Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг высшей школы

Ищук Т.Л.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (31), Июль 2009

Цитировать:
Ищук Т.Л. Ценовая политика государства и вузов на рынке образовательных услуг высшей школы // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 7. – С. 25-31.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12787711
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Автором обосновывается роль ценовой политики государства в сфере образовательных услуг высшей школы. Рассмотрены ее основные направления на примере России и других стран. Отражены современные тенденции ценовой политики государства и вузов на рынке в России: отсутствие единой методологии определения цен по уровням обучения, специальностям; затратный характер определения цены на подготовку специалистов в вузе; монопольные тенденции на рынке образовательных услуг; сопоставимость цен российских вузов с ценами в общепризнанных мировых университетах; наличие антикризисных мер поддержки вузов. Публикация рассчитана на лиц, работающих в системе высшей школы, читателей, которые интересуются возможностями совершенствования образовательной сферы в России.

Ключевые слова: ценовая политика, высшее образование, образовательные услуги, образование, высшая школа



Ценовая политика государства на рынке образовательных услуг высшей школы заключается в создании нормативно-правовой и методической базы в части определения стоимости подготовки специалистов высшего профессионального образования, равных условий для деятельности вузов. В рамках модернизации высшего образования необходим дифференцированный подход при определении затрат на подготовку специалистов в вузах, имеющих различный статус (федеральные, национальные исследовательские, обычные вузы), и по уровням подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура). Осуществление мер государственной поддержки вузов должно проводиться с учетом экономической ситуации в стране и в мире.

Нормативно-правовую основу, регламентирующую отношения в части оказания платных образовательных услуг в РФ, составляют Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФЗ «О защите прав потребителей» и нормативные акты, принимаемые в соответствии с этими законами.

В свою очередь вузы разрабатывают Положение о платном обучении студентов. В данном Положении отражаются основные этапы планирования платного обучения: определение предельного контингента студентов для обучения на коммерческой основе; расчет минимально допустимых размеров средней платы за обучение в вузе по формам обучения; уточнение стоимости обучения по факультетам и специальностям.

Расчет минимально допустимой величины средней платы за обучение по дневной форме осуществляется на основе утвержденной Рособразованием сметы расходов на текущий календарный год с учетом фактического контингента всех категорий обучающихся по государственным заданиям (госбюджетная форма), приведенного к дневной форме обучения студентов. При этом используются коэффициенты приведения численности различных категорий обучающихся (когда «вес» студента очной формы обучения равняется 1, очно-заочной (вечерней) формы — 0,2, а заочной — 0,1), установленные нормативными актами Минобразования и науки РФ.

В вопросе определения платы за обучение вузы не подотчетны властям и вправе решать этот вопрос самостоятельно. Учебные заведения должны учитывать платежеспособность населения при установлении образовательных услуг. В противном случае они не смогут набрать достаточного количества учащихся и достичь своих целей.

Высшие учебные заведения несут издержки на предоставление образовательных услуг: заработная плата преподавателей, содержание зданий, учебное оборудование и многое другое. Плата за обучение идет на покрытие этих расходов. Поскольку образовательные организации не могут быть коммерческими, они не ставят своей целью извлечение прибыли, но могут направлять положительную разницу между доходами и расходами на собственное развитие и, соответственно, повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

Однако Рособразование, учитывая современное кризисное состояние, рекомендует вузам снизить цену на обучение. Цена должна будет фиксироваться в рублях, чтобы в течение года на нее не влиял «плавающий» курс национальной валюты. Вносить плату за обучение студенты коммерческих отделений смогут с отсрочкой. Планируется также сделать более доступным получение образования в кредит.

По утверждению главы профильного комитета Госдумы Григория Балыхина, тарифы на образование вузы теперь должны будут привязывать к стоимости обучения студента на бюджетном месте - 78 тысячам рублей. При этом стоимость обучения в лучших учреждениях системы высшей школы достигает 10 тысяч долларов в год. В среднем на обучение одного студента-бюджетника российские вузы тратят от 50 до 80 тысяч рублей ежегодно. Недалеко от истины утверждение главы Рособразования Н. Булаева: «В случае если вузы просят за платное обучение меньшую сумму, их выпускник получит диплом, а не образование».

