Модель перетока знаний в кластере

Хасанов Р.Х.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (32), Август 2009

Цитировать:
Хасанов Р.Х. Модель перетока знаний в кластере // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 8. – С. 80-84.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12846947
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Автором описывается модель перетока знаний в кластере. Анализируются различные подходы к знаниям, обосновывается необходимость стимулирования перетока знаний между фирмами, выделяется стимулирующий эффект кластера для переноса знаний.

Ключевые слова: управление знаниями, создание знаний, кластер

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Кластер как устойчивое партнерство взаимосвязанных предприятий, учреждений, организаций, отдельных лиц может иметь потенциал, который превышает простую сумму потенциалов отдельных составляющих. Это приращение возникает как результат сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров в течение длительного периода времени, сочетания кооперации и конкуренции. Фактически можно говорить об определенном синергетическом эффекте кластеров, так как компании выигрывают, имея возможность делиться положительным (и отрицательным) опытом, знаниями, снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков.

При создании условий для перетока и создания знаний внутри кластера возможен переход на инновационную стадию развития. Питер Друкер определил знания как ключевой ресурс мировой экономики: «Традиционные составляющие производства – земля, труд и капитал становятся ограничивающими факторами, нежели движущей силой… Знания становятся основной составляющей производственного процесса». Накопление знаний в современном производстве уже не относится к издержкам, а является неотъемлемой его частью. Таким образом, получение знаний становится новой формой производственного процесса. Однако не всякое знание приводит к достижению устойчивого конкурентного преимущества, а только то, которое действительно полезно, уникально и доступно на предприятии, не устарело и не утратило уникальности.

Знания могут перетекать от одной фирмы к другой, формируя, таким образом, уровень знаний в кластере. Знания перетекают через поставщиков, потребителей, консультационные фирмы, бывших работников и т.д. Там, где уровень перехода знаний высок, суммарный уровень внутрифирменных знаний является следствием достижений кластера, а не знаний полученных в фирме. Уровень полученных со стороны знаний показывает, может ли фирма добиться преимущества, основанного на знании, то есть приводят ли знания к достижению конкурентного преимущества данной фирмой, или они просто снижают внутриотраслевой уровень издержек.

Не существует всеобщей меры, определяющей уровень знаний для каждого действия. Знания отражают специфические достижения фирмы в той или иной области, которые являются следствием как внутрифирменных механизмов, так и перетекания. Например, если знание положительно влияет на издержки путем увеличения производительности рабочей силы, данный уровень знаний может обусловливаться общим объемом действий в данном кластере или предприятии. В тоже время улучшения в производительности оборудования могут зависеть от направлений общего технического прогресса, а не от действий фирмы.

В целом организационное знание может быть определено как определенный набор фактов, навыков и умений которые способствуют эффективному управлению организацией, выработке правил поведения, принятию правильных управленческих решений. При этом организационное знание представляет собой сумму знаний всех работников, а также накопленный исторически явный и неявный массив информации и традиций. Знание можно рассматривать и в качестве одного из основных факторов конкурентного преимущества, особенностью которого является его устойчивость к копированию и возможность самогенерации.

Различные авторы предлагают собственные определения сущности организационных знаний. Наиболее распространенной является трактовка знаний как явных и неявных. Явные знания представляют собой информацию, которая может быть записана и сохранена в неком формализованном виде. Неявные же знания основываются на умениях, т.е. накопленном опыте индивидов, что делает их трудными для классификации и хранения. Собственно идеи о явном и неявном знании корнями уходят в теоретические построения австрийской экономической школы. Хесус Уэрта Де Сото отмечает, что с точки зрения австрийцев существует шесть основных характеристик организационного (предпринимательского) знания: 1) знание не научное, а субъективное и практическое; 2) знание эксклюзивное; 3) знание, рассеянное среди всех людей; 4) знание преимущественно неявное, а поэтому неартикулируемое; 5) знание создается из ничего именно благодаря предпринимательству; 6) знание, которое передается неосознанно, посредством сложных социальных процессов.

Практическое знание, как правило, имеет неявный характер: человек знает, как выполнять определенные действия – «знать как», но не может выявить элементы или части того, что он делает – «знать что». По мнению представителей австрийской экономической школы, неявное знание на деле является господствующим типом любого знания, так как даже самое формализованное знание вытекает из интуиции и других творческих процессов.

С точки зрения конкурентного преимущества интересна концепция базовых способностей, на основе которой будет построена модель перетока знаний в кластере (рис. 1). Базовые способности представляют собой некую комбинацию внутренних ресурсов и потенциала организации, они являются уникальными и порождают устойчивое конкурентное преимущество.

Базовые способности должны быть сложны для копирования и подражания, с этой точки зрения именно неявные знания служат основой конкурентного преимущества высшего порядка. Организационное обучение как процесс передачи знаний делает основанное на знаниях конкурентное преимущество устойчивым и способствует формированию общего уровня организационных знаний. Базовые способности, таким образом, могут быть основаны на знании клиентов, технологии производства, ноу-хау и так далее.

Рис. 1. Модель перетока знаний в кластере

Представленная на рисунке модель показывает взаимосвязи как внутри предприятия, так и переток знаний между кластером и предприятием. Необходимо отметить, что данная модель отражает кругооборот знаний на предприятии, причем конечной целью знания предлагается считать достижение конкурентного преимущества. Выше были отмечены способы и причины перетока знаний; модель подразумевает, что знания могут утекать на любом этапе процесса, например, знания о том или ином бизнес процессе могут перетекать с уходом важного сотрудника, во время формального и неформального общения, через проводимые конкурентами бенчмаркинговые мероприятия и т.д. В то же время через те же каналы знания проникают на предприятия, повышая уровень знаний рассматриваемой организации. Отметим так же, что наличие кластера существенным образом усиливает переток знаний за счет собственно кластерной структуры и механизмов кластерного взаимодействия.

По мнению Малберга и Повера, кластеры создают знания тремя путями:

1) путем различных форм совместных действий фирм, университетов и других агентов (actors);

2) за счет усиления конкуренции и соперничества между предприятиями, входящими в кластер;

3) вследствие усиленного перетока, вызванного местной мобильностью и социальной общностью индивидуумов.

При отсутствии кластера знания перетекают внутри организации, по сути, так же, как показано в модели, однако поступление (утечка) знаний происходит с затруднениями, в некоторых случаях предприятие становится замкнутой системой с точки зрения организационных знаний. Поэтому именно переток знаний в кластере представляется нам наиболее важным преимуществом кластерного способа организации производства и распространения продукции. Обмен знаниями существенно увеличивает общую конкурентоспособность кластера, так как новые идеи, бизнес-процессы и технологии становятся в кластере доступными для всех предприятий, которые в свою очередь стремятся применять и совершенствовать полученные знания, создавая новые конкурентные преимущества и, соответственно, увеличивая конкурентоспособность кластера в целом.


Источники:

1. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. – М.: Экономика, 1992. – 145 с.
2. Портер М. Конкуренция: – М.: Вильямс, 2005. – 608 с.
3. Хесус Уэрта Де Сото. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательство. – Челябинск: Социум, 2009 – 202 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:33:25