Инновационный потенциал предприятия: сложность определения и основные особенности

Медведева С.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (46), Октябрь 2010

Цитировать:
Медведева С.А. Инновационный потенциал предприятия: сложность определения и основные особенности // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 10. – С. 35-39.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15246996
Цитирований: 40 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлены различные точки зрения ученых на сущность и структуру инновационного потенциала предприятия, обоснована проблематика необходимости уточнения данного понятия. Дается авторская трактовка инновационного потенциала предприятия.

Ключевые слова: инновационный потенциал, инновационный потенциал предприятия, структура инновационного потенциала, сущность инновационного потенциала



В настоящий момент в российской экономике наблюдается диспропорция между наличием инновационных возможностей и их реальным воплощением на практике. Немногие предприятия России имеют сильный инновационный потенциал (далее – ИП), но еще меньше могут эффективно его использовать. Проблема связана с отсутствием комплексных исследований, методологических разработок и концептуальных подходов к оценке инновационного потенциала и эффективности его использования. В силу этих причин исследование потенциала предприятия является актуальной задачей.

Роль инновационного потенциала в практике предприятий

Понятие потенциала предприятия – это сложная категория. Оно введено в практику исследования с целью разрешения неопределенности, связанной с отсутствием какой-либо информации об условиях функционирования в будущем.

Вне привязки к конкретной сфере, потенциал можно рассматривать как способность материи переходить от возможности к реальности, от одного состояния в другое. При этом потенциал есть мера единства достигнутого, которое может быть использовано с определенной целью, и возможного, то есть достижимого при определенных условиях.

Потенциал организаций – главный критерий целесообразности их существования. Развитие потенциала ведет к развитию организации и ее подразделений, а также всех элементов производственной системы. Сегодня ИП играет существенную роль в обеспечении устойчивого функционирования ПС. Понятие «инновационный потенциал» стало «концептуальным отражением феномена инновационной деятельности».

Вопросы формирования и развития ИП находят широкое освещение в работах зарубежных (И. Ансофф, П. Друкер, Б. Твисс, Дж. Томпсон, С. Уинтер, К. Фримен, П. Хайт, Й. Шумпетер и др.) и отечественных авторов (В.Д. Андрианов, С.Ю. Глазьев, Г.Я. Гольдштейн, В.Ф. Гринев, Г.И. Жиц, П.Н. Завлин, В.Г. Матвейкин, О.П. Молчанова, А.И. Пригожин, А.А. Трифилова, Р.А. Фатхутдинов, Ю.В. Яковец и др.).

Вместе с тем само понятие «инновационный потенциал» не имеет однозначной трактовки, отсутствует комплексное изучение его сущности и структуры как социально-экономического феномена. В настоящее время вопросам формирования ИП в экономической литературе уделяется достаточно много внимания, однако существующая информация зачастую носит отрывочный и противоречивый характер и не имеет однозначной интерпретации. Очевидно, что неоднозначность в понимании сущности и структуры ИП в значительной мере затрудняет выработку конкретных практических рекомендаций по его формированию и эффективному использованию в целях стимулирования инновационной активности как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне национальной экономики. Также это создает сложности в проведении количественной и качественной оценок ИП.

Инновационный потенциал: определение и сущность

Проанализируем подробнее существующие трактовки понятия ИП. Само слово «потенциальный» заимствовано в ХIХ веке из французского языка, где potential в буквальном смысле – «могущий быть». Другими словами, термин «потенциал» означает возможности той или иной системы, ее внутренние ресурсы, мощность и энергию, которые могут быть мобилизованы для тех или иных целей при тех или иных условиях.

В переводе с латинского (potentia) потенциал – сила, способность, возможность, существующая в скрытом виде и реализующаяся при наличии определенных условий. То есть в дословном переводе инновационный потенциал можно рассматривать как «способность к инновациям». Тем не менее, несмотря на казалось бы очевидный перевод, у этого понятия так же, как и у понятия «инновации», существуют различные определения, каждое из которых раскрывает одну или несколько его характеристик, при этом в одном случае акцент делается на институциональные структуры, а в другом привязывается к конкретному уровню (предприятие, национальная экономика и т.д.).

Рассмотрим некоторые из имеющихся определений ИП.

М.В. Герасимов, Л.С. Минина и др. рассматривают ИП как систему, включающую капитал, собственные инновации, заемные инновации и проекты, взаимодействие которых направлен она эффективное развитие техники и технологии производственной системы. Основной задачей потенциала является формирование необходимой структуры инноваций, достаточной для обеспечения целенаправленного роста капитала, который реализуется технологией управления проектами. Г.И. Жиц рассматривает ИП как количество экономических ресурсов, которые в каждый конкретный момент общество может использовать для своего развития. Эти ресурсы распределены между тремя основными сегментами макросистемы: научно-техническим, образовательным и инвестиционным. И в результате формируются научно-технический потенциал, образовательный потенциал и инвестиционный потенциал, которые в совокупности образуют инновационный потенциал макросистемы.

