Quality as an indicator of the knowledge economy

Шурупова А.С.

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 / April, 2009

Please, cite as:
Shurupova A.S. Kachestvo kak pokazatel ekonomiki znaniy // Kreativnaya ekonomika. – 2009. – Tom 3. – № 4. – S. 9-14.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=11838135

Abstract:
The main purpose of the knowledge economy is to increase productivity and raise quality of life. There is a need to understand the qualitative integrity of society. Modern specialists need the knowledge about the quality, how to achieve it, forms of management. High professionalism, in turn, leads to the fact that the work becomes creative and become a conscious need of a person in knowledge economy.

Keywords: intellectual capital, education, productivity, knowledge economy, quality



Вхождение человечества в третье тысячелетие определило необходимость поиска новых парадигм цивилизационного развития и переход современного общества к экономике знаний, основой которой являются фундаментальные научные исследования, обеспечивающие инновационные прорывы во всех сферах жизни. Человечество вступает в совершенно новую эпоху своего существования, с этим связаны коренные преобразования в экономике, культуре, трудовой деятельности и личной жизни каждого человека.

Поиск новых парадигм и концепций развития ведется достаточно давно, но сегодня становится все более очевидным, что главной целью экономики знаний является увеличение производительности труда и повышение уровня качества жизни. Таким образом, экономику, основанную на знаниях, можно назвать «экономикой качества» [5, с. 62], так как в экономике знаний качественная составляющая того или иного товара играет определяющую роль и доминирует над количественной мерой его объема.

Понятие качества жизни впервые введено в научный оборот во второй половине ХХ в. Д. Белл использовал этот термин для обозначения требований лучшей жизни, концентрирующихся вокруг двух фундаментальных сфер – здоровья и образования [2, с. 171]. Еще в ХХ в. многие государства и фирмы начали активно использовать фактор качества и стали ведущими в мировом сообществе. В связи с этим возникает потребность в осознании качественной целостности жизни общества, в оценке того, насколько ее состояние отвечает качественным критериям. Качество любого изделия можно определить как совокупность параметров, характеризующих его потребительские свойства, формирующиеся в течение всего технологического процесса и заключающиеся в установлении соответствия этих параметров нормативам и задаваемым техническим условиям [1, с.64]. По аналогии качество жизни можно определить как совокупность таких параметров, как уровень благосостояния, продолжительность жизни, наличие свободного времени и т.д.

Человек воплощает свои представления о лучшей жизни в окружающем мире вещей, и тем самым, меняет собственную жизнь, свои ценностные ориентации. Созданные материальные и духовные блага на каждой ступени исторического развития обеспечивают человеку и человечеству более полное удовлетворение потребностей, а, следовательно, формируют новые потребности, желания и представления о лучшей жизни. Человек, тем самым, развивает свои потребности и способности, а совершенствуя условия собственной жизни, формирует самого себя.

Ведущий американский специалист в области систем качества А. Фейгенбаум отмечал, что качество является фундаментальной детерминацией всех наших знаний, умений и отношений [6]. Отсюда необходимо развитие сильного и эффективного процесса обучения качеству, его интеграции на всех уровнях образовательной инфраструктуры. Приоритетное значение в организации образования имеет принцип фундаментальности, ориентирующий на глубокое освоение основных законов бытия, что позволяет специалисту быстрее адаптироваться к меняющимся условиям и новым формам деятельности в экономике знаний. При этом современному специалисту необходимы знания о качестве, о способах его достижения, о формах управления им. Он должен сознательно ориентироваться на качество, независимо от того, где и в какой сфере эта проблема возникает.

Основополагающим элементом общества знаний является интеллектуальный капитал. В связи с этим стержневая задача в сфере образования - увеличение интеллектуальных способностей нации, укрепление ее интеллектуального потенциала. Опыт поколений учит, что важнейшая цель образования - дать обучающемуся не только подготовку в виде законченной системы знаний, но и необходимую базу для продолжения обучения в течение всей его дальнейшей жизни, научить его умению жить в обществе. В вопросах адаптации системы образования к требованиям современности просматриваются в первую очередь три проблемы: во-первых, изменение подхода к образованию только как к получению определенного объема знаний; во-вторых, повышение качества традиционного образования; в-третьих, введение в круг обязательных знаний основных положений науки о качестве.

