Innovative technologies as a basis for sustainable road construction

Сайфуллина Ф.М.1, Мустафина Л.Р.1, Семенов Д.Н.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Russia

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 4 (October-December 2018)

Please, cite as:
Sayfullina F.M., Mustafina L.R., Semenov D.N. Innovatsionnye tekhnologii kak osnova ustoychivogo razvitiya dorozhnogo stroitelstva // Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. – 2018. – Tom 8. – № 4. – S. 705-714. – doi: 10.18334/vinec.8.4.39612.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=36816171
Cited: 13 by 07.12.2023

Abstract:
Today, the problems of defining new strategic goals and directions of innovative development, focused on overcoming various barriers to building an innovative economy and creating conditions for the development of road construction are very relevant. The issue of innovation is one of the important conditions for the development of the road industry, a tool to reduce the costs of the industry and improve consumer properties of roads. The research results presented in the article are applicable for making informed decisions during planning strategically important economic issues, as well as to study the problems of functioning of road construction enterprises in modern conditions.

Keywords: innovations, innovative technologies, road-building complex, pavements

JEL-classification: O31, O33, O32



Введение

Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения [4, 11] (Guzhov, 2013; Klescheva, 2015). На первое место выдвигаются задачи повышения скорости, удобства и безопасности движения, инженерного оборудования и обустройства, архитектурно-эстетического оформления и другие задачи, составляющие комплекс эксплуатационного содержания дорог.

Дорожное строительство как никакая другая отрасль имеет выраженный инфраструктурный характер [5, 6] (Dudin, Tolmachev, 2017; Zhukov, Ilyin, 2017). Специфика отрасли состоит в распространении результатов ее деятельности на все виды вновь создаваемых и обновляемых основных фондов и производственных мощностей, возводимых зданий, сооружений и комплексов самого различного назначения. Развитие никакой другой отрасли экономики просто невозможно без строительства дорог.

Совершенствование действующей и создание качественно новой нормативно-правой базы технического регулирования, стандартизации, сертификации и цивилизованного рынка строительных и профильных эксплуатационных услуг в Российской Федерации – актуальная задача, тесно связанная с развитием дорожно-строительного комплекса в целом и его социальной составляющей в частности [3, 17, 21] (Gimadieva, 2017; Rozhkov Zaynullina, 2016; Shagiakhmetova, Mukharramova, Kafiatullina, 2017). Сегодня, когда перед строителями стоят принципиально новые, сложные и высокотехнологичные задачи: освоение подземного пространства мегаполисов, энергетическая эффективность и ресурсосбережение [16] (Rakhmatullina, 2015), экологическая безопасность и охрана окружающей среды [10] (Klescheva, 2017), использование нанотехнологий в производстве инновационных строительных материалов [9] (Ilyina, Kurzina, 2017), проектирование «интеллектуальных» объектов, защита от терроризма, комплексная техническая и конструктивная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций, как никогда актуальными становятся вопросы, связанные с качеством всех уровней подготовки и профессиональной переподготовки кадров, которым предстоит решать задачи из области государственных приоритетов федерального уровня уже сейчас [1] (Abdukhanova, Kulkov, 2017).

Проблемы современных дорожных покрытий

В процессе эксплуатации автомобильные дороги и дорожные сооружения подвергаются многолетнему и многократному воздействию движущихся автомобилей и природно-климатических факторов [12] (Lapin, 2016). В развитых странах условием реализации инновационной модели экономического роста [2, 7] (Belay, Mukhametzyanova, 2014; Zagidullina et al., 2017) существует прямая зависимость между плотностью автомобильных дорог и национальным доходом на душу населения. Протяженность дорог в этих странах на миллион жителей в 59 раз выше, чем в странах с низкими показателями.

В настоящее время, по оценкам Росавтодора [20], общая протяжённость российской сети автодорог федерального, регионального и местного значения составляет 1 396 000 км (в том числе около 984 000 км с твёрдым покрытием). По данным на сентябрь 2016 года, стандартам качества не соответствуют 62 % региональных дорог (в 2007 году - 56 %). Как отмечают в Минтрансе [14], по федеральным трассам в ненормативном состоянии лишь треть дорог, однако надо учитывать, что доля таких трасс составляет всего около 4 %.