К.Б. Лисин, В.Н, Фридлянов полагают, что ИП предприятия – это совокупность научно-технических, технологических,инфраструктурных, финансовых, правовых, социокультурных и иных возможностей, которая способна обеспечить восприятие и реализацию новшеств, то есть получение инноваций.

Предлагаемый подход к структуре ИП

ИП, по мнению авторов, состоит из четырех частей.

1. Задел научно-технических (технологических) собственных и приобретенных разработок и изобретений. Причем здесь учитывается также возможность и способность предприятия или организации найти и приобрести права на использование необходимых ему разработок, а также заказать новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по интересующей тематике.

2. Состояние инфраструктурных возможностей самого предприятия, организации, обеспечивающих прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла, превращение его в нововведение или инновацию.

3. Внешние и внутренние факторы, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими частями совокупного потенциала промышленного предприятия, научно-технической организации и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла.

4. Уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости к новшествам персонала предприятия, организации, его готовности и способности к реализации новшеств в виде инноваций.

В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий и др. считают, что структура ИП может быть представлена единством трех его составляющих (ресурсной, внутренней и результативной), которые сосуществуют взаимно, предполагают и обуславливают друг друга и проявляются при использовании как его триединая сущность (рис. 1).

Рис.1. Структура инновационного потенциала

А.А. Трифилова понимает под ИП предприятия способность хозяйствующего субъекта наиболее эффективно реализовывать ту или иную функциональную задачу при максимальном использовании имеющихся экономических ресурсов.

Под ИП в данном случае понимаются экономические возможности предприятия по эффективному вовлечению новых технологий в хозяйственный оборот. При этом возможностями предприятия выступают следующие ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности:

  • интеллектуальные (патенты, изобретения, промышленные образцы, технологическая документация);
  • материальные (оборудование, необходимое для исследований, опытноприборная база);
  • финансовые;
  • кадровые (персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);
  • инфраструктурные (собственные подразделения НИР и ОКР, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);
  • дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (связи с НИИ и вузами, в том числе зарубежными; ресурс площадей, информационный отдел, опыт управления проектами и др.).
  • Вывод

    Таким образом, на основании вышеизложенной информации категорию «инновационный потенциал» можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей (субъекта-новатора, потребителя, рынка и т.п.). При этом эффективное использование ИП делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть из одного состояния в другое (а именно от традиционного к новому). Следовательно, ИП – это своего рода характеристика способности системы к изменению, улучшению, прогрессу.

    Подводя итог, можно сказать, что в современной литературе определения ИП имеют самый широкий охват: начиная от узких (например, оценка годового объема производимой продукции) и заканчивая всеобъемлющими (связанные с оценкой социально-экономической системы). Все имеющиеся направления в исследовании ИП можно разделить на две категории:

    1. Ресурсное направление исследования. В данном случае ИП рассматривается как совокупность ресурсов, а его оценка сводится к определению стоимости доступных ресурсов. Уровень использования определяется отношением полученного результата к объему примененных ресурсов.

    2. Результатное направление исследования. ИП рассматривается как способность хозяйственной системы удовлетворять общественные потребности при наличии определенных благ. Оценка ИП в этом случае сводится к оценке количества благ, которое субъект способен произвести при имеющихся у него ресурсах.

    В данном случае мы предлагаем следующую трактовку: инновационный потенциал предприятия – это способность (возможность) предприятия с учетом воздействия внешней среды при достаточном (необходимом) ресурсном обеспечении получить собственный инновационный продукт, наделенный новыми, уникальными, не встречавшимися ранее свойствами, в текущих конкурентных условиях.


    Источники:

    1. Андрианов Д.С. Сущность и структура инновационного потенциала предприятия. – М.: 2005.
    2. Герасимов В.В., Минина Л.С., Васильев А.В. Управление инновационным потенциалом производственных систем: Учебное пособие. – Новосибирск: Новосибирский государственный архитектурно-строительный ун-т, 2003.
    3. Горшков Р.К. Формирование инновационного потенциала предприятия: ресурсный подход // Проблемы современной экономики, № 4 (12).
    4. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, Л.В. Минько, В.П. Таров, Л.Н. Чайникова, О.И. Летунова. – М.: Машиностроение-1, 2007.
    5. Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Инновационная деятельность предприятия. – М.: Эксмо, 2001.
    6. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом, 2000. – № 3.
    7. Коробейников О.П., Трифилова А.А. Интеграция стратегического и инновационного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, 2001. – № 4.
    8. Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
    9. Фридлянов В.Н., Лисин К.Б. Инновационный потенциал как фактор развития (Межгосударственное социально-экономическое исследование) // http://masters.donntu.edu.ua.
    10. Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Оценка инновационного потенциала национальной экономики // Финансы и кредит, 2005. – № 33.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:09:30