Формирование стратегии государственного регулирования деятельности бизнес-структур в сфере информационно-коммуникационных технологий

Дудукалов Е.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (28), Апрель 2009

Цитировать:
Дудукалов Е.В. Формирование стратегии государственного регулирования деятельности бизнес-структур в сфере информационно-коммуникационных технологий // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 4. – С. 76-80.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838146
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В исследовании проблем государственного регулирования развития ИКТ в России ключевая роль отводится связке «государство-бизнес». Отсутствие четких механизмов взаимодействия государства и бизнеса в сфере ИКТ приводит к разногласиям в вопросах реализации стратегии достижения национальных интересов. Ситуация осложняется несовершенством нормативно-правовой базы, неготовностью бизнес-структур к принятию социальной ответственности, тенденциями развития мировых рынков в условиях глобализации.

Ключевые слова: государственное управление, государственное регулирование, социальная ответственность, глобализация, информационно-коммуникационные технологии



Российский рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) демонстрирует положительную динамику на протяжении последних лет, однако темпы роста имеют тенденции к снижению. Так в 2001-м годовой рост превышал 60%, а за последующие пять лет снизился до 20%. Снижение темпов роста рынка в 3 раза, однако, не оказалось пагубным для сегмента программного обеспечения, в котором, напротив, темпы роста ускорились. Это обусловлено двумя основными факторами: усилием государства по борьбе с цифровым пиратством и превращением ИКТ в фактор обеспечения конкурентоспособности.

Соотношение затрат на приобретение аппаратных и программных средств на территории государства свидетельствует о степени развития ИКТ. Ставшее традиционным для России соотношение 5:1 демонстрирует незрелость рынка программного обеспечения, но вместе с тем дает возможности для роста, при условии устранения сдерживающих факторов.

Помимо традиционных сдерживающих факторов, таких как несовершенная нормативно-правовая база, повышенное налоговое бремя, административные барьеры, успешному развитию отрасли препятствует отсутствие государственной поддержки в продвижении на международном рынке отечественных товаров и услуг ИКТ.

Сегодня государственная политика в области программного обеспечения стала принимать вполне реальные очертания. Президент РФ Д. Медведев неоднократно подчеркивал: «Если Россия не будет независимой в области программного обеспечения, все остальные сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой» [1].

В реализации данного тезиса упор делается на поддержку «свободного программного обеспечения». Его рынок составляет до 10% и, являясь по прогнозам самым динамичным, достигнет 200 млн долл. к 2010 г. Данное направление действительно может оказаться чрезвычайно перспективным (особенно если учесть успехи «свободного» ПО для серверных платформ) и оправдать поддержку государства.

Так, во всех российских школах ведется установка лицензионного программного обеспечения, приобретенного за счет бюджетных средств, однако по истечении срока действия лицензии планируется полностью обеспечивать потребности образовательных учреждений свободным ПО [2]. Эта практика актуальна также для научных организаций, структур государственного и муниципального управления.

Проведение подобной политики дает возможность обеспечения функционирования множества фирм, занимающихся разработкой и сопровождением отечественных программных продуктов, открывает новые возможности для вхождения на рынок программного обеспечения малого и среднего бизнеса.

Однако уже сформировавшиеся бизнес-структуры сегодня не получают должной поддержки государства по целому ряду направлений, основное из которых – обеспечение конкурентоспособности на международном уровне.

Данная ситуация связана с тем, что представители крупного бизнеса, будучи нацеленными на «относительную несвободу» рыночных отношений в секторе ИКТ, всячески пытались ограничить влияние государства на сферы своих интересов. И сегодня, в условиях глобализации, это обернулось негативными последствиями. Когда речь шла о государственном регулировании отношений на внутренних рынках, роль государства как гаранта функционирования рыночных механизмов и соблюдения рыночных правил и этико-правовых норм крупными корпорациями-монополистами всерьез не воспринималась

Подобная ситуация имеет место не только в России. Пущенные на самотек процессы на рынке ИКТ привели к неконтролируемому росту в первую очередь тарифов на услуги связи. Например, в Европе до 2007 г. этому вопросу не уделялось должного внимания со стороны законодателей. Как известно, Европейская комиссия требовала принятия закона, полностью отменяющего плату за роуминг. Средний тариф за минуту роуминга в Евросоюзе составлял 1,15 евро. Это в пять раз больше, нежели затраты оператора на обеспечение одной минуты связи за рубеж, и в четыре раза дороже, чем минута разговора по стационарному телефону в пределах одного европейского государства. Решение о государственном вмешательстве позволило сократить затраты абонентов почти в два раза. Бизнес-структуры пожертвовали частью собственных доходов во имя реализации государственной политики.

В России подобных ограничений не вводится. А попытки установить нормы рекомендательного характера не являются достаточно эффективными.

