Менеджмент в виртуальной среде

Мартынов Л.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (40), Апрель 2010

Цитировать:
Мартынов Л.М. Менеджмент в виртуальной среде // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 4. – С. 128-134.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13534976
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены принципиальные возможности использования принципов инфокомного менеджмента с целью значительного расширения экономического использования инфокомной среды. В частности, реализация схемы перехода «от телеконтактов к телеконтрактам», то есть перехода от прямых к опосредованным коммуникациям с использованием электронной цифровой подписи.

Ключевые слова: информационные технологии, инфокомный менеджмент, информационно-компьютерно-телекоммуникационные сети, инфокомная среда, нематериальные ресурсы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Одним из ярких феноменов современности является формирование и развитие среды опосредованных коммуникаций, в рамках которой используются новейшие информационно-компьютерно-телекоммуникационные сети, а также средства систем и технологий с соответствующим программным обеспечением (ИКСТ). Такая среда в наших работах была названа инфокомной средой (ИКС) [1].

Данная среда, являющаяся по своей природе виртуальной средой, имеющая артефактную1 основу, в настоящее время приобретает все больше значение «квази-бытия», дополняющего естественную среду жизнедеятельности. Поэтому люди и организации, применяя ИКСТ, могут в инфокомной среде достигать своих целей в таких коммуникативных режимах как телесотрудничество, телесодействие, телевзаимодействие, телевоздействие [2].

(1 Артефакт, как известно, содержит в себе одновременно и материальную, и идеальную (концептуальную) основы. Артефакты – материальные объекты, они создаются в процессе целенаправленной человеческой деятельности, но они также и идеальные объекты, так как их материальная форма формируется на основе прошлого опыта в процессе взаимодействия сознания с внешним миром; при этом они продолжают участвовать в этом взаимодействии и в настоящем в качестве опосредующего звена.)

В условиях инфокомной среды можно эффективно управлять участниками соответствующих экономиких процессов. Данное управление способно учитывать своеобразное триединство особенностей, а именно:

  • когнитивную (познавательную) сущность субъект-субъектных и субъект-объектных отношений (α1);
  • человеческих механизмов интерпретации информации, преобразовывая ее в знания, которые необходимы для принятия решений и создания новых знаний (α2);
  • формирование и использование ресурса «знания сотрудников», в том числе и как приоритетного фактора, актива, потенциала, капитала современной организации применительно к специфике рассматриваемой среды (α3).
  • В «традиционной» экономике, использующей преимущественно материальные ресурсы, реализуется бизнес-схема «от контактов к контрактам», которые заключаются при личных встречах людей. В рассматриваемой инфокомной среде циркулируют такие нематериальные ресурсы как знания, идеи, гипотезы, концепции, различные интеллектуальные новации, «ноу-хау», схемы их коммерциализации и другие виды нематериальных ресурсов (НР).

    Поэтому в инфокомной среде возможна реализация схемы «от телеконтактов к телеконтрактам» [3]. Теперь они заключаются в ходе не прямых, а опосредованных коммуникаций с использованием электронной цифровой подписи. Осуществление подобных трансакций с применением ИКСТ не имеет принципиальных ограничений системно-сетевых масштабов, а их ценность2 определяется содержащимися в них знаниями сотрудников организаций. Вот почему «знания» как экономический ресурс рассматриваются в инфокомной среде в качестве приоритетного среди всех других нематериальных ресурсов. (2 Как и ценность любой составляющей указанных нематериальных ресурсов.)

    Используя возможности современных ИКСТ все большее число организаций начинают осваивать Интернет для своего бизнеса. Это позволяет им успешно сотрудничать с партнерами, вступая с ними в самые разнообразные деловые интеракции, реализуя следующее триединство условий:

    а) «не ощущая» географической удаленности от партнеров (β1);

    б) невзирая на разницу часовых поясов (β2);

    в) сохраняя телевзаимодействия в режиме реального времени(β3).

    Указанные условия, как бы сжатого континуума «пространство-время» для нематериальных ресурсов, быстро распространяющихся в инфокомной среде, требуют новых управленческих принципов, методов, средств, форм, методик, процедур, правил, инструментария, технологий.

    Поэтому нами ранее были предложены механизмы инфоком-менеджмента [4], адекватные «природе» рассматриваемой среды. Данное направление в менеджменте содержит теоретико-методологические и методические основы управления организациями, персоналом именно в условиях современной бурно развивающейся инфокомной среды. Сегодня оно представляет собой теоретическую и методическую основу для реализации своеобразного триединства переходов:

    1) к управленческим технологиям на базе ИКСТ(γ1);

    2) к организационно-управленческим новациям на основе ИКСТ (γ2);

    3) к телеуправлению организациями, персоналом с использованием ИКСТ в опосредованных коммуникациях (γ3).