Так, по оценкам экспертов, потери нашей страны, обусловленные неразвитостью и низкой пропускной способностью автодорог, составляют более 3 % ВВП, что в 6 раз выше, чем в странах Евросоюза. Низкий технический уровень дорог обуславливает высокий уровень транспортной составляющей в себестоимости продукции и высокую себестоимость перевозок. Для России, где среднее расстояние перевозки грузов в 2–3 раза выше, чем во многих других странах, это губительно для экономики.

Проблемы современных дорожных покрытий [11] (Klescheva, 2015) связаны как с климатическими особенностями, так и устаревшими нормативами и технологиями ГОСТа, существующего более 75 лет. Долгое время в России при возведении дорожного полотна использовался асфальтовый бетон, изготавливаемый в соответствии со стандартом ГОСТа 9128. Существуют разные его марки, отличающиеся как по содержанию компонентов, так и по физико-механическим показателям. Однако с течением времени материалы, изготовленные по нормам нескольких десятилетий назад, уже не справляются с задачами сегодняшнего дня, поэтому требуются новые подходы для повышения коэффициента качества дорог. Также, по мнению ученых, одной из причин быстрого разрушения дорожного покрытия является старение битума, что в результате приводит к трещинам и образованию колейности на дорогах. Единственный путь повысить качество битума в России – применять модифицированный битум на основе различных добавок (полимеров, адгезионных составляющих). Однако стоимость асфальта с использованием битума, модифицированного полимером, увеличивается в среднем на 30-40 %, а это, как правило, не находит соответствующего отражения в проектах и сметной документации заказчика, который не готов идти на значительное увеличение стоимости работ.

Современное состояние дорожно-строительного комплекса РТ

Ежегодно в России ремонтируется от 8000 до 9000 км федеральных трасс и искусственных сооружений на них. По состоянию на 1 января 2017 года протяженность региональных автомобильных дорог в Татарстане составляет 13,5 тыс. км (табл. 1).

Протяженность региональных автодорог, не отвечающих нормативным требованиям, составляет 7274 км (54,2 %). При этом доля дорог, обслуживающих автомобильные потоки в режиме перегрузки, по итогам 2016 года составила почти 228 км. Ежегодно на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог из республиканского бюджета направляются значительные средства. Причем порядка 80 % всех средств идет на ремонт, содержание и только 20 % предназначаются для прокладки автомагистралей (рис. 2).

Таблица 1

Протяженность региональных дорог общего пользования в РТ


Дата

Всего
В том числе
С усовершенствованным типом покрытия
С переходным типом покрытия
Грунтовые
2012
13 521 км
10 946
1 690
884
2013
13 561 км
11 114
1 630
833
2014
13 380 км
11 027
1 532
820
2015
13 426 км
11 401
1 314
709
2016
13 436 км
11 401
1 335
696
2017
13 459 км
11 450
1 341
667
Источник: [15].

В настоящее время в республике реализуется госпрограмма «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2022 годы» [1] (показатели реализации представлены в табл. 2). За 2013-2016 годы расходы регионального бюджета на дорожное хозяйство превысили 90 782 млн руб. (рис. 1).

Таблица 2

Показатели реализации госпрограммы «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2020 годы»


Наименование индикатора, ед. измерения
Значение показателя
2013 год
2014 год
2015 год
Факт
План
Факт
План
Факт
Доля дорог регионального значения РТ, не отвечающих нормативных требованиям, %
54,3
54,2
54,2
54,1
54
Удельный вес населенных пунктов, имеющих дороги с твердым покрытием до сети путей сообщения общего пользования, %
75,7
77,6
77,9
78,4
79,9
Отношение дорог с асфальтобетонным покрытием к общей протяженности дорог общего пользования (федерального и регионального значения), %
83,7
84,3
84,3
84,8
86
Источни:к [15].

На рисунке 2 представлена структура выполненных дорожных работ по видам.

Рисунок 1. Исполнение бюджетных обязательств, млн руб.

Источник: [15].

Рисунок 2. Структура дорожных работ в РТ за 2013-2016 года

Источник: [15].

Развитие дорожного комплекса региона невозможно рассматривать изолированно от развития его элементов [8, 13] (Zaynullina, Sirazetdinov, Galyaviev, 2017; Medyanik, 2017) и различных предприятий и инфраструктур смежных отраслей [18] (Romanova, 2018). В связи с этим на сегодняшний день разрабатываются наиболее эффективные пути реализации стратегических целей инновационной деятельности [19] (Ustinova, Nizamova, Virtsev, 2017). В республике активно реализуется План совместных действий с ОАО «РОСНАНО» по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию предприятиями дорожно-транспортного комплекса. Соглашением о сотрудничестве Республики Татарстан с ОАО «РОСНАНО» и Фондом инфраструктурных и образовательных программ на территории республики предусматривается реализация федеральных инновационных пилотных проектов «Инновационная дорога» и «Электрический транспорт». В рамках проекта «Инновационная дорога» планируются инновационное проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию ряда пилотных участков автодорог с использованием современных инновационных материалов и технологий.