В качестве примера может служить реакция на просьбу государства, обращенную к бизнесу, о поддержке образовательных учреждений. Активно началась работа вокруг проекта по созданию Национального агентства профессиональных стандартов, однако существенной поддержки от бизнеса российские учреждения начального профессионального образования не получили, как, впрочем, и другие образовательные учреждения, не ведущие легко коммерциализируемые исследования и разработки. Договоры на прохождение студентами практики, как правило, по инициативе направляющей стороны в расчет принимать нецелесообразно.

Таким образом, в России бизнес «предпочитает играть по своим правилам», игнорируя соблюдение норм государственного регулирования, ограничивающих его деятельность, не в полной мере способствуя реализации государственной социально-экономической политики, уклоняясь от уплаты налогов и косвенно поддерживая коррупцию.

При этом существует понимание, что в условиях развития глобальных отношений поддержку в обеспечении конкурентоспособности экспортируемой отечественной продукции может оказать только государство. Это справедливо и для поддержания конкурентоспособности товаров и услуг на внутренних рынках по отношению к импортируемой составляющей.

Для России, в отличие от развивающихся стран, характерно достаточно развитое научное производство [3]. Кроме того, существует целый ряд разработок в области ИКТ, уже подтвердивших свою уникальность и качество на международном уровне. При этом отечественные разработчики программного обеспечения, пытаясь вести бизнес за рубежом, сталкиваются с тем, что «местные» фирмы имеют явные преимущества при прочих равных условиях (качествах товара/услуги).

Более того, на российском рынке предпочтения зачастую отдаются иностранным производителям. Это происходит и в среде рядовых пользователей, и в бизнес-среде, и в «бюджетных структурах», и на уровне органов власти. Последнее вообще противоречит положениям Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г. [4]. Данный документ явно определяет необходимость разработки и внедрения сертифицированных отечественных средств предупреждения и обнаружения компьютерных атак и защиты информации, разрабатываемых и производимых организациями, получившими в установленном порядке необходимые лицензии. А также предполагает ускоренную разработку отечественных программно-технических средств и их применение в государственных информационных системах и ресурсах, увеличение доли программных продуктов отечественного производства, используемых в деятельности федеральных органов государственной власти.

Приведенные факты свидетельствуют об отсутствии действенных механизмов поиска компромисса между государственными потребностями и интересами бизнеса.

Представители предпринимательства в последнее время обращаются к понятию «социальная ответственность», говоря о результатах своей деятельности, оценивая ее. В условиях перехода к информационному обществу социальная ответственность производителей и поставщиков товаров и услуг в сфере ИКТ понимается буквально – на них ложится полная ответственность за дальнейшее развитие общества.

Успехи России в сфере ИКТ будут напрямую зависеть от наличия четкой концепции социального, экономического и технико-технологического симбиоза государства и бизнеса, представленной декомпозированными задачами, с четкими и доступными схемами реализации.

В современной России подобный опыт носит случайный, фрагментарный характер. По нашему мнению, традиции взаимодействия государства и бизнеса не могут сформироваться, основываясь на добровольных принципах, или под влиянием исключительно рыночных механизмов. Важным представляется изложение принципов такого взаимодействия в форме законодательных инициатив.

Необходим четкий механизм, адекватно оценивающий вклад бизнес-структур в национальную экономику. При этом принимаемые государством меры должны также взвешиваться и носить конструктивный характер. Так, появление востребованных инноваций требует долгосрочных инвестиций, в то время, как масштабное венчурное инвестирование без механизмов обеспечения прозрачности схем взаимодействия – авантюра. Основные объекты венчурного инвестирования – инновации, в т.ч. и в ИКТ. При отсутствии высокого и стабильного спроса на эти объекты бессмысленно искусственно поддерживать предложение, поскольку вопрос окупаемости стоит также остро.

Государство не должно осуществлять чрезмерного давления на бизнес, однако оно не может ставить под угрозу национальные интересы. Исходя из этих соображений, необходимо, чтобы государство и бизнес-структуры взаимодействовали в современном обществе.


Источники:

1. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.minsvyaz.ru/monitoring-smi/?id_news=6387.
2. Текст выступления Щеголева И. на пленарном заседании в рамках выставки «ИНФОКОМ-2008» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://minkomsvjaz.ru/ministry/1483/3505.shtml?bmSessionCheck&id_news=7535.
3. Любимцева С. Информационно-коммуникационные технологии в общественном производстве / С. Любимцева, В. Сурняев // Экономист. – 2006. – N 4. – С. 37-49.
4. О концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до
2010 года и плане мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс]: Распоряжение Правитель ства РФ от 27.09.2004 N 1244-р (ред. от 24.12.2008). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:13:26