Одним из главных индикаторов качества человека является качество труда. Добросовестность, мастерство, желанность труда - прерогатива нравственной личности. Качество труда – это упорные и постоянные усилия каждого работающего в организации, направленные на то, чтобы понять, удовлетворить и превзойти ожидания потребителей и получить удовлетворение от работы. Именно желанность труда повышает его продуктивность и качественность. Высокий профессионализм, в свою очередь, приводит к тому, что труд приобретает творческий характер и становится осознанной необходимостью человека в системе экономики знаний. Накопление знаний, создание новых технологий и наукоемких производств неизбежно повышает требования к профессиональной квалификации каждого работника, все более смещая акцент на развитие его духовных способностей как обязательное условие способности к труду. Таким образом, даже потребность в рабочей силе стала выражаться не столько в количественных, сколько в качественных показателях.

Передовые методы организации труда чаще всего связаны с производственной сферой. В настоящее время основные высокопроизводительные методы современной организации труда связаны с использованием ротации, кружков качества, самоуправляемых рабочих групп, с тотальным управлением качеством. Кроме того, главной жизненной задачей становится воспитание в коллективе людей, не боящихся перемен, открытых для непрерывного обучения, духовно богатых и способных активно включаться в процесс изменений.

Часто руководители полагают, что главным фактором успеха предприятия является приобретение импортного оборудования и привлечение капитала. Но это заблуждение, которое наглядно демонстрирует печальный опыт Польши. Под программу экономического оздоровления Польша получила большой заем и на него были закуплены передовые технологии. Правительство полагало, что с помощью этих технологий будет производиться конкурентоспособная продукция, которую можно будет экспортировать. Однако программа не дала ожидаемых результатов, поскольку ни руководители, ни рабочие не были предварительно подготовлены к этому. Уровень культуры производства на предприятиях оставался низким, руководители не осознавали первостепенной важности этого фактора и необходимости пробуждения человеческих возможностей рабочих для успешного освоения современных технологий.

Чтобы творчество состоялось в любой сфере деятельности, общество должно создать к этому определенные предпосылки не только с точки зрения образования и воспитания личности, но и с точки зрения уважительного отношения к среде обитания человека. Достойная среда обитания внутренне дисциплинирует человека и позволяет ему сохранить чувство собственного достоинства. Кроме того, она необходима для сохранения здоровья людей, состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезни.

Анализируя готовность России вступить на качественный путь развития, основанный на знаниях, можно отметить, что экономика страны имеет значительные возможности адаптироваться к новым условиям. Необходимость перехода России к экономике знаний подтверждает и развитие мирового экономического кризиса. Для успешного противодействия инфляционным процессам, нужно создавать другую экономику: модернизировать производство, развивать инфраструктуру, инвестировать в обрабатывающую промышленность; тогда экономика начнет реагировать на рост спроса не взлетом цен, а наращиванием выпуска товаров. Очевидно, что только опережающее освоение Россией нанотехнологий и других производств нового технологического уклада позволит обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста в долгосрочной перспективе и тем самым создать экономику, основанную на знаниях.

Основными ориентирами социально-экономического развития России до 2020 г. являются:

  • возвращение России в число мировых технологических лидеров;
  • четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики;
  • увеличение доли среднего класса до 60-70% населения;
  • сокращение смертности в 1,5 раза;
  • увеличение средней продолжительности жизни до 75 лет [8].
  • Для этого необходимо сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда. Особое место в создании условий для повышения качества жизни принадлежит государству, его исполнительным органам. Их деятельность должна быть направлена на реализацию интересов всех граждан, на повышение качества жизни каждой личности и поддержки интересов, способствующих достижению данной цели.

    Страница обновлена: 27.04.2024 в 05:00:26