Перспективы развития дорожных работ на основе инновационных технологий

Росавтодор утвердил комплекс технических мер для увеличения срока службы дорожных одежд, увеличив количество применяемых инноваций и финансирование работ по содержанию дорожной сети [20]. Если в 2012 г. применялось 212 инновационных технологий, то сегодня порядка шестисот. Инновационные технологии повышают устойчивость дороги к нагрузкам, в том числе от грузового транспорта, и к климатическим факторам. В России при строительстве автодорог требуются более сложные инженерные решения, чем во многих зарубежных странах. Большая толщина нижних слоев основания в российских проектах обеспечивает морозоустойчивость полотна: согласно национальным стандартам, общая толщина типовых дорожных одежд в России в среднем на 25 % больше, чем в Китае, и на 50 % превышает американские нормативы. Росавтодор и фонд «Сколково» заключили соглашение о сотрудничестве, предполагающее совместную работу по внедрению инноваций в дорожное строительство. В рамках сотрудничества стороны будут вести комплексную работу по поддержке перспективных инновационных проектов и содействовать их дальнейшему продвижению. Одним из направлений сотрудничества станет реализация современных образовательных программ, в том числе по внедрению в дорожную отрасль методов проектного управления. Кроме того, Росавтодор и «Сколково» смогут создавать научно-технические советы и рабочие группы, участники которых будут готовить рекомендации по внедрению передовых технологий. Ожидается, что применение инновационных технологий при ремонте дорог в России позволит экономить 14 млрд руб. ежегодно.

Заключение

Дорожно-строительный комплекс – это многоотраслевая структура, объединяющая подрядные, проектные и специализированные организации, предприятия строительной индустрии, транспортной логистики, инженерной инфраструктуры и многие другие. Система управления инновациями включает обоснование и выбор проектных решений, планирование, организацию, контроль и анализ инновационного процесса. Она охватывает все этапы: научные исследования, опытно-конструкторские разработки, экспериментальное строительство для подготовки массового внедрения, оценку полученного эффекта. Программа экспериментального строительства насчитывает ряд успешно реализованных проектов, где применение новых материалов и технологий принесло положительный эффект и которые могут применяться серийно в плановом порядке. В связи с этим целесообразность применения инновационных технологий при строительстве, реконструкции и содержании автомобильных дорог в каждом конкретном случае обосновывается с технической и экономической точки зрения.

[1] Государственная программа «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2022 годы», утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 декабря 2013 года № 1012.


References:

Abdukhanova N.G., Kulkov A.A. (2017). Organizatsionno-ekonomicheskiy mekhanizm gosudarstvenno-chastnogo partnerstva pri realizatsii loft-proekta [Organizational and economic mechanism of public-private partnership in the implementation of loft-project]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (23). 3837-3846. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.23.38608.
Belay O.S., Mukhametzyanova D.D. (2014). Strukturnyy aspekt innovatsionnoy deyatelnosti [Structural aspect of innovative activities]. Creative economy. (12(96)). 23-30. (in Russian).
Dudin M.N., Tolmachev O.M. (2017). Praktika vnedreniya innovatsionnyh tekhnologiy v stroitelnoy otrasli [Introduction of innovative technologies in the construction industry]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 407-416. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.7.4.38626.
Gimadieva L.Sh. (2017). Promyshlennoe stroitelstvo Tatarstana: osnovnye tendentsii [Industrial construction of tatarstan: main trends]. Scientific Journal of KubSAU. (129). 1235-1245. (in Russian). doi: 10.21515/1990-4665-129-088 .
Guzhov V.V. (2013). Strategicheskie napravleniya sovershenstvovaniya innovatsionnoy politiki v transportnoy otrasli [Strategic directions of perfection an innovative policy in transport branch]. Transport business in Russia. (3). 5-8. (in Russian).
Ilyina E.V., Kurzina I.M. (2017). Razvitie promyshlennosti stroitelnyh materialov s uchetom ispolzovaniya rynka informatsionnyh uslug [
The development of the building materials industry, taking into account the use of the information services market].
Management of economic systems: scientific electronic journal. (9(103)). 28. (in Russian).
Klescheva O.A. (2015). Razvitie avtodorozhnogo stroitelstva v Respublike Tatarstan [Development of Highway Construction in the Republic of Tatarstan]. The Review of Economy, the Law and Sociology. (3). 49-52. (in Russian).
Klescheva O.A. (2017). Osobennosti rascheta effektivnosti innovatsiy s uchetom zatrat na okhranu okruzhayuschey sredy [Peculiarities of calculating the efficiency of innovations, taking into account costs of environmental protection]. Russian Journal of Innovation Economics. 7 (4). 381-390. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.7.4.38622.
Lapin R.P. (2016). Otsenka gustoty dorozhnoy seti [
Assessment of the density of the road network].
The young scientist. (12(116)). 311-314. (in Russian).
Medyanik Yu.V. (2017). Rynok inzhiniringovyh uslug v Rossii: problemy i perspektivy razvitiya [Engineering services market in Russia: problems and development prospects]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (24). 4221-4234. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.24.38595.
Rakhmatullina E.S. (2015). Ekonomicheskaya vzaimosvyaz stroitelnogo i energeticheskogo kompleksov [Economic interrelation of building and energy complexes]. Management of economic systems: scientific electronic journal. (12(84)). 40. (in Russian).
Romanova A.I. (2018). Rol innovatsionnyh territorialnyh klasterov v realizatsii innovatsionnoy politiki Respubliki Tatarstan [Role of innovative territorial clusters in realization of innovative policy of the republic of tatarstan]. Siberian Financial School. (2(127)). 94-100. (in Russian).
Rozhkov V.L., Zaynullina D.R. (2016). Kriticheskiy analiz perspektiv innovatsionnogo razvitiya stroitelnoy otrasli Respubliki Tatarstan [Critical analysis of the prospects of innovational development of the construction industry in the Republic of Tatarstan]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (21). 2911-2922. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.21.36934.
Shagiakhmetova E.I., Mukharramova E.R., Kafiatullina M.A. (2017). Konkurentnyy analiz predpriyatiy promyshlennosti stroitelnyh materialov [Competitive analysis of enterprises of construction materials industry]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (14). 2153-2170. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.14.38122.
Ustinova L.N., Nizamova A.Sh., Virtsev M.Yu. (2017). Algoritm prognozirovaniya strategii innovatsionnoy deyatelnosti predpriyatiy [An algorithm to forecast a strategy of innovative activities of enterprises]. Economic analysis: theory and practice. 16 (11(470)). 2111-2122. (in Russian). doi: 10.24891/ea.16.11.2111 .
Zagidullina G.M., Zaynullina D.R., Mavlyutova A.R., Sirazetdinova E.R. (2017). Realizatsiya innovatsionnyh proektov kak osnova ekonomicheskogo razvitiya [Implementation of innovation projects as a basis for economic development]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (23). 3725-3738. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.23.38612.
Zaynullina D.R., Sirazetdinov R.M., Galyaviev B.I. (2017). Teoreticheskie predposylki razvitiya innovatsionnoy politiki Respubliki Tatarstan [Theoretical prerequisites for development of innovation policy of the Republic of Tatarstan]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (23). 3739-3750. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.23.38614.
Zhukov E.A., Ilyin S.V. (2017). Modernizatsiya dorozhnogo khozyaystva Rossii na osnove innovatsionnyh tekhnologiy [
Modernization of the road infrastructure of Russia based on innovative technologies].
MIR (Modernization. Innovation. Research). 8 (2(30)). 196-202. (in Russian).
Министерство транспорта Российской Федерации. (in Russian). Retrieved October 04, 2018, from https://www.mintrans.ru
Отчет счетной палаты Республики Татарстан о результатах аудита эффективности использования государственных средств, выделенных в 2013-2016 годы на проведение дорожных работ в Республике ТатарстанXn--j1ahjm. (in Russian). Retrieved from http://xn--j1ahjm.xn--p1ai/downloads/Finkontrol/Otchet_Audit_efffektivnosti_Tatarstan_06_2017.pdf
Федеральное дорожное агентствоRosavtodor. (in Russian). Retrieved October 03, 2018, from http://www.rosavtodor.ru

Страница обновлена: 03.05.2024 в 07:30:17