    Главные особенности такого менеджмента заключаются в том, что:

  • управленческая схема «мышление – действие» удачно в нем сочетается с системно-сетевыми новациями организационно-управленческих «архитектур» для любых масштабов ИКС, включая глобальные масштабы (δ1),
  • в нем сохраняется когнитивно-интерактивная сущность сотрудничества и партнерства с учетом «человеческого фактора» применительно к ИКС (δ2),
  • принятие управленческих решений осуществляется в рамках инфокомного системно-сетевого подхода, учитывающего специфику инфраструктуры и указанной «архитектуры» схемы ведения бизнеса в ИКС (δ3).
  • Инфоком-менеджмент – это управление экономикой, использующей НР и производящей, прежде всего, нематериальную продукцию в условиях виртуальной среды. Такое управление базируется на:

  • согласовании хозяйственных интересов всех участников основных и вспомогательных экономико-управленческих процессов в указанной среде (ε1);
  • стремлении к достижению эффективных телевзаимодействий (ε2);
  • возможности гармонизации и даже, при необходимости, синхронизации телевзаимодействий в ИКС, независимо от географической удаленности коммуникантов друг от друга (ε3).
  • Все это требует от инфоком-менеджеров приоритетного внимания, в частности, к управлению коммуникативной компетентностью сотрудников. Она необходима для процессов телеобщения в условиях телесвязи при обеспечении успешных телевзаимодействий и телесотрудничества на основе взаимопонимания в инфокомной среде. Это особенно актуально для сетевых, виртуальных организаций, для которых важнейшими, 3) к телеуправлению организациями, персоналом с использованием ИКСТ в опосредованных коммуникациях (γ3).

    Главные особенности такого менеджмента заключаются в том, что:

  • управленческая схема «мышление – действие» удачно в нем сочетается с системно-сетевыми новациями организационно-управленческих «архитектур» для любых масштабов ИКС, включая глобальные масштабы (δ1),
  • в нем сохраняется когнитивно-интерактивная сущность сотрудничества и партнерства с учетом «человеческого фактора» применительно к ИКС (δ2),
  • принятие управленческих решений осуществляется в рамках инфокомного системно-сетевого подхода, учитывающего специфику инфраструктуры и указанной «архитектуры» схемы ведения бизнеса в ИКС (δ3).
  • Инфоком-менеджмент – это управление экономикой, использующей НР и производящей, прежде всего, нематериальную продукцию в условиях виртуальной среды. Такое управление базируется на:

  • согласовании хозяйственных интересов всех участников основных и вспомогательных экономико-управленческих процессов в указанной среде (ε1);
  • стремлении к достижению эффективных телевзаимодействий (ε2);
  • возможности гармонизации и даже, при необходимости, синхронизации телевзаимодействий в ИКС, независимо от географической удаленности коммуникантов друг от друга (ε3).
  • Все это требует от инфоком-менеджеров приоритетного внимания, в частности, к управлению коммуникативной компетентностью сотрудников. Она необходима для процессов телеобщения в условиях телесвязи при обеспечении успешных телевзаимодействий и телесотрудничества на основе взаимопонимания в инфокомной среде. Это особенно актуально для сетевых, виртуальных организаций, для которых важнейшими, в том числе, являются и решения соответствующих вопросов кросс-культурных коммуникаций.

    Необходимость учета указанных здесь «триединств» особенностей, условий и черт управления в ИКС, обозначенных нами как (α), (β), (γ), (δ) и (ε), является актуальной. Можно рассматривать их взаимосвязи, например, попарно, а также в форме соответствующих матриц или по схеме, показанной на рисунке 1 в виде системы взаимосвязанных «блоков».

    Не менее полезным является использование для этого «когнитивных карт» [5] или, например, стратификации для рассмотрения взаимосвязей этих «блоков» в ракурсе соответствующих страт (слоев), что схематично показано на рисунке 2.

    Все эти и другие подобные методы позволяют учесть взаимосвязи каждого «элемента» одного «триединства» с другими подобными «элементами» и получить многие актуальные теоретические обобщения и выводы, полезные для практики инфоком-менеджмента [3]. Так нами были разработаны принципы инфоком-менеджмента, реализующие следующую нашу гипотезу: «два принципа могут порождать множество других принципов, формируя, тем самым, их концептуальную систему».

    Рис. 1. Схема, поясняющая взаимосвязи рассматриваемых «блоков»

    Рис. 2. Схема стратификации рассматриваемых «блоков»

    В заключение можно сделать выводы:

    1. Любой организации, осуществляющей свое функционирование и развитие в инфокомной среде, и потому применяющей инфоком-менеджмент, необходима развитая сеть коммуникационных телесвязей как между сотрудниками в ее внутренней среде, так и с партнерами во внешней среде. Определяющую роль при этом играют профессиональный выбор, умелое применение и эффективное использование соответствующих ИКСТ.

    2. Важной задачей инфокомного менеджмента является формирование и развитие должной организационной культуры в условиях инфокомной среды с учетом специфики ее системно-сетевой «природы», имеющей инфокомную основу [6].

    3. Рассмотренная здесь инфокомная среда – есть среда виртуальная, но действия людей, осуществляемых ими в этой среде, благодаря практическому использованию своих интеллектуально-креативных способностей, приводящих к вполне ощутимым результатам – абсолютно реальная.

    4. Темпы развития экономики и важность компетентного управления ею в условиях бурно развивающейся инфокомной среды неуклонно возрастают, все более существенно дополняя «традиционные» экономику и менеджмент в материальной сфере.


    Источники:

    1. Мартынов Л.М. Инфокомный менеджмент: Теоретико-методологи-ческие и методические аспекты управления организациями в информационно-коммуникационной среде. Монография. – М.: ИТЦ «Мобильные коммуникации», 2004.
    2. Мартынов Л.М. Инфоком-менеджмент: Учебное пособие. – М.: Университетская книга, Логос, 2007.
    3. Мартынов Л.М. Вопросы теории и практики инфоком-менеджмента. Монография. – М.: ГУУ, 2008.
    4. Личный сайт автора: www.infocommanager.narod.ru
    5. Мартынов Л.М. Когнитивная карта для применения принципов инфоком-менеджмента // Креативная экономика. – 2008. – № 12.
    6. Мартынов Л.М., Макарченко М.А. Организационная культура в системе информационно-коммуникационного менеджмента: Учебное пособие. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2006.

    Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:23:56