В то же время вузы стремятся сократить возможные потери и предлагают установить потолок цен за обучение. Нижние пределы стоимости обучения являются минимально допустимыми для получения лицензии по соответствующей специальности. При этом в Европе, по данным исследователей, расценки на услуги образования отличаются от российских большей стабильностью. Стоимость обучения во многих университетах Великобритании не меняется десятилетиями – каждый год делается лишь поправка на инфляцию. Стоимость российского образования пересчитывается каждый год, и в него включается не только индекс инфляции, который, как известно, у нас гораздо выше европейского, но и дополнительные платежи на содержание вуза.

Между тем для рынка экономичнее то образование, при котором одинаковый (или лучший) результат достигается с наименьшими затратами (сил, времени, денег). При совокупных общественных издержках бесплатного образования нет и быть не может. «Бесплатное» для студента может очень дорого обходиться налогоплательщикам. Экономия может выражаться не только в рациональном использовании получаемых из бюджета и иных источников средств, но и в разумной организации системы высшего образования.

Стоимость обучения в российских вузах в настоящее время сопоставима с ценами в общепризнанных мировых университетах. По данным исследования компании «Капитал Страхование Жизни», во Франции, например, диплом бакалавра стоит в среднем 600—900 евро в год (28,8—43,2 тыс. рублей). В Германии начальное высшее образование (бакалавриат) можно получить за примерно те же деньги (28,8—44 тыс. рублей в год).

Есть и совсем дешевые варианты, например, Берлинский технический университет, готовящий бакалавров и магистров по направлениям «биотехнологии», «инженерные науки», «новейшее строительство» и др. Стоимость одного семестра здесь составляет всего около 250 евро. А ведь Берлинский технический университет — один из самых уважаемых технических вузов Европы, где готовят высококвалифицированные кадры со средней зарплатой 50—80 тыс. евро в год. В Мюнхенском техническом университете - около 1200 евро в год (55 тыс. руб.); В Парижском университете (Сорбонне) - от 250 до 1000 евро в год (12—50 тыс. руб.).

В России же за такие деньги учат лишь в техникумах да в региональных университетах. В Тюменском госуниверситете, например, бакалавриат стоит от 20 до 50 тыс. рублей в год. В Саратовском — 40—80 тыс. рублей, а в Волгоградском — 50—60 тыс. рублей. Что же касается ведущих московских вузов, то, например, в МГИМО или ГУ-ВШЭ выучиться на бакалавра стоит от 600 тыс. до 1,5 млн. рублей за весь период обучения. Чуть ниже стоимость обучения в РГГУ, МГТУ им. Баумана, МАИ, МАДИ, где можно уложиться в 200—400 тыс. рублей.

Обходят Россию по стоимости платного образования только вузы Великобритании и США, где только бакалавриат в среднем обходится в 1—2 миллиона в рублевом эквиваленте. Однако высокая цена компенсируется большой отдачей: англо-американские дипломы признаются по всему миру, в то время как российские не всегда находят спрос и у нас. При таком раскладе утечка студентов кажется неизбежной. И если она не приняла еще массового характера, то из-за высокой стоимости проживания, питания и прочих расходов, необходимости знания языка страны, наконец, нужно сдать вступительные экзамены, и оценки должны быть высокими. Это сдерживает пока стремление российских абитуриентов поучиться в европейских вузах.

Ценовая политика вузов пока далека от реалий платежеспособного спроса населения и, как правило, не отличается гибкостью, не учитывает быстрых перемен. При этом цена и качество часто не корреспондируются. Поведение вузов на рынке образовательных услуг в силу некоммерческого характера их деятельности отличается от поведения коммерческих предприятий.

На рынке коммерческих предприятий и организаций доля рынка ограничивается антимонопольным законодательством. В странах в развитой рыночной экономикой наиболее безопасной, с точки зрения монополизации рынка, считается ситуация, при которой в отрасли действуют десять и более конкурентов. Причем доля одного крупнейшего из них не должна превышать 31% общего объема продаж, двух – 44%, трех – 54%, четырех – 64%. Если такое соотношение нарушается, то государство вводит экономические санкции и тем самым ограничивается участие соответствующих предприятий на рынке. Таким образом, создаются условия для конкуренции как обязательного элемента полноценного рынка.

