Regional directions of development of Russian-American relations on the example of the European security system

Колесников В.В.1, Панкратова Е.А.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Russia

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 9, Number 1 (January-March 2019)

Please, cite as:
Kolesnikov V.V., Pankratova E.A. Regionalnye napravleniya razvitiya rossiysko-amerikanskikh otnosheniy na primere evropeyskoy sistemy bezopasnosti // Ekonomicheskie otnosheniya. – 2019. – Tom 9. – № 1. – S. 27-32. – doi: 10.18334/eo.9.1.39734.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=38228704
Cited: 2 by 24.01.2023

Abstract:
This article presents an assessment of regional trends in the development of Russian-American relations on the example of the European security system. The peculiarities of the confrontation between Russia and the USA, studied on the example of the NATO countries, the reasons for the differences of the two states are considered. In the course of the study, conclusions were drawn about the need to differentiate relations between Russia and the USA and Russia and the EU in the field of European security. General recommendations were developed for Russia to strengthen cooperation with the EU countries, due to the need to achieve a balance of interests in the political arena and increase global security.

Keywords: sanctions, Russian-American relations, European security system, relationship crisis, nuclear-missile agreements, factors of development of relations between Russia and the United States

JEL-classification: F52, F51, F59



Введение. В настоящее время, несмотря на открытость России к международному взаимодействию и желанию выстраивать конструктивные взаимоотношения в сфере системы безопасности, США продолжает противостояние и не желают предпринять попытки по сближению, наращивая военный потенциал, укрепляя вооружение военных баз в странах НАТО в ЕС. Политическое и экономическое сдерживание России обостряет отношения, приводит к утрате доверия к странам ЕС и США. Таким «расшатыванием» отношений в мировом масштабе могут воспользоваться террористические организации. Для того чтобы выявить причины такого противостояния, а также факторы, влияющие на российско-американские отношения на международной арене, и рассмотреть возможные пути решения возникшего конфликта, проведено данное исследование.

Сегодняшнее столкновение между Россией и Западом является серьезным кризисом их взаимодействия. Проблема неинтегрированности России в систему европейской безопасности является одной из главных на повестке дня. После окончания холодной войны двум сторонам, несмотря на многочисленные попытки, так и не удалось создать систему, которая включала бы Россию. Существует множество факторов, повлиявших на систему европейской безопасности. В данной работе мы хотели бы остановиться на одном из них, а именно на факторе США в системе европейской безопасности, с целью выявления пути преодоления кризиса отношений России и США в европейском регионе, поскольку именно Европа стала главной ареной противоборства двух государств.

Конфликт между Россией и США является одной из ведущих проблем в международной безопасности. Конфронтация двух государств во многом определяет успешность взаимодействия государств в области международной и, в частности, европейской безопасности. 2014 год ознаменовался окончанием многолетнего сотрудничества России и США в области безопасности. Конфликт на Украине, война в Сирии стали основными причинами для разногласия между двумя государствами. Но стоит также отметить другие конфликты, влияющие на безопасность в Европе. К ним необходимо отнести Приднестровье, где две стороны соперничают за влияние в Молдавии. Другой конфликтной зоной являются Абхазия и Южная Осетия. Присутствие России в данном регионе выгодно ей, так как военные базы Абхазии являются краем обороны со стороны Сочи [1] (Trenin). Более того, основной геополитической целью России в данном регионе является предотвращение вступления Грузии в состав НАТО.

Расширение НАТО и ЕС на Восток повлекло комплекс проблем во взаимодействии двух сторон. Основной ошибкой западной стороны являлось игнорирование интересов России в данных процессах, а также отсутствие перспективы для России в евро-атлантическом регионе [2] (Chernega, 2017). Введение антироссийских санкций ЕС и США в связи с присоединением Крыма и событиями на Юге-Востоке Украины еще более усугубило недоверие бывших союзников. В отличие от введенных ЕС ограничений, цели американских санкций значительно шире. Таким образом, можно сделать вывод о том, что санкции со стороны США преследуют не только экономические, но и политические цели: консолидацию европейских государств против России и укрепление американского влияния в Европе, превращение России в европейского «изгоя» и устранение России в качестве активного игрока на постсоветском пространстве. Более того, экономические санкции со стороны США проводятся одновременно с военным сдерживанием России, что еще больше обостряет вопрос доверия. Тем самым американская администрация пытается сменить российский внешнеполитический курс, что отражается в успешности и стабильности системы европейской безопасности. Поэтому пока санкции не могут быть смещены по причине отсутствия реализации Минских договоренностей, России необходимо предпринять односторонние меры, направленные на изменение в положительную сторону общественного мнения в странах ЕС.

За последние годы главным препятствием в российско-американском диалоге в области безопасности стало отсутствие гарантий безопасности России в системе ракетно-ядерных договоренностей. Остается открытым вопрос договоров о вооружении между Россией и США. Возможный выход США из Договора РСМД и вопрос о продлении Договора СНВ-3 ведут к нерегулируемому развитию всех видов вооружения, которое возможно будет происходить в условиях неограниченной «гибридной войны» между двумя мощнейшими ядерными державами – США и Россией. Приход к власти Д. Трампа в 2017 г. ознаменовал корректировку внешнеполитического курса США, который теперь основывается на их собственных интересах. За год президентства Д. Трампа отношения России и США ухудшились и стали заложниками политической нестабильности внутри элиты США [3] (Morozov). Таким образом, любое сотрудничество между двумя государствами становится невозможным, и единственной перспективой становится недопущение инцидентов и просчетов.

