (работы, услуги) или на производство продукции (работы, услуги) с новыми свойствами;

б) создание и применение новых или модернизацию существующих технологий по производству, использованию и распространению продуктов (работ, услуг); а также других видов инноваций (кадровых, структурных, информационных и др.), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

В экономической литературе нередко отождествляются понятия «инновация», новшество» и «нововведение».

Инновация – многоаспектное явление, признаками которого являются:

• использование достижений науки и передового опыта;

• создание благ (технологии) более высокого качества;

• целевое изменение в функционировании предприятия как системы, повышающее ее эффективность;

• создание новой потребительской стоимости, произведенной на основе внедрения новых научно-технических достижений;

• способность удовлетворять конкретным общественным потребностям и давать те или иные положительные экономические эффекты;

• процесс создания, распространения и использования нового практического средства;

• процесс инвестирования финансовых средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.

Новшество – оформленный результат исследований в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности; вид научной, технической или иной документации, описывающей технологические, организационные, управленческие и другие процессы и явления.

Нововведение – процесс внедрения, распространения и использования новшеств, в результате чего происходит удовлетворение общественных потребностей в продуктах, процессах, услугах более высокого качественного уровня, чем применявшиеся ранее.

Анализ экономической литературы показал, что для инновационной деятельности предприятия характерны следующие особенности:

• вовлечение максимально возможного числа источников инновационных идей;

• наличие стимулов инновационной деятельности;

• эффективное использование интеллектуального потенциала предприятия;

• экономия издержек в ходе всего жизненного цикла нововведений;

• стремление руководителей к максимальной сбалансированности технологических и экономических факторов;

• высокая степень риска, контроль за промежуточными этапами внедрения инноваций для того, чтобы в случае отсутствия конкретных результатов принять решение о прекращении работ;

• сложность установления зависимости результатов от затраченных ресурсов и размеров инвестиций;

• отсутствие факторов, тормозящих процесс инноваций (например, бюрократических процедур) и другие.

Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие основные признаки инновационной деятельности предприятия:

• использование достижений науки, техники и передового опыта, направленность инновационных идей на потребителя товаров (работ или услуг);

• степень риска, инновационный потенциал предприятия, затратность и мотивация инновационной деятельности.

Малые формы рождают большие инновации

В условиях модернизации российской экономики государство отводит особую роль в развитии инновационной деятельности предприятиям малого бизнеса, которые работают в области коммерциализации знаний и технологий.

А. Шадрин выделил три причины особой роли малого бизнеса в развитии инноваций:

1) малый бизнес находится в авангарде освоения новых идей;

2) малый бизнес имеет больше мотиваций для развития инноваций, чем крупный и средний бизнес;

3) малый бизнес реально работает в инновационной сфере и его необходимо поддерживать.

В нормативных документах при рассмотрении вопроса о формировании инфраструктуры инновационной системы указывается на содействие созданию и развитию малых инновационных предприятий, на привлечение организаций малого и среднего предпринимательства к участию в целевых программах и инновационных проектах. Такое внимание к малому бизнесу со стороны государства связано с особенностями функционирования предприятий данной сферы, где условия реализации инновационных процессов наиболее благо приятны. Рассмотрим особенности функционирования предприятий малого бизнеса.

Среди них можно выделить следующие:

• гибкий, инициативный и мобильный характер деятельности;

• возможность прямых контактов с потребителями;

• направленность на актуальные потребности покупателей продукции (работ, услуг);

• высокая степень восприимчивости к инновационной деятельности;

• ориентация на конечный результат;

• оперативное принятие управленческих решений;

• отсутствие бюрократических процедур ввиду минимальной управленческой иерархии предприятий;

• ориентация деятельности на малые ниши рынков;

• высокая мотивация предпринимательской деятельности и готовность идти на риск;

• низкие издержки;

• заинтересованность в ускоренной разработке и использовании новых технологий, производстве новых продуктов из-за ограниченности всех видов ресурсов;

• постоянное стремление к повышению своей конкурентоспособности.

Предприятия малого бизнеса по сравнению с крупным бизнесом:

• более склонны к радикальным изменениям;

• реализуют менее капиталоемкие проекты, но направленность этих проектов имеет более широкий спектр.

Особенности функционирования малых предприятий позволяют создать благоприятные экономические условия для реализации инновационного процесса. Таким образом, эффективно функционирующий малый бизнес для повышения инновационности российской экономики может дать:

• ускорение процесса внедрения новаций в связи со стремлением к низким издержкам;

• возможность прямых контактов с потребителями;

• внедрение инноваций, направленных на актуальные запросы потребителей продукции (работ, услуг);

• быстрое восприятие и распространение технических новшеств;

• отсутствие бюрократических процедур, тормозящих инновационный процесс;

• мобильность (способность быстро переориентироваться на выпуск новой продукции);

• стремление к быстрому получению результатов с соответствующей ответственностью за них;

• создание мотивационной среды для развития инноваций;

• инициативный и гибкий характер деятельности с учетом конкурентоспособности продукции на рынке;

• подвижность организационной структуры управления.

Для эффективной реализации инновационных процессов на малых предприятиях необходимо создание ряда условий как на уровне государства, так и на уровне самого предприятия. Со стороны государства можно выделить следующие мероприятия:

• распределение бюджетных финансовых ресурсов в соответствии с системой государственных научных приоритетов;

• разработку и реализацию мер налоговой, таможенной и тарифной политики, предоставление льгот предпринимателям, осуществляющим инновации;

• создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности; создание консультационной сети для инновационных предприятий;

• проведение мероприятий, направленных на охрану, использование и защиту результатов интеллектуальной деятельности и др.

Не менее важными являются мероприятия, направленные на повышение эффективности инновационной деятельности на уровне предприятия за счет его внутренних ресурсов.

Среди них приоритет получают:

• экономические(формирование резерва финансовых средств для реализации инновационной деятельности, поэтапное финансирование инноваций из различных источников предприятия, определение четких ожидаемых результатов инновационной деятельности, систематическое оценивание инновационной деятельности организации через систему показателей);

• технологические (повышение экономической безопасности через включение специальных антирисковых мероприятий;

• диверсификация инновационных работ с целью обеспечения возможности компенсации убыточных научно- исследовательских за счет других, более удачных;

• учет профильности предприятия и его опыта при выборе приоритетных направлений инновационных работ);

• организационно-управленческие (проведение структурных изменений, направленных на разделение полномочий и ответственности, формирование гибкой организационной структуры и демократического стиля управления, организация работы по поиску высококвалифицированных специалистов);

• информационные (создание базы данных о достижениях научно-технического прогресса и систем мониторинга инновационной деятельности, контроль за сохранением конфиденциальной информации).


Источники:

1. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 05.08.2005 №2473п-П7) . – [М., 2005]. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Шевченко, С.А. Инновация как ключевая категория инновационной экономики: основные подходы к определению понятия // Вопросы экономических наук, 2010. № 5.
3. ИА «Альянс Медиа» МБ отводится главная роль в развитии инноваций [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.allmedia.ru.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1662-р (ред. от 08.08.2009). [М., 2009]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Теория инновационной экономики: Учебник / Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
6. Шевченко, С.А. Управление инновационной деятельностью организации на основе использования ее внутренних ресурсов // Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития: 7-ая Всероссийская научно-практическая конференция: Сборник статей / МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:22:03