По замыслу разработчиков программы модернизации российского образования механизм здоровой конкуренции российских вузов должно запустить введение единого государственного экзамена (ЕГЭ), а также нормативного подушевого финансирования. Вместе с тем назначение «сверху» федеральных и исследовательских университетов, видимо, создаст монопольные тенденции на рынке образовательных услуг высшей школы.

Поэтому, на наш взгляд, должна быть законодательная основа, ограничивающая монополию отдельных вузов по захвату ими наибольшей доли рынка. То есть в антимонопольное законодательство необходимо ввести нормы в отношении деятельности вузов на рынке образовательных услуг.

Что касается нормативного подушевого финансирования, то, несмотря на принятие закона о переходе к двухуровневой системе высшего образования, нормативной основы, указывающей четко на отличие программ подготовки бакалавров и магистров с точки зрения их финансирования, на сегодняшний день нет.

Нам представляется, что в настоящее время назрела острая потребность в разработке нормативно-правовой базы в области формирования цен на образовательные услуги всех уровней, закрепленная в Федеральном законе «Об основах государственной ценовой политики в РФ».

Основные положения данного закона должны быть конкретизированы в отраслевых нормативных документах с учетом особенностей подготовки в вузах разной направленности, уровней обучения и пороговых значений рентабельности. Это обеспечит наличие единой методологии ценообразования в вузах, но не означает вмешательства государства в процесс определения цены образовательной услуги с учетом многообразных факторов внешней и внутренней среды.

Проведенный анализ позволяет выделить следующие тенденции в ценовой политике государства и вузов:

Во-первых, в существующей нормативно-правовой базе не проработаны механизмы осуществления мероприятий по программе модернизации высшей школы, отсутствует единая методология формирования цены на подготовку специалистов разных уровней обучения и разных специальностей. Существующая методика расчета цены образовательной услуги насаждает затратный метод управления вузом.

Во-вторых, государство не содействует созданию равных условий функционирования вузов на рынке образовательных услуг. Формирование федеральных и инновационных вузов создаст явные монопольные тенденции на рынке образовательных услуг высшей школы. Роль государства в этом процессе, на наш взгляд, должна заключаться в создании благоприятных условий для того, чтобы вузы сами становились инновационными и формировались образовательные кластеры.

В-третьих, цены на подготовку специалистов в российских вузах сопоставимы с ценами в общепризнанных мировых образовательных центрах. При этом цены не соотносятся с качеством образовательных услуг. В этой связи имеется опасность утраты части контингента российских абитуриентов за счет утечки их в зарубежные вузы.

В-четвертых, государство не устраняется от помощи российским студентам: в условиях экономического кризиса разработаны меры по поддержке обучения в кредит, по ограничению роста цен, увеличению мест для послевузовского обучения.

В целом российская высшая школа, надо признать, остается системой советского образца, которая оказалась в рыночных условиях, что порождает коррумпированность, неэффективное использование бюджетных средств, погоню за ростом платных студентов, немыслимую аудиторную нагрузку преподавателей и, соответственно, снижение качества образования при росте цен на него, ограничение возможности проводить научные исследования. Следовательно, нужно обеспечить стимулирование кластерного подхода и сетевого взаимодействия в управлении вузами в противовес использующемуся иерархичному подходу.


Источники:

1. Антикризисные меры в сфере образования [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200903230480015.
2. Булаев Н. Цена на образование в 2009 году должна снизиться [Электронный ресурс]. – Электронные данные – Режим доступа: http://new.5ballov.ru/news/newsline/2009/02/17/61787.
3. Исследование «Капитал Страхование Жизни»: где получать диплом – в Париже или Саратове? – Электронные данные. – Режим доступа: http://www.lifecapital.ru/pub/partner/news/index.php?id=165.
4. Самые дорогие столичные вузы [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://news.students.ru/2007/11/26/samye_dorogie_stolichnye_vuzy.html.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:47:11