В то же время после переизбрания В.В. Путина в апреле 2018 года ключевой задачей во внешнеполитическом курсе в Европе для России станет сохранение стратегической стабильности. Исключение возможности вступления в НАТО постсоветских республик (Грузии, Молдавии, Украины) и предоставления этим странам нейтрального статуса по отношению к России и НАТО станут основными задачами в европейском направлении.

Как отметил Д. Тренин, развитие отношений между Россией и ЕС в ближайшее время будет ограниченно тремя факторами:

–недоверием стран ЕС к внешней политике России и неясностью перспектив ее экономического и политического развития;

–необходимостью обеспечить солидарность стран ЕС в отношении РФ

–влиянием США и отчасти Великобритании в рамках НАТО [4] (Trenin).

Взаимодействие России и ЕС в военной области сильно ограничено связями европейских государств с США в рамках НАТО. В то же время взаимосвязь Россия – НАТО практически целиком находится в сфере отношений РФ и США. В настоящее время единенной задачей, которая может существовать у двух сторон в сфере международной безопасности, является предотвращение вооруженного конфликта между Россией и НАТО. К сожалению, теперь нельзя полностью отрицать такую возможность, в следствие ряда событий, таких как размещение войск на рубежах России, применение вооруженных сил на территории других государств.

Рассматривая европейскую безопасность как систему, больше нельзя говорить о линии Россия–США–ЕС. На мой взгляд, необходимо разграничивать отношения России и США и России и ЕС в сфере европейской безопасности. Поэтому для России особенно важно выстроить сотрудничество со странами Европы, основываясь на общих ценностях и интересах, несмотря на существующую в последнее время идею о принадлежности к разным ценностным мирам и угрозе политического столкновения. Линия России и США не должна вмешиваться в данный процесс. Необходимо отметить возможность построения системы евро-атлантической безопасности, элементами которой станут государства Азии, и в рамках которой будут признаны различия между участниками. Хотелось бы отметить, что Россия и Европейский союз будут иметь позитивные перспективы только в том случае, когда объединение будет иметь суверенную политику от США. И пока ЕС не сформирует собственное видение по вопросам безопасности, сотрудничество между Россией и ЕС не будет возможным.

В связи с этим двум сторонам необходимо укрепить доверие. К таким мерам можно отнести уведомление друг друга о различных учениях или приглашение наблюдателей. Продолжение выработки стратегии контроля над вооружениями является одной из приоритетных направлений в развитии диалога между Россией и Западом. Регулярные проверки, инспекции, взаимные консультации – это только малая часть мер, возможных к реализации в сфере контроля над вооружениями. Обе стороны должны сохранять каналы коммуникации открытыми и быстро реагировать на возможные инциденты. Доверие в отношениях между Россией, США и ЕС будет сложно восстановить в ближайшие годы. Поэтому на данные момент сторонам необходимо уменьшить недоверие и наладить диалог. Каким бы не было взаимодействие между сторонами, необходимо помнить об общих ценностях, истории и культурных связях, которые никогда не утратят свою силу.

Заключение. В процессе исследования были сделаны общие вывод о том, что причины конфронтации между Россией, Западом и США сформированы уже давно, и нежелание изучать их и находить компромиссные варианты со стороны США и ЕС еще в большей степени усугубляет состояние системы безопасности не только в Европе, но и во всем мире. Россия до сих пор не интегрирована в систему европейской безопасности, и это является крайне негативной тенденцией. Ввиду наличия высокотехнологичного военного потенциала Россия, США и ЕС могли бы объединиться вместе против террористической угрозы. Однако к настоящему моменту этого не происходит, и перспективы этих отношений очень сложно прогнозировать. В связи с тем, что Европа стала ареной противоборства США и России, снижается доверие стран ЕС к внешней политике России, что во многом связано с информационной политикой США в отношении нашей страны. Все это еще в большей степени развивает системный кризис российско-американских отношений. Во многом решить имеющиеся проблемы поможет конструктивный диалог глав этих двух государств, выработка политики невмешательства в конкретные вопросы, распределение сфер влияния, предварительные предупреждения о военных учениях на взаимной основе, приглашение наблюдателей от ООН при проведении таких мероприятий.


References:

Chernega V. (2017). Rossiya i Zapad: perspektivy kompromissa [Russia and the West: prospects for compromise]. Evropeyskaya bezopasnost: sobytiya, otsenki, prognozy. (44(60)). 2-5. (in Russian).
Van Sch. (2017). Ekonomicheskaya Globalizatsiya i Razvitie SShA [Economic Globalization and the Development of the United States] M.: Novyy Vek, Institut mikroekonomiki. (in Russian).
Морозов Ю. Перспективы внешнеполитического курса России после выборов президентаРсмд. Retrieved from http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/perspektivy-vneshnepoliticheskogo-kursa-rossii-posle-vyborov-prezidenta/?sphrase_id=11014726
Тренин Д. Россия и Европа: к чему стремиться и что делать?Московский Центр Carnegie. (in Russian). Retrieved from https://carnegie.ru/2018/03/29/ru-pub-75938
Тренин Д. Россия и Европа: к чему стремиться и что делать?Рсмд. Retrieved from http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiya-i-evropa-k-chemu-stremitsya-i-chto-delat/?sphrase_id=11014726

Страница обновлена: 19.05.2024 в